Здравствуйте, коллеги!
Сегодня я, преподаватель Урюпинской ДШИ, провожу свой мастер класс в Добринской музыкальной школе.
Тема мастер-класса: «Работа над художественным образом произведения». И для его проведения преподаватель Добринской музыкальной школы Тимофей Александрович любезно предоставил мне учеников своего класса. Так же в работе принимает участие концертмейстер класса духовых инструментов Добринской музыкальной школы Анна Анатольевна.
И сейчас я приглашаю к работе первую ученицу. Представься - как тебя зовут?:
/ Оля
/.Я вижу у тебя в руках поперечную флейту… Который год ты занимаешься на ней?
/1-ый/.
А до этого ты играла на каком-нибудь инструменте?:
/блокфлейта/.
Хорошо!
Оля, скажи :над каким произведением ты сейчас /вместе с преподавателем/ работаешь?
/Дмитрий Шостакович « Вальс- шутка»/
А ты знаешь, что Д. Шостакович – гениальный композитор нашего времени? Это был человек, которого волновала судьба Родины, судьбы миллионов человек?
/ученица отвечает/
Он работал во многих жанрах ( симфонии, концерты, оперы, романсы и песни, музыка к к/ф). Для детей он написал немного музыки, но очень известен его сборник « Танцы кукол» из 7-и пьес, использованных в его балетах. Оля, пожалуйста, исполни пьесу. Пожалуйста, Анна Анатольевна!
/1-е исполнение пьесы/
Хорошо, спасибо!
Оля, а знаешь ли ты, что значит в переводе с французского слово « вальс »? Правильно, « кружение ». Чаще вальс – плавный танец, но вальсы бывают разные! Быстрые, медленные или веселые. Вот и название пьесы « Вальс – шутка » говорит само за себя! Когда слушаешь мелодию, кажется, будто танцуют куклы, перебегая с места на место и смеясь!
Однажды в детстве Мите ( так звали композитора, когда он был маленький) приснился сказочный сон: куклы из детского кукольного театра, которые надевались на руку, ожили. Мите казалось, что он очутился в красивом, большом зале. Звучала красивая, нежная, изящная, волшебная музыка. Самая красивая кукла Фея проснулась ото сна и стала звать других кукол на волшебный бал. Куклы стали танцевать, но музыка вдруг замолчала. Все куклы огорчились. И тут кукла – шарманщик спас положение:
« Не печальтесь вы, друзья!
Есть шарманка у меня!
Ты, шарманочка, играй,
Бал веселый продолжай!»
Но тут вдруг мама тронула за плечо спящего Митю и сказала: « Митя, просыпайся, тебя ждет чай с твоими любимыми пирожными». И Митя проснулся. Став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке. Так появился детский альбом « Танцы кукол», который композитор посвятил своей дочери Галине.
На эту музыку сняты мультфильмы, сделаны переложения для различных инструментов, поставлено множество детских танцев. Оля, сейчас я предлагаю тебе посмотреть один из танцев.
/смотрим танец на одном из сайтов интернета/.
Оля, в этом танце дети очень похожи на кукол, правда,
/Оля отвечает/.
Оля, скажи: во время своего исполнения ты слышишь аккомпанемент?
/Оля: « Да»/.
А что именно? Давай попросим Анну Анатольевну сыграть свою партию. Анна Анатольевна, пожалуйста!
/ А.А. исполняет аккомпанемент/
Спасибо, достаточно. Аккомпанемент звучит без изменений от начала до конца! Так передается механистичность какого инструмента, Оля?
/Оля: «Шарманки»/
Правильно, Оля! Отрывистые, повторяющиеся звуки в высоком регистре (прозрачные, изящные). Я хотела бы показать тебе маленькую модель шарманки. Это сувенир, но по звучанию ( здесь ты услышишь другую мелодию) – это точная копия настоящего инструмента. И так же она приводиться в действие поворотом рукоятки. Попробуй и давай послушаем!
/ Оля играет на шарманке. Все слушают/.
Мелодию мы услышали другую, а хрупкие, стеклянные звуки напоминают мелодию твоего вальса!
Для того, что бы понять музыкальное произведение, что необходимо сделать, Оля?
/Оля отвечает/
Да, Оля, то есть почувствовать настроение, выраженное в музыке. Оля. Давай попробуем продирижировать( не обязательно по долям). А просто по настроению подвигать руками под музыку, как бы танцуя…Анна Анатольевна, пожалуйста, исполните еще раз аккомпанемент начала пьесы, а мы будем напевать мелодию и пытаться танцевать руками.
/ слушаем аккомпанемент, напеваем мелодию и «танцуем» руками/.
Хорошо. Оля, а ты обратила внимание, что движения руками хочется под эту музыку делать отрывистыми, короткими ( кукольные)? А еще, что бы почувствовать хрупкость звучания темы, я предлагаю тебе простучать ритм мелодии «Вальса» в треугольник. Этот ударный инструмент обладает хрустальным, высоким звуком. Ударять надо точно, остро ( в пьесе часто используется штрих стаккато). Пожалуйста, исполните с Анной Анатольевной такой необычный дуэт!
/ исполняют фрагмент/. Хорошо! А теперь этот характер попробуем перенести в твое исполнение на флейте. Помни о штрихе, старайся быть точнее, колючей на стаккатированных нотах! Слушай при этом ( как добавка к образу) механистичность, угловатость партии аккомпанимента. Требуется соблюдение баланса соотношения между сольной партии на флейте и аккомпаниментом.
/исполняют/.
Так. Еще помним, что в средней части звучанию придаются большая объемность и полнота. Здесь тебе в этом поможет партия аккомпанимента! Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Анна Анатольевна, продемонстрируйте нам это!
