Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование основ математических представлений в детском саду»
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание ребенка. При этом большое внимание уделяется на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Важную функцию подготовке ребенка к школе выполняет детский сад. Развитие математических представлений дает ребенку:
Работа в дошкольном учреждении по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Занятия по математике проводятся (один раз в неделю) начиная со второй младшей группы. Занятия проводятся как со всей группой ,так и подгруппами. Для того, чтобы дети усвоили лучше новый материал им дается постепенно, с учетом того, что они знают и умеют. С бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний становится проблемой обучения детей математике. Обучение математике давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Разнообразный дидактический материал, дидактические игры способствуют формированию элементарных математических способностей. Такие ученые, как М. Монтессори, А.А.Столяр, Ф.Фребель, внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни. В игре детей привлекает не обучающая задача, которая заложена, а возможность проявлять активность, выполнять игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие в дидактической игре зависит от того, насколько дошкольник овладел знаниями умениями, которые были в обучающей задаче. Воспитателям ДОУ рекомендуется:
Давайте посмотрим, какой дидактический материал используется на занятия по математике:
Блоки Дьенеша;
Палочки Кюизенера,
Особое внимание дошкольников уделяется умение группировать предметы по признакам (свойствам), начало по одному, а затем по двум (форма, размер). Все игры должны направлены на развитие логического мышления. Ребенок должен уметь устанавливать простейшие закономерности, а именно чередование фигур по цвету форме размеру. Использование компьютера в дошкольном учреждении ,с целью приобщения детей к современным техническим средствам информации, осуществляется в различных игровых технологиях.
Существует различные компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений – развлекательные, обучающие, развивающие диагностические, сетевые.
Среди них: «Баба Яга учится считать» ,»Остров арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»
Игры на развитие основных психических процессов «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора» т.д.
На развитие фонематического слуха и обучению чтению «Букварь», «Баба Яга учиться читать» и т.д.
Игры созданные для художественно-творческого развития детей «Учимся рисовать», «Волшебные превращения» и т.д.
Компьютер воспитателям помогает в развитии ребенка , но не заменит общения между детьми, воспитателем, родителями
«Среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика» С.В. Ковалевская
:
БабаБаа
«Баба