Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности

Цель выявить педагогические условия формирования гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста. Задачи 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность и содержание основных понятий, обобщить имеющийся педагогический опыт по проблеме исследования. 2. Определить средства диагностики, анализа и обобщения полученных данных по формированию гражданской принадлежности дошкольников. 3. Изучить условия формирования гражданской принадлежности дошкольников, через организацию соответствующей предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Критерии и показатели формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности

Рыбакова Любовь Павловна, воспитатель, МБДОУ № 63, г. Ульяновск.

Работая долгое время в дошкольных учреждениях, я занималась разработкой проблемы гражданского воспитания дошкольников. Обращение к данной проблеме обусловлено осознание современной социокультурной ситуации. За последние десятилетия одним из наиболее выдающихся достижений современной системы образования является переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого процесса перед Российским образованием определяются две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России, и педагогическая – формирование элементарной гражданско-правовой культуры юных членов общества.

В настоящее время для дошкольных образовательных организаций действуют ФГОС, согласно которому выделяется пять образовательных областей. Анализ их сущности и содержания позволяет отметить, что гражданско-патриотическое направление воспитательной работы ДОО пронизывает каждую образовательную область (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие), что доказывает интегративность феномена «гражданская принадлежность дошкольников.

Еще одним немаловажным направлением в современной педагогике и психологии является разработка проблем формирования и развития толерантности воспитанников, которая является неотъемлемой частью гражданственности. За последний период становления Российского общества было создано ряд важнейших документов, обосновывающих закономерность развития культуры толерантности, договоренности у детей.

Объект исследования: формирования гражданской принадлежности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Методы исследования: комплекс взаимодополняющих методов, адекватных целям исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение, моделирование, наблюдение, математические методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ), анализ документации.

База исследования: МБДОУ Детский сад № 63 «Буратино».

Выборка исследования: 19 дошкольников одного возраста.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке модели предметно-развивающей среды, как условия формирования гражданской принадлежности дошкольника; в разработке проблемы формирования гражданской принадлежности.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

В нашем детском саду базисной программой образования детей является программа «Детство».

Дополнив её программами:

- «Симбирский венец» под редакцией Ковардаковой М.А. и Майданкиной Н.Ю. УИПК ПРО 2003 г.;

- «Здравствуй мир» О.В. Петровой;

- «Ребенок и право» Ковардаковой М.А., Майданкиной Н.Ю.;

- «Приобщение детей к традиционной культуре Среднего Поволжья» Богатеевой З.А.

Методическими пособиями:

- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Ребенок и право: программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005 – 80 с.

- Сабирова Н.Г., Уранова Н.А., Усманова Э.Ш., Условия организации национально-этнического воспитания и образования дошкольников: методические рекомендации заведующим, педагогам, воспитателям ДОУ, руководителям кружков по татарскому языку. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007 – 46 с.

Мы составили вопросы для обследования детей, посредством которых возможно определить уровень сформированности гражданственной принадлежности старших дошкольников.

Вопросы составлены по трем разделам:

1 раздел – патриотическое воспитание;

2 раздел – национальное воспитание;

3 раздел – правовое воспитание.

Вопросы первого раздела – патриотическое воспитание

1. Что такое Большая и малая Родина?

2. Знаешь ли ты, как назывался раньше наш город?

3. Какие реки протекают через город?

4. Какие стихи и легенды ты знаешь про свой город?

5. Как ты понимаешь слово «семья»?

6. Как зовут твоих близких родственников?

7. Какие улицы города ты знаешь?

8. Какие русские народные игры ты знаешь?

9. Какие памятники ты видел?

10. Каких великих земляков ты знаешь?

Вопросы второго раздела – национальное воспитание

1. Назови столицу России.

2. Народы каких национальностей живут в Поволжье?

3. Какие города Поволжья ты знаешь?

4. Что ты знаешь об историческом прошлом своего города, его культуре, языке?

5. Дети каких национальностей есть в группе?

6. Какая твоя национальность, национальность твоих родителей?

Вопросы третьего раздела – правовое воспитание

1. Как ты думаешь, что означает слово «гражданин»?

2. Гражданином какой страны ты являешься?

3. Какие полезные, добрые поступки ты совершаешь?

4. Что такое личная жизнь?

5. Какие права и законы нашего государства ты знаешь?

6. Соблюдаешь ли ты права, законы нашего государства?

7. Что такое суд?

8. Кого судит суд?

9. Какай твой первый документ?

Далее, с помощью используемых приемов, мы выявили уровни усвоения программы воспитания детьми старшего дошкольного возраста со следующими критериями и показателями уровней по трем разделам, которые нам позволили выделить вопросы входной диагностики (см. таблицы 1, 2, 3, 4).

