Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. Представляет собой опыт работы автора и может оказать помощь учителям начальных классов. Ключевые слова формирование, универсальные учебные действия, уроки, окружающий мир.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Г.А.Гусарова

G.A. Gusarova

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»

г. Берёзовский Кемеровской области

Municipal budget educational institution "Lyceum № 15" Berezovsky

E-mail: gusarova58@mail.ru

Формирование универсальных учебных действий

на уроках окружающего мира

Formation of universal learning activities

At the lessons of the world

Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. Представляет собой опыт работы автора и может оказать помощь учителям начальных классов.

This work contains theoretical and practical material on the formation of universal teaching activities in the lessons of the surrounding world. It represents the author's experience and can help primary school teachers.

Ключевые слова: формирование, универсальные учебные действия, уроки, окружающий мир.

Keywords: formation, universal educational actions, lessons, the surrounding world.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обоснование знаний и требований рынка труда. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО ответственность существенно возрастает. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к учащемуся приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НОО являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия. Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - это формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Проектируя урок, направленный на формирование у учащихся УУД, использую возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Поэтому на этапе планирования урока внимательно изучаю, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разбираюсь, на формирование каких УУД они направлены. Формирование любого умения проходит через этапы: 1). Приобретение первичного опыта и мотивация. 2). Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3). Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4). Контроль. Для формирования умений выполнять любое УУД использую те же этапы.

На этапе формирования личностных УУД развиваются умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно делать выбор какой поступок совершать, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Приведу примеры формирования личностных УУД. Например: в учебнике дан текст о России. «Окружающий нас мир не имеет ни конца , ни края. Но для нас самым близким и дорогим миром является наша страна Россия….». Задание: проследите по карте России с какими государствами она граничит, какие моря и океаны омывают её берега. Найдите область, где вы живёте. На основе анализа жизненных ситуаций формируется нравственно-этическая ориентация. Например: даны рисунки жизненных ситуаций и задания. Отметить рисунки, где человек ведет себя как разумное существо. Зачеркнуть рисунки, где он ведет себя неразумно. Объясни, почему ты так считаешь? Одним из главных источников воспитания жизненных ценностей является семья. В любой семье взрослые помогают детям, а дети взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. При изучении темы «Наша дружная семья» учащимся предлагается задание: рассмотри фотографии, накрой фишками те фотографии, где показано, что бывает в вашей семье. А как ты еще помогаешь взрослым? Как члены твоей семьи заботятся друг о друге? Таким образом на данном этапе формируется представление о своей гражданской идентичности в форме осознания, осмысления, принятия жизненных ценностей: «Я» как гражданина России.

На этапе формирования регулятивных УУД использую введение в урок проблемного диалога или проблемной ситуации. Например: При изучении темы: «Где на Земле теплее?»

Использую диалог:

Лена: Теплее на юге. Там зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида?

А ты как думаешь, где теплее?

Учащиеся высказывают версии (прогнозируют), а затем пытаются найти ответ на проблемный вопрос и с помощью учителя. Например: Учащиеся читают диалог в учебнике

Лена: «На Земле есть такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон.»

Миша «Нет таких мест. Ведь каждый живой организм хорошо приспособлен только к своему месту обитания.»

«Кто прав?

Какой возникает вопрос?»

Есть ли такие места, о которых говорит Лена. Какие это места?

В результате учащиеся формулируют цель урока (целеполагание), сравнивают свою версию с выводом в учебнике, определяют успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

: Создаю проблемную ситуацию.

- Покажите самое холодное место на картинке.(Показывают вершины гор.)

- Но вы говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее.

-Задайте проблемный вопрос?

-Почему же на вершине гор так холодно?

Затем учащиеся определяют основной вопрос урока и составляют план решения проблемы.План:1.Почему на вершине горы холодно? 2.Почему земля нагревается сильнее, чем воздух?3.Какие животные и растения обитают в горах?

