Сообщение на педагогическом совете по теме:
«Организация воспитателем общения сиблингов в семейной группе»
Сиблингами называют родственных братьев и сестер. Сиблинговые отношения – одна из самых продолжительных связей из близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального оттенка (теплые, формальные, конфликтные), часто они продолжаются дольше других межличностных отношений (дружеских, супружеских, детско-родительских) и создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с раннего детства и до преклонного возраста.
Из личного наблюдения часто бывает, что между детьми – родственниками, проживающими в детском доме, в семейной группе недостаточно крепкие родственные связи. Они, конечно, осознают, что у них есть родные брат или сестра, но у них отсутствует, либо слабо проявляется потребность в поддержке близких родственных взаимоотношений.
Общение сиблингов в условиях детского дома довольно стереотипно. Старшие, как правило, помогают младшим по просьбе воспитателя одеваться, проводить гигиенические процедуры, помогают с уроками, но не проявляют интереса к дружескому общению с ними. Младшие тянутся к старшим, ищут их внимания, но старшие часто отвергают или игнорируют их. Младшие братья и сестры чаще имеют какие-либо общие интересы и темы для общения, выходящие за рамки обсуждения семейных событий ( совместные игры, занятия по интересам).
Отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей, психологические травмы оказывает большое влияние на развитие взаимоотношений и общения между сиблингами и снижают ценность кровно-родственных уз детей. К общению больше стремятся младшие дети, все зависит от возраста, личных особенностей детей.
В нашей группе вместе проживают 4 группы сиблингов (Ревины - Карповы, Карась, Ермаковы, Бызгаевы). Все воспитанники с разными характерами, возрастными и индивидуальными особенностями. Возраст воспитанников от 7 до 15 лет.
В ходе общения с детьми им были заданы вопросы о частоте сиблинговых контактов, ответ показал, что общение между ними происходит «иногда» или «редко». Младшие сиблинги заходят или обращаются с просьбами к старшим чаще, что говорит о потребности в сохранении связей. При ответе на вопрос «Общаетесь ли вы друг с другом наедине?» был получен ответ «Очень редко», «Такого общения практически нет». При вопросе «По каким темам вы чаще всего общаетесь?», получен ответ: Передать какую - либо вещь (телефон, игрушку, узнать новости из семьи, обсуждение подарков из семьи) это темы, которые часто их объединяют. Хотя все были согласны с тем, что хотели бы больше общаться и обращать внимание друг на друга.
Налаживать контакты и дисциплину в группах проще с единственными детьми.
Поведение воспитанников и уровень дисциплины в группе с проживанием в ней сиблингов, в общении которых присутствуют конфликты, влияет на взаимоотношения со всей группой детей, психологический комфорт в группе. Это характерно и для нашей группы.
Для решения конфликтов между детьми сиблингами необходимо дать возможность договориться самим, уделить внимание каждому ребенку, найти индивидуальных подход, организовывать совместную деятельность. Главное стремиться разрешить конфликты, чтоб в семье царили мир и взаимопонимание.
Поэтому в группе 3.8 одной и главных стала цель - формирование доброжелательных взаимоотношений между сиблингами в группе. В соответствии с личностными качествами каждой сиблинговой группы стараемся подобрать методы, способствующие формированию чувства взаимной симпатии и уважения между братьями и сестрами.
Во время проведения мероприятий, тематических занятий, игр, совместных дел, согласно тематическому планированию и плана подпрограммы «Семейный очаг» побуждаем детей проявлять заботу, взаимопомощь по отношению к брату или сестре, стремимся сформировать навык социально одобряемого поведения. Организуем совместную работу во время проведения КПД (участие в выставках, конкурсах и мероприятиях различного уровня, в субботниках, проведение экскурсий, тематических прогулок) с целью формирования у детей-сиблингов навыков совместной деятельности и сотрудничества.
В свободное от учебы время, в выходные организуем совместные просмотры познавательных презентаций, видеороликов по нравственному воспитанию, проводим беседы по картинкам «Уроки доброты», в семейном кругу чтение художественных произведений: «Золушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-Семицветик», на тематических занятиях разбираем различные ситуации, где обсуждали поступки и качества героев. Побуждаем обязательно высказываться: «Как я бы поступил? Как поступил бы твой брат или сестра?».
Очень часто родные братья и сестры не умеют общаться между собой: грубят, обзываются, не умеют вежливо высказать свою просьбу, детям не хватает словарного запаса, они не могут построить фразу. С детьми часто проводим беседы «Мудрые мысли о нравственности», «Этические беседы», дидактические игры «Клубочек волшебных слов», «Правила вежливости», «Моя семья», викторина «Кто кому приходится в семье», организуем «День именинника», «Чаепитие». Имеется пособие « Что такое семья?», цель воспитание чуткого отношения к членам семьи.
Итогом прошлого учебного года было проведение открытого занятия «Что такое дружба?», целью которого было способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу. С сентября 2020г. ведется работа по теме самообразования «Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания воспитанников». Работу в данном направлении необходимо продолжать.
Я считаю, что сиблинговые отношения стоит укреплять и поддерживать, так как они являются важной опорой и поддержкой в будущем, они способствуют снижению риска неудач в их дальнейшей взрослой жизни, в построении своей семьи и других внесемейных связях.