Тема:"Правописание безударных гласных в корне слова"
Цель и задачи:