При формировании познавательных УУД учащиеся учатся пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе. При работе с картой учащиеся научатся выделять необходимую информацию, применять полученные ранее знания, переводить информации из одной формы в другую. Учащиеся получают задание изучить карту-схему. С ее помощью узнай, какие объекты внесены в список Всемирного наследия. Какие из них относятся к природному наследию, а какие – к культурным? Даны иллюстрации природных и культурных памятников, а условными знаками и надписями обозначены памятники на каждом материке. Таким образом учащиеся самостоятельно учатся извлекать информацию. При изучении темы «Моя родословная» для поиска необходимой информации предлагаю использовать другие источники. Например: при выполнении проекта «Моя родословная» учащиеся использовали исторические сведения своей семьи, фотографии, строили генеалогическое дерево, беседовали с родственниками, делали презентации. изучая тему «Кто что ест?», учащиеся выделили четыре группы животных: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, моделировали цепи питания. На уроках учащиеся учатся анализировать, делать выводы. Задаю вопрос: Какое из этих животных- насекомое? Учащиеся высказывают свои предположения. Затем предлагаю посчитать сколько ног у стрекозы, жука, бабочки. Учащиеся делают вывод: Насекомое-это животное, у которых 6 ног. Используя прием сравнения, учащиеся научились отличать ель от сосны по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам. На уроках окружающего мира учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений. Например: История с комарами и кошками. Постановка проблемы. Уничтожили комаров, появилось множество крыс. Почему? В беседе с учителем устанавливаются причинно-следственные связи. Для закрепления материала учащиеся находят информацию по теме в журналах или энциклопедиях, рассказывают одноклассникам. о теме:

« Откуда в снежках грязь?» провели исследовательскую работу. При выполнении исследовательской работы учащиеся проводили опыты. Брали снег в разных местах города ( у дороги, на аллее, на балконе) и за его чертой ( на угольном разрезе, у котельной). После процеживания талого снега и просушки фильтров выявилась степень загрязнения. Учащиеся сделали вывод, что уровень загрязнения снега очень высок на территории предприятий, вблизи проезжей части дорог в черте города, менее в местах отдаленных от автодорог. Абсолютно чистого снега в городе нет.

Провожу работу по формированию коммуникативных УУД: Например: предлагаю построить город из кубиков, поиграть в водителя и штурмана гоночной машины. Штурман прокладывает маршрут и объясняет водителю, куда он должен ехать. Формируются умения совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предлагаю выполнить задание в паре, соединить стрелками природную зону с ее описанием. Формируются умения слушать других. Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. А по теме: «Страны мира» предлагаю работу в группах. Каждая группа получает задание найти в учебнике информацию и рассказать о стране по данному учителем плану. В группе учащиеся самостоятельно распределяют роли, договариваются кто какую информацию будет искать и кто будет докладчиком. Формируются умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Предлагаю выполнить коллективный проект «Родной город». Учащиеся получают задание подготовить фоторассказ о своем родном городе. Его можно оформить в виде книги. стенда, стенгазеты. Учащиеся договариваются кто будет собирать информацию о городе, приготовит фотографии, будет оформлять работу. По окончании работы проводится презентация и оценка результата. На этапе подведения итогов урока учащиеся оценивают свою деятельность на уроке (самооценка), отвечая на вопросы: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили? В конце каждого урока проводится рефлексия. Этап рефлексии на уроке способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке. Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке). Уровни активности - высокий, средний, низкий. Чтобы проверить уровень сформированности УУД у учащихся, провожу контрольные работы в тетрадях «Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе». Я сделала сравнительный анализ результатов диагностики за 2 и 4 классы регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД по трем уровням: высокий, средний, низкий. По всем показателям прослеживается положительная динамика.

В заключении хотелось бы сказать: «Важно учить детей самостоятельно «открывать» знания на каждом уроке, но сложный материал гораздо проще, быстрее и лучше расскажет учитель»

Литература

1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. [Текст]: От действия к мысли. / А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение. 2008 -151с.

2. Солодкова М.И., Чипышева Л.Н. Проектирование уроков на основе системно - деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.[Текст]: Методические рекомендации./ М.И. Солодкова, Л.Н. Чипышева. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2011 -39с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] – М.: Просвещение.2010 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области