Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер - класс "Работа над художественным образом произведения"

Цель научиться раскрывать художественный образ произведения. Задачи - образовательная научить грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение - воспитательная воспитание у учащегося любви к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение - развивающая развить умение слушать и понимать исполняемое произведение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Здравствуйте, коллеги!

Сегодня я, преподаватель Урюпинской ДШИ, провожу свой мастер класс в Добринской музыкальной школе.

Тема мастер-класса: «Работа над художественным образом произведения». И для его проведения преподаватель Добринской музыкальной школы Тимофей Александрович любезно предоставил мне учеников своего класса. Так же в работе принимает участие концертмейстер класса духовых инструментов Добринской музыкальной школы Анна Анатольевна.

И сейчас я приглашаю к работе первую ученицу. Представься - как тебя зовут?:

/ Оля

/.Я вижу у тебя в руках поперечную флейту… Который год ты занимаешься на ней?

/1-ый/.

А до этого ты играла на каком-нибудь инструменте?:

/блокфлейта/.

Хорошо!

Оля, скажи :над каким произведением ты сейчас /вместе с преподавателем/ работаешь?

/Дмитрий Шостакович « Вальс- шутка»/

А ты знаешь, что Д. Шостакович – гениальный композитор нашего времени? Это был человек, которого волновала судьба Родины, судьбы миллионов человек?

/ученица отвечает/

Он работал во многих жанрах ( симфонии, концерты, оперы, романсы и песни, музыка к к/ф). Для детей он написал немного музыки, но очень известен его сборник « Танцы кукол» из 7-и пьес, использованных в его балетах. Оля, пожалуйста, исполни пьесу. Пожалуйста, Анна Анатольевна!

/1-е исполнение пьесы/

Хорошо, спасибо!

Оля, а знаешь ли ты, что значит в переводе с французского слово « вальс »? Правильно, « кружение ». Чаще вальс – плавный танец, но вальсы бывают разные! Быстрые, медленные или веселые. Вот и название пьесы « Вальс – шутка » говорит само за себя! Когда слушаешь мелодию, кажется, будто танцуют куклы, перебегая с места на место и смеясь!

Однажды в детстве Мите ( так звали композитора, когда он был маленький) приснился сказочный сон: куклы из детского кукольного театра, которые надевались на руку, ожили. Мите казалось, что он очутился в красивом, большом зале. Звучала красивая, нежная, изящная, волшебная музыка. Самая красивая кукла Фея проснулась ото сна и стала звать других кукол на волшебный бал. Куклы стали танцевать, но музыка вдруг замолчала. Все куклы огорчились. И тут кукла – шарманщик спас положение:

« Не печальтесь вы, друзья!

Есть шарманка у меня!

Ты, шарманочка, играй,

Бал веселый продолжай!»

Но тут вдруг мама тронула за плечо спящего Митю и сказала: « Митя, просыпайся, тебя ждет чай с твоими любимыми пирожными». И Митя проснулся. Став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке. Так появился детский альбом « Танцы кукол», который композитор посвятил своей дочери Галине.

На эту музыку сняты мультфильмы, сделаны переложения для различных инструментов, поставлено множество детских танцев. Оля, сейчас я предлагаю тебе посмотреть один из танцев.

/смотрим танец на одном из сайтов интернета/.

Оля, в этом танце дети очень похожи на кукол, правда,

/Оля отвечает/.

Оля, скажи: во время своего исполнения ты слышишь аккомпанемент?

/Оля: « Да»/.

А что именно? Давай попросим Анну Анатольевну сыграть свою партию. Анна Анатольевна, пожалуйста!

/ А.А. исполняет аккомпанемент/

Спасибо, достаточно. Аккомпанемент звучит без изменений от начала до конца! Так передается механистичность какого инструмента, Оля?

