Презентация опыта работы по подготовке детей подготовительной группы с ТНР к обучению грамоте
Воспитатели: Рехтина И.В.
Белая М.Ю.
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации.
В группе «Золотой ключик» оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность воспитанникам действовать малыми группами и индивидуально.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации игр: по обучению грамоте, пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические и настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Учитель-логопед обучает детей, а задача воспитателя – закрепить выданный материал.
Наша работа в группе строится на тесном сотрудничестве с логопедом.
Ведется тетрадь «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями» для проведения успешной коррекции речевых нарушений у дошкольников старшего возраста с ТНР. В ней расписана работа воспитателя с детьми на неделю по лексической теме и по обучению грамоте.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Как уже было сказано - в старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые.
В своей работе с воспитанниками применяем нетрадиционный игровой прием с ЛЕГО конструктором
Применяем лего-символы (для обозначения звуков): красный – гласный, синий - твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
ЛЕГО-схемы (слоговая схема, звуковая, схема предложения). С детьми организуем следующие игры:
«Посели звуки в домики» - Цель игры: дифференциация гласных и согласных, (твердых и мягких). Домик из красного лего, зеленого и синего. Слова, начинающиеся с гласного звука, селим в красный домик, а слова, начинающиеся с согласных – определяем в синий или зеленый домик.
Игра «Разложить картинки под символы»
Цель игры: развитие умения дифференциации мягких и твердых согласных. Также использования деталей конструктора лего и карточек с изображением предметов. Ход: дети, построив домик определенного цвета, раскладывают карточки, при этом проговаривая свои действия.
«Разноцветные дорожки». Цель игры: дифференциация гласных и согласных (твердых и мягких) согласных звуков. ( Послушать слова и «выложить» дорожку из разноцветных деталей лего, определяя первый звук в словах. Начинаем с твердого варианта, например: морковка, индюк, малина, утята, зебра и т. д
«Определить место звука в слове»
На этапе знакомства детей с буквами - букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль».
Игра «Составь схему предложения из лего конструктора»
Закрепляем с детьми правило: «Звуки мы произносим и слышим,
а буквы видим и пишем».
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах или на разных предметах, наложенных друг на друга.
Дети изображают буквы с помощью палочек, камешек Марблс,
выкладывают из легоконструктора (Игра «Построй букву» из конструктора лего), лепят из пластилина, изображают буквы позой. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ слова. Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков.
Следующий этап - проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).
Для закрепления приема звукового анализа используются разнообразные д/и : «Четвертый лишний ЗВУК», «Звуковая карусель», «Сложи слово». «Звуковочка», «Логопедическое лото», «Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников», «Чем отличаются слова?»
В нашей группе поселился игровой сказочный персонаж «Запоминай-ка» и дети с ним очень подружились. В начале каждой лексической недели этот персонаж приносит в группу 5-6 новых слов, написанных на листках бумаги и предлагает детям прочитать эти слова.
Далее, каждый день с этими словами проводятся различные варианты игр: «Запоминай-ка» меняет их местами (дети должны вспомнить, как они располагались до этого);
дети размышляют, почему именно так поставил, педагог направляет детей: выделяют длинное слово и короткое, делят слова на слоги, выделяют и называют первый звук, называют место положение звука в слове. Проводят звуковой анализ слова, придумывают со словами предложения.
Дети, которые читать не умеют – запоминают слова, написанные на листочках. И к концу недели уже могут прочитать эти слова, хотя и механически.
В своей практической деятельности, мы применяем новые игровые технологии, которые помогают закреплять материал по обучению грамоте. Были придуманы и сделаны напольные «Шагалочки» по типу игры «Умники и умницы», где воспитанникам задаются вопросы.
Если ответ правильный, то ребенок переходит на следующую клеточку (следующий этап).
Такая игра способствуют лучшему закреплению полученных знаний и умений у детей. Учит ориентироваться в схемах звука, слова и предложения.