Мы считаем, что при создании определенных психолого-педагогических условий возможно повышение данного уровня сформированности гражданской принадлежности у дошкольников. Создание данных условий – является основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Раздел гражданского воспитания

Приемы и методы диагностики

Патриотическое воспитание

- организация речевого общения.

- рассматривание картинок изображения старого и нового города, беседы.

- художественное слово.

- рассматривание семейных альбомов и иллюстраций.

- экскурсии по району, городу.

- проведение русских народных игр.

Национальное воспитание

- рассматривание альбомов, кукол в национальных костюмах, наборов открыток по теме: «Города Поволжья».

- организация речевого общения.

- художественное слово.

- дидактическая игра: «Дружная семья»

Правовое воспитание

- организация речевого общения, рассуждения детей.

- чтение художественных произведений.

- рассматривание иллюстраций книги: «Малыш и Карлсон», документов.

- организация детской игры: «Права ребенка»

Таблица 1. Приемы и методы диагностики разных разделов гражданского воспитания.

Критерии

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Знание Большой и малой Родины

2. Знание общих сведений о своем городе (малой Родине)

3. Знание своих родственников, их значимость в семье

Дети не имеют представления о Родине или имеют частичные представления; не знают историю своего города, путаются в названиях улиц; не знают по имени, отчеству своих близких родственников; называют одну – две улицы города, не называют знаменитых земляков. Не имеют играть и не знают русских народных игр.

Дети имеют относительно полные представления о Родине, но не различают малую и Большую Родину; достаточно эмоциональны, знают, как зовут их близких родственников; не точно знают названия и условия некоторых народных игр, не могут назвать порядка пяти улиц и, хотя бы, трех знаменитых земляков.

Дети называют малую и Большую Родину, могут эмоционально рассказать о Родине, объяснить, почему она называется Родиной. Хорошо знают по имени, отчеству и родству своих близких родственников, их участие в жизни семьи, знают правила не одной русской народной игры, называют их, участвуют в них. Называют 4-5 улиц города, несколько знаменитых земляков, могут объяснить, почему они знамениты.

Таблица 2. Уровни усвоения программы. Раздел «Национальное воспитание»

Критерии

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Имеет представление о том, что такое «гражданин», о своей гражданской принадлежности, о том, в чем она выражается, о документе, подтверждаюшим гражданство.

2. Знает, что такое личная жизнь.

3. Знает некоторые права и обязанности гражданина.

4. Имеет представление о законопослушности.

Ребенок знает, что значит гражданином, с трудом определяет свою гражданскую принадлежность, не знает о своем первом документе. Имеет не четкое представление о правах и обязанностях гражданина, не может оценивать качество своих и чужих поступков, эмоциональное состояние других людей. Не знает о мерах государства к соблюдению закона.

Дети достаточно полно представляют себе, что такое права и обязанности, могут называть несколько обязанностей, могут оценивать качество своих и чужих поступков при помощи взрослых. Они не последовательно осознают свою причастность к поручениям, знают понятие «суд», но не знают, кого и зачем он судит. Знает свою гражданскую принадлежность, но не знает о своем первом документе.

Имеет представление о том, что такое «гражданин», о своей гражданской принадлежности, о том, в чем она выражается, о документе, подтверждающем гражданство. Умеет оценивать состояние другого человека, может вставать на защиту своих и чужих прав. Самостоятельно решать проблемные ситуации.

Таблица 3. Уровни усвоения программы. Раздел «Правовое воспитание».

Критерии

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Дети не имеют представления о Родине или имеют частичные представления; не знают историю своего города; путаются в названиях улиц; не знают по имени-отчеству своих близких, родственников; называют одну - две улицы города, не называют знаменитых Земляков; не умеют играть, не знают русских народных игр.

Дети имеют относительно полные сведения о Родине, но не различают малую и большую Родину, рассказы о Родине остаточно эмоциональны; знают как зовут их близких родственников; не точно знают названия и условия некоторых русских народных игр, не могут назвать порядка пяти улиц города и хотя бы трех знаменитых земляков.

Дети называют малую и большую Родину, могут эмоционально рассказать о Родине, объяснить, почему она называется Родиной. Хорошо знают по имени-отчеству и родству своих близких родственников, их участие в жизни семьи, знают правила не одной русской народной игры, называют их, участвуют в них. Называют 4-5 улиц города, несколько знаменитых земляков, могут объяснить, почему они знамениты.

Таблица 4. Уровни усвоения программы. Раздел «Патриотическое воспитание»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям к культуре других народов.

Гражданско-правовое воспитание ребёнка включает в себя три основных направления: воспитание правовой культуры, патриотическое воспитание, воспитание этнотолерантности – уважения прав других народов, признание их достоинств.

Данные исследования могут стать основой работы любого воспитателя. Она даёт возможность педагогическому коллективу комплексно решать задачи патриотическую, правовую и национальную.

Список источников

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области