/Оля: «Шарманки»/

Правильно, Оля! Отрывистые, повторяющиеся звуки в высоком регистре (прозрачные, изящные). Я хотела бы показать тебе маленькую модель шарманки. Это сувенир, но по звучанию ( здесь ты услышишь другую мелодию) – это точная копия настоящего инструмента. И так же она приводиться в действие поворотом рукоятки. Попробуй и давай послушаем!

/ Оля играет на шарманке. Все слушают/.

Мелодию мы услышали другую, а хрупкие, стеклянные звуки напоминают мелодию твоего вальса!

Для того, что бы понять музыкальное произведение, что необходимо сделать, Оля?

/Оля отвечает/

Да, Оля, то есть почувствовать настроение, выраженное в музыке. Оля. Давай попробуем продирижировать( не обязательно по долям). А просто по настроению подвигать руками под музыку, как бы танцуя…Анна Анатольевна, пожалуйста, исполните еще раз аккомпанемент начала пьесы, а мы будем напевать мелодию и пытаться танцевать руками.

/ слушаем аккомпанемент, напеваем мелодию и «танцуем» руками/.

Хорошо. Оля, а ты обратила внимание, что движения руками хочется под эту музыку делать отрывистыми, короткими ( кукольные)? А еще, что бы почувствовать хрупкость звучания темы, я предлагаю тебе простучать ритм мелодии «Вальса» в треугольник. Этот ударный инструмент обладает хрустальным, высоким звуком. Ударять надо точно, остро ( в пьесе часто используется штрих стаккато). Пожалуйста, исполните с Анной Анатольевной такой необычный дуэт!

/ исполняют фрагмент/. Хорошо! А теперь этот характер попробуем перенести в твое исполнение на флейте. Помни о штрихе, старайся быть точнее, колючей на стаккатированных нотах! Слушай при этом ( как добавка к образу) механистичность, угловатость партии аккомпанимента. Требуется соблюдение баланса соотношения между сольной партии на флейте и аккомпаниментом.

/исполняют/.

Так. Еще помним, что в средней части звучанию придаются большая объемность и полнота. Здесь тебе в этом поможет партия аккомпанимента! Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Анна Анатольевна, продемонстрируйте нам это!

/ А.А. исполняет аккомпанемент средней части/.

Спасибо, Анна Анатольевна! Это очень важно и Вы правильно это исполняете.

Оля, как ты думаешь: с помощью каких средств выразительности композитору удалось передать образ?

/Оля отвечает, я помогаю/.

Верно! Мажорный лад, быстрый темп, средний и высокий регистры, восьмые и шестнадцатые длительности создают ощущения подвижного танца. Оля, исполните пьесу « Вальс- шутка» с Анной Анатольевной.

/исполняют/.

Спасибо, очень хорошо, Характер пьесы получился веселый, радостный и в то же время нежный, стремительный, легкий.

Оля в конце нашей с тобой работы я хотела бы посмотреть и послушать это произведение в исполнении флейты и оркестра.

/ смотрим на одном из сайтов в интернете/.

Оля, спасибо за работу! Желаю тебе творческих удач!!!

А мы идем дальше… И у нас второй участник - представься:

/ Никита/

Ты давно занимаешься на саксофоне?

/2-ой год/

А до этого ты играл на каком-нибудь инструменте?

/блокфлейта/.

Хорошо. Никита, а над какой пьесой ты сейчас ( вместе с преподавателем) работаешь?

/« Маленький негритенок»/.

А композитор, который написал эту пьесу,

/Клод Дебюсси/.

Правильно. Так, а знаешь ли ты, что та версия, которую ты исполняешь - переложение для саксофона и фортепиано фортепианной пьесы?

/Нет/.

Никита, тема нашего занятия - « Художественный образ произведения». Музыка рисует определенные образы. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передает настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. Слушая музыку, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисует определенные образы, картины жизни. У музыки есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные. И все же они бывают похожи на краски изобразительные. Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы используют особые средства выразительности. Никита, давай вспомним их.

