Экскурсия как интерактивная форма обучения
В современных условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт и становится основным компонентом развития производственных сил, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность за себя и свои действия. Качественно меняется и диалектическая модель обучения – характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - организатором последнего.
В интерактивном обучении не только проявляется активность студентов, но и присутствует совершенно новый уровень взаимодействия преподавателей и студентов.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников. Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегося – объекта педагогического процесса. В концепции интерактивного обучения это положение заменяется представлением об учащемся как о субъекте своей учебной деятельности. Интерактивное обучение – это один из вариантов коммуникативных технологий, обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащегося, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения студентов между собой и в процессе общения с преподавателем. Интерактивный методический подход - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но и имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Задача педагога в интерактивном обучении заключается в направлении деятельности обучающихся. Он разрабатывает план урока как совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми студент изучает материал. Принципиальное отличие интерактивных заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения студент получает стимул к внутреннему переживанию, что способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его ценностному переосмыслению и выделению из него экзистенциальных ориентиров. Другая отличительная особенность интерактивного обучения состоит в том, что в ходе него не только и не столько закрепляетсяуже изученный материал, сколько изучается новый.
Одной из форм интерактивного обучения является экскурсия,которая способствует более полному изучению материала, его осмыслению и применению полученных знаний в дальнейшем.
В последнее время при изучении технических дисциплин большое значение имеет такой вид обучения как экскурсия. Студенты колледжа, как правило, в основном выпускники 9 классов, которые плохо представляют устройство и принцип работы изучаемых машин и механизмов, а также технологию изготовления и ремонта деталей машин и оборудования.
1.Экскурсия - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ учебного заведения.
Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.
Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.
Во время экскурсии студенты знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.
Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором студенты практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.
2.Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.
Классификация экскурсий проводится за разными признаками:
Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят студентов с практическим применением тех знаний, которые получены при изучении того или иного предмета.
Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цеха завода, на которой студенты знакомятся с применяемыми технологиями обработки деталей, с различным оборудованием, предназначенным для выполнения этих работ и т.д.
Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать студентов, поощрить их к изучению учебного материала.
Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.
Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.
Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится преподавателем перед экскурсией.
3. Экскурсии должны быть четко спланированы и старательно готовиться.
Планируются такие составные элементы экскурсий:
Выбор темы экскурсии и объекта экскурсии осуществляется комплексно, взаимоувязано. Как правило, темы экскурсий уже заложены в программе изучаемого предмета. Преподавателю остается только выбрать объект для посещения, который непосредственно относится к изучаемой теме.
Выбранная тема обусловливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.
Оформление результатов планируется с учетом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.
Подготовка экскурсии происходит в такой последовательности:
4. В определенное время студенты собираются в классе и под руководством преподавателя отправляются к объекту экскурсии.
Во время экскурсии студенты:
5. После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие. Студенты дают ответы на вопросы, которые преподаватель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об изученном на производстве материале.