/ А.А. исполняет аккомпанемент средней части/.
Спасибо, Анна Анатольевна! Это очень важно и Вы правильно это исполняете.
Оля, как ты думаешь: с помощью каких средств выразительности композитору удалось передать образ?
/Оля отвечает, я помогаю/.
Верно! Мажорный лад, быстрый темп, средний и высокий регистры, восьмые и шестнадцатые длительности создают ощущения подвижного танца. Оля, исполните пьесу « Вальс- шутка» с Анной Анатольевной.
/исполняют/.
Спасибо, очень хорошо, Характер пьесы получился веселый, радостный и в то же время нежный, стремительный, легкий.
Оля в конце нашей с тобой работы я хотела бы посмотреть и послушать это произведение в исполнении флейты и оркестра.
/ смотрим на одном из сайтов в интернете/.
Оля, спасибо за работу! Желаю тебе творческих удач!!!
А мы идем дальше… И у нас второй участник - представься:
/ Никита/
Ты давно занимаешься на саксофоне?
/2-ой год/
А до этого ты играл на каком-нибудь инструменте?
/блокфлейта/.
Хорошо. Никита, а над какой пьесой ты сейчас ( вместе с преподавателем) работаешь?
/« Маленький негритенок»/.
А композитор, который написал эту пьесу,
/Клод Дебюсси/.
Правильно. Так, а знаешь ли ты, что та версия, которую ты исполняешь - переложение для саксофона и фортепиано фортепианной пьесы?
/Нет/.
Никита, тема нашего занятия - « Художественный образ произведения». Музыка рисует определенные образы. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передает настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. Слушая музыку, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисует определенные образы, картины жизни. У музыки есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные. И все же они бывают похожи на краски изобразительные. Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы используют особые средства выразительности. Никита, давай вспомним их.
/ Никита перечисляет, я помогаю: лад, мелодия, тембр, темп, штрихи, динамические оттенки, регистр, стиль…/.
Хорошо. Никита, сегодня я хотела бы поговорить с тобой об одном из самых интересных, ярких явлений во французском искусстве – импрессионизме, которое возникло на рубеже 19 – 20 веков сначала в живописи, затем в поэзии и музыке…Импрессионизм - в переводе с французского языка « впечатление » - направление в искусстве, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости… В музыке первым и наиболее выдающимся представителем этого направления стал французский композитор Клод Дебюсси.
А так же в музыкальной культуре 20- го века занял прочные позиции джаз. Он оказал сильное влияние на бытовую, танцевальную и легкую инструментальную музыку 1- ой половины 20 столетия, использовавшую элементы негритянского фольклора. Во 2-й половине 70-х годов на эстраде появился кекуок. Его синкопированная мелодия и маршеобразный ритм послужили основой развившегося регтайма. Композитором, использовавшим в своем творчестве звучание мелодии кекуоков, был Клод Дебюсси.
Такая же синкопированная мелодия была использована К. Дебюсси в фортепианной пьесе « Маленький негритенок». Опираясь на характерные приемы негритянской фольклорной музыки, содержащей определенные элементы джаза, композитор способствовал избавлению фортепианной техники от устоявшихся штампов
Прежде, чем мы поговорим о характере пьесы « Маленький негритенок», я хотела бы в твоем исполнении услышать эту пьесу. Пожалуйста, Анна Анатольевна!
/исполняют пьесу/.
Так, хорошо. А скажи, Никита, каким ты видишь характер этой пьесы?
/Никита отвечает/.
Так, значит, веселый. А еще я слышу яркую зарисовку, характеризуюшую беспечное движение негритенка – маленького, непоседливого ребенка, его прыжки, подскоки в 1- ой части; во 2-ой части происходит смена настроения, динамики и штрихов. Появляется напевная, тихая мелодия с подголосками в среднем голосе. Слышится элемент беседы. В 3-ей части – возвращение к веселому, солнечному настроению с активными синкопами.
Теперь о сложностях в исполнении…
Тема 1-ой части трудна в первую очередь из-за ритма. Никита, сыграй, пожалуйста, свою партию 1-ой части.
/ исполняет/.
Никита, здесь правильное выполнение ритма при исполнении очень важно! Звучание должно быть четким, механичным, резковатым. Следует избегать ускорений и « проглатывания » ритмических долей. Нужно до автоматизма запомнить пульсацию ритма ( с помощью хлопков, выбивания дроби…). Никита, давай сейчас еще раз сыграем пьесу с аккомпаниментом? Пожалуйста, Анна Анатольевна.
/ исполняют пьесу/.
Так. Никита, я еще раз хотела бы тебе напомнить, что в 1-ой и 3-ей частях должен быть четкий ритм в синкопах, а так же все должны услышать жесткое звучание. Не забывай о твердой атаке! А вот во 2-ой части внимательно слушай партию аккомпанимента : вместе с твоей мелодией он поможет тебе при ощущении и создании нового звучания и другого характера этой части! Давайте исполним пьесу еще раз…
/ исполняют/.
А сейчас получилось убедительно и хорошо, Молодец, Никита! Большое спасибо Анна Анатольевна!
Никита, в конце нашей с тобой работы я хотела бы, что бы мы посмотрели и услышали с тобой еще одно прочтение этого произведения в исполнении профессионального квартета саксофонистов. Возможно, ты услышишь новые краски, откроешь новые возможности ( темп ) для более яркой подачи характера этого произведения…
/слушаем на одном из сайтов в интернете. Никите очень понравилось/.
Никита, спасибо за работу! Желаю тебе успехов в творчестве!
Спасибо всем за внимание!
До свидания, коллеги!