/ Никита перечисляет, я помогаю: лад, мелодия, тембр, темп, штрихи, динамические оттенки, регистр, стиль…/.

Хорошо. Никита, сегодня я хотела бы поговорить с тобой об одном из самых интересных, ярких явлений во французском искусстве – импрессионизме, которое возникло на рубеже 19 – 20 веков сначала в живописи, затем в поэзии и музыке…Импрессионизм - в переводе с французского языка « впечатление » - направление в искусстве, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости… В музыке первым и наиболее выдающимся представителем этого направления стал французский композитор Клод Дебюсси.

А так же в музыкальной культуре 20- го века занял прочные позиции джаз. Он оказал сильное влияние на бытовую, танцевальную и легкую инструментальную музыку 1- ой половины 20 столетия, использовавшую элементы негритянского фольклора. Во 2-й половине 70-х годов на эстраде появился кекуок. Его синкопированная мелодия и маршеобразный ритм послужили основой развившегося регтайма. Композитором, использовавшим в своем творчестве звучание мелодии кекуоков, был Клод Дебюсси.

Такая же синкопированная мелодия была использована К. Дебюсси в фортепианной пьесе « Маленький негритенок». Опираясь на характерные приемы негритянской фольклорной музыки, содержащей определенные элементы джаза, композитор способствовал избавлению фортепианной техники от устоявшихся штампов

Прежде, чем мы поговорим о характере пьесы « Маленький негритенок», я хотела бы в твоем исполнении услышать эту пьесу. Пожалуйста, Анна Анатольевна!

/исполняют пьесу/.

Так, хорошо. А скажи, Никита, каким ты видишь характер этой пьесы?

/Никита отвечает/.

Так, значит, веселый. А еще я слышу яркую зарисовку, характеризуюшую беспечное движение негритенка – маленького, непоседливого ребенка, его прыжки, подскоки в 1- ой части; во 2-ой части происходит смена настроения, динамики и штрихов. Появляется напевная, тихая мелодия с подголосками в среднем голосе. Слышится элемент беседы. В 3-ей части – возвращение к веселому, солнечному настроению с активными синкопами.

Теперь о сложностях в исполнении…

Тема 1-ой части трудна в первую очередь из-за ритма. Никита, сыграй, пожалуйста, свою партию 1-ой части.

/ исполняет/.

Никита, здесь правильное выполнение ритма при исполнении очень важно! Звучание должно быть четким, механичным, резковатым. Следует избегать ускорений и « проглатывания » ритмических долей. Нужно до автоматизма запомнить пульсацию ритма ( с помощью хлопков, выбивания дроби…). Никита, давай сейчас еще раз сыграем пьесу с аккомпаниментом? Пожалуйста, Анна Анатольевна.

/ исполняют пьесу/.

Так. Никита, я еще раз хотела бы тебе напомнить, что в 1-ой и 3-ей частях должен быть четкий ритм в синкопах, а так же все должны услышать жесткое звучание. Не забывай о твердой атаке! А вот во 2-ой части внимательно слушай партию аккомпанимента : вместе с твоей мелодией он поможет тебе при ощущении и создании нового звучания и другого характера этой части! Давайте исполним пьесу еще раз…

/ исполняют/.

А сейчас получилось убедительно и хорошо, Молодец, Никита! Большое спасибо Анна Анатольевна!

Никита, в конце нашей с тобой работы я хотела бы, что бы мы посмотрели и услышали с тобой еще одно прочтение этого произведения в исполнении профессионального квартета саксофонистов. Возможно, ты услышишь новые краски, откроешь новые возможности ( темп ) для более яркой подачи характера этого произведения…

/слушаем на одном из сайтов в интернете. Никите очень понравилось/.

Никита, спасибо за работу! Желаю тебе успехов в творчестве!

Спасибо всем за внимание!

До свидания, коллеги!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области