Конспект НОД
занятия по речевому развитию
в первой младшей группе
Воспитатель: Лоркина Е.Н.
Тема: «Мебель»
Цель: расширение представлений детей о мебели, ее назначении.
Задачи:
Развивающие:
- ознакомить с названиями предметов мебели: стул, стол, диван, кровать, шкаф;
- учить использовать в речи глаголы обозначающие действия: сидеть, лежать, вешать, убирать;
Обучающие:
- закрепить прилагательные обозначающие величину предмета: большой, маленький;
- развивать моторику, тренировать умение выполнять движения согласовывая их со словами;
Воспитывающие:
- воспитывать желание сопереживать и помогать персонажу.
Словарная работа:
- обогащать слова: мебель;
- активизировать слова: сидеть, лежать, вешать, убирать, стол, стул, кровать, диван, шкаф.
Методы и приемы:
- наглядный - показать всю мебель на картинке? и в группе;
- словесный «Кирюшкина кроватка», закличка, вопросы;
- игровой «Что пропало», «Я начну, а вы продолжите», сюрпризный момент.
Метод повышения познавательной активности:
- сюрпризный момент;
- проблемная ситуация.
Предварительная работа:
- беседа о домашней обстановке, чтение сказки «Кошкин дом», рассматривание иллюстраций предметов мебели, альбом «Мой дом»,чтение потешки «Строим дом».
Материал и оборудование:
- игрушки заместители мебели: стол, стул, шкаф, диван, кровать;
- кукла.
Ход занятия:
1. Вводная часть
- Ребята к нам на занятие пришли гости. Давайте поздароваемся.
- Здравствуйте!
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Проговаривают слова вместе с воспитателем.
«Мы построим большой круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Воспитательль:
- Ребята, как хорошо, что вы такие дружные.
Но кто-то сегодня грустит. Послушайте, кто-то плачет, Слышите?
(Воспитатель вносит куклу Машу и изображает детский плач)
- Маша, что с тобой случилось, отчего ты плачешь? (Спрашивают дети)
- Ребята, дело в том, что Маша живет в кукольном городе и недавно ее поселили в новый красивый дом. Большой, красивый, окна светлые. Есть пол, потолок, стены, и все! Но ее дом совершенно пустой. Она не знает, что должно быть в доме.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, мы можем помочь Маше? (Да)
- Тогда пойдемте сядем на стульчики и поможем Маше.
- Назовите, что должно быть в доме?
(Дети высказывают свои предложения)
- Все вы правильно называете, но для чего нужны эти предметы Маша не знает.
- Скажите, ребята, для чего нужна кровать? Чтобы прыгать на ней?
- Нет. (Говорят дети, чтобы спать)
- А стол?
- Чтобы есть за ним. (Говорят дети)
- А на чем Маша будет сидеть?
- На стуле. (Говорят дети)
- Ребята, а где наша Маша будет хранить свои вещи?
- В шкафу. (Говорят дети)
- Как вы думаете, Маша все запомнила? Ведь мы только говорили о том, что должно быть в доме, но мы ей не показывали эти предметы. А мы можем их показать ей?
- Да, они есть у нас в группе в кукольном уголке.
(Воспитатель берет коробку)
- Я буду загадывать вам что в коробке, а вы мне называть.
Д/игра «Я начну, а вы продолжите»
- Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя… (кровать)
- С пирогами чай попьем за обеденным… (столом)
- Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на… (стуле)
- Как приятно нашей Тане поваляться на… (диване)
- вещи ты найдешь в… (шкафу)
- Вот здорово! Маша тоже хочет, чтобы у нее все это было.
А как это все называется? Вы знаете?
- Это мебель. (Говорят дети)
- Повторите все вместе: мебель.
- Молодцы правильно. А где ее можно взять?
- Папы и мамы купили в магазине. (Говорят дети)
- Маша есть специальный магазин где продается мебель.
- А сейчас мы поиграем в игру.
Д/игра «Что пропало»
(Воспитатель выставляет в ряд предметы мебели-игрушки. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну игрушку- дети открывают глаза и отгадывают, какую игрушку убрал воспитатель. Игра продолжается)
- Какие вы внимательные.
- Давайте расскажем как Кирюше сладко спать в кроватке.
Физ.минутка «Кирюшкина кроватка»
Вот Кирюшина кроватка (развести руки в стороны)
Чтобы спал Кирюша сладко (присесть, ладошки под щечки)
Чтоб во сне он подрастал (медленно встают)
Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, руки тянуться вверх)
Воспитатель:
- А теперь мы с вами сравним мебель вашу и мебель куклы Маши.
Игра «Большой - маленький»
-У вас стул большой, а у Маши стульчик… (маленький)
- У вас стол большой, а у Маши столик… (маленький)
- У вас кровать большая, а у Маши кроватка… (маленький)
- У вас шкаф большой. У Маши шкафчик… (маленький)
- У вас диван большой, а у Маши диванчик… (маленький)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Я думаю, что Маша, теперь поняла, какая бывает мебель, для чего она нужна.
- Маша говорит спасибо, что помогли ей во всем разобраться. Когда она купит и красиво расставит свою мебель, она обязательно пригласит вас в гости. До свидания, ребята!
- Вот мы с вами какие молодцы. Хорошее дело сделали, помогли Маше.
- А теперь попрощаемся с гостями. До свидания!
-