Методика работы над художественным произведением в начальной школе.
Учитель: Фомина Т. В.
Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. В соответствии с требованиями ФГОС перед учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области, среди которых формирование в ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.»
Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным маленького читателя, затрагивает в нём самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его к размышлениям, нравственному самовоспитанию.
Как же этого добиться ?
1. Учитель может достичь целей, если только сам понял смысл изучаемого произведения – это позволит осознанно определять структуру и содержание урока , выбирать приёмы аналитической и синтетической работы на уроке. А чтобы понять идею произведения учителю обязательно надо прочитать биографию автора и познакомиться с оценкой этого произведения. Когда мы знакомим детей с датой жизни автора, можно предложить детям вопрос: какие события в стране происходили в зрелом возрасте автора и могли повлиять на его творчество.
2. Учитель обязательно учитывает принцип родовой и жанровой специфики произведения., его художественного своеобразия. Существенно различаются способы анализа произведения. Например: при анализе эпического произведения ведущими направлениями анализа будут анализ развития действия и образа-персонажа, что обусловлено событийным характером и сюжетом такого произведения.
Выбор конкретных приёмов анализа образа-персонажа зависит от жанра.
Анализ лирики требует пристального внимания к внутреннему миру лирического героя, к динамике его чувств, то есть анализа образа-переживания.
В практической деятельности учитель достигает целей урока через известную методику:
Такая работа в начальной школе имеет свои особенности и сопряжена с целым рядом трудностей. В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса , пытаясь дать оценку тому или иному персонажу дети ограничиваются понятиями « хороший-плохой», « добрый-злой». Попыткой преодолеть эти трудности и разнообразить работу по раскрытию характерных черт литературных героев может стать создание картотеки слов, характеризующих личностные качества. Их может набраться порядка 60 и работать можно с ними по- разному. Данный приём способствует более полной реализации воспитательных задач урока, способствует формированию рефлексивных способностей ребёнка.
Возможные варианты: Выбери из данных карточек, такие , которые характеризуют данного героя. Докажи это примерами из текста. Какие из перечисленных качеств ты считаешь положительными?
( отрицательными) Почему?
Какие качества присущи и тебе тоже? А какими качествами из них тебе хотелось бы обладать?
Найди в тексте и прочитай отрывок, в котором наиболее полно раскрывается данная черта характера героя.
Работу можно организовать как в группах, так и индивидуально, а также разместить их на доску для фронтальной работы.
Схема характеристики героя
Место действия.
Время действия .
Отношение читателя к герою.
Отношение автора к герою.
Роль героя в смысловом содержании произведения
Герой ( персонаж)
Внешний облик
Язык героя
Поступок героя. Мотив поступка.
Внутренне состояние героя ( переживания, эмоции и т.д)
Роль учителя состоит в том, чтобы вовлечь детей в аналитическую деятельность с текстом, сделать её интересной, личностно значимой для учащихся; направить на достижение цели-понять, что хотел сказать автор, как ему удалось донести это до читателя; дать возможность школьникам почувствовать радость открытия в тексте «спрятанных» смыслов. Таким образом, анализ художественного произведения является центральным звеном в процессе работы над художественным произведением и становится средством развития литературного развития младших школьников и будет способствовать приобщению к чтению художественной литературы, формированию у детей духовной потребности в чтении.