Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика работы над художественным произведением в начальной школе.

Помочь учителю методически правильно выстроить урок по литературному чтению, чтобы урок стал средством литературного развития младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методика работы над художественным произведением в начальной школе.

Учитель: Фомина Т. В.

Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. В соответствии с требованиями ФГОС перед учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области, среди которых формирование в ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.»

Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным маленького читателя, затрагивает в нём самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его к размышлениям, нравственному самовоспитанию.

Как же этого добиться ?

1. Учитель может достичь целей, если только сам понял смысл изучаемого произведения – это позволит осознанно определять структуру и содержание урока , выбирать приёмы аналитической и синтетической работы на уроке. А чтобы понять идею произведения учителю обязательно надо прочитать биографию автора и познакомиться с оценкой этого произведения. Когда мы знакомим детей с датой жизни автора, можно предложить детям вопрос: какие события в стране происходили в зрелом возрасте автора и могли повлиять на его творчество.

2. Учитель обязательно учитывает принцип родовой и жанровой специфики произведения., его художественного своеобразия. Существенно различаются способы анализа произведения. Например: при анализе эпического произведения ведущими направлениями анализа будут анализ развития действия и образа-персонажа, что обусловлено событийным характером и сюжетом такого произведения.

Выбор конкретных приёмов анализа образа-персонажа зависит от жанра.

Анализ лирики требует пристального внимания к внутреннему миру лирического героя, к динамике его чувств, то есть анализа образа-переживания.

В практической деятельности учитель достигает целей урока через известную методику:

Такая работа в начальной школе имеет свои особенности и сопряжена с целым рядом трудностей. В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса , пытаясь дать оценку тому или иному персонажу дети ограничиваются понятиями « хороший-плохой», « добрый-злой». Попыткой преодолеть эти трудности и разнообразить работу по раскрытию характерных черт литературных героев может стать создание картотеки слов, характеризующих личностные качества. Их может набраться порядка 60 и работать можно с ними по- разному. Данный приём способствует более полной реализации воспитательных задач урока, способствует формированию рефлексивных способностей ребёнка.

Возможные варианты: Выбери из данных карточек, такие , которые характеризуют данного героя. Докажи это примерами из текста. Какие из перечисленных качеств ты считаешь положительными?

( отрицательными) Почему?

Какие качества присущи и тебе тоже? А какими качествами из них тебе хотелось бы обладать?

Найди в тексте и прочитай отрывок, в котором наиболее полно раскрывается данная черта характера героя.

Работу можно организовать как в группах, так и индивидуально, а также разместить их на доску для фронтальной работы.

Схема характеристики героя

Место действия.

Время действия .

Отношение читателя к герою.

Отношение автора к герою.

Роль героя в смысловом содержании произведения

Герой ( персонаж)

Внешний облик

Язык героя

Поступок героя. Мотив поступка.

Внутренне состояние героя ( переживания, эмоции и т.д)

Роль учителя состоит в том, чтобы вовлечь детей в аналитическую деятельность с текстом, сделать её интересной, личностно значимой для учащихся; направить на достижение цели-понять, что хотел сказать автор, как ему удалось донести это до читателя; дать возможность школьникам почувствовать радость открытия в тексте «спрятанных» смыслов. Таким образом, анализ художественного произведения является центральным звеном в процессе работы над художественным произведением и становится средством развития литературного развития младших школьников и будет способствовать приобщению к чтению художественной литературы, формированию у детей духовной потребности в чтении.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области