Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие речевой активности детей 4-5 лет в процессе рассказывания с помощью серии сюжетных картин».

Цель показать роль и значение серий сюжетных картин в развитии речевой активности детей 4-5 лет. Задачи - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования - изучить опыт работы воспитателей в ДОУ по использованию серии сюжетных картин в развитии речевой активности детей 4-5 лет - подобрать методические методики и определить уровень развития речевой активности у детей 4-5 лет на основе данных диагностик - описать содержание работы по развитию речевой активности детей 4-5 лет в процессе рассказывания с помощью серии сюжетных картин - провести сравнительный анализ результатов проделанной работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья на тему: «Развитие речевой активности детей 4-5 лет в процессе рассказывания с помощью серии сюжетных картин».

Цель: показать роль и значение серий сюжетных картин в развитии речевой активности детей 4-5 лет.

Задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

- изучить опыт работы воспитателей в ДОУ по использованию серии сюжетных картин в развитии речевой активности детей 4-5 лет;

- подобрать методические методики и определить уровень развития речевой активности у детей 4-5 лет на основе данных диагностик;

- описать содержание работы по развитию речевой активности детей 4-5 лет в процессе рассказывания с помощью серии сюжетных картин;

- провести сравнительный анализ результатов проделанной работы.

Идея опыта:

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Воспитание и обучение детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой.

Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

Условия формирования опыта

Работа с методической литературой.

Участие в работе методических объединений педагогов, семинаров, консультаций.

Получение консультаций специалистов на курсах повышения квалификации.

Изучение передового педагогического опыта коллег.

Работа по творческой теме.

Методы исследования педагогического опыта

1. Изучение и анализ лингвистической, психологической и педагогической литературы по данной проблеме.

2. Анализ и обобщение материала, при проведении педагогического эксперимента.

3. Беседы с детьми.

4. Опытно-практическая работа.

5.Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказывание, пересказ.

На занятиях по развитию речевой активности широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Ебатурина), «Наша Таня» (автор О.И. Соловьева), В.В. Гербова «Работа с сюжетными картинами» дошкольное воспитание 2009 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Важная роль в процессе освоения ребенком родного языка принадлежит связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общение). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная.

Новизна опыта

Новизна нашего опыта работы по развитию речи у детей в процессе рассказывания по серии сюжетных картин состоит в следующем:

Этапы работы.

Работа планируется в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе поставлены следующие задачи:
- Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
- Дать детям представление о последовательности действий персонажей в литературных произведениях, персонажей, изображенных на картинке, в игровых ситуациях.
- Учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствие с развитием сюжета.
Эти задачи будут решаться в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий. Планируется также проводить игровые речевые упражнения на развитие словаря, упражнение для развития мышления памяти воображения; неумение строить предложение.
На втором этапе будет проведен цикл занятий.
Они решают следующие задачи:
- Формирование самостоятельных высказываний, их структурную оформленность.
- Закреплять умения соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи.
На третьем этапе планирую закреплять умение строить связное повествовательное высказывание.

Технологии, используемые в работе:

К вопросу о ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

На данном этапе проводится работа по подбору и выбору материала для занятий и их планирование. В том году было проведено родительское собрание на тему «Развитие речи детей 3-4 лет». На данном собрании родителям были даны рекомендации по развитию речи в домашних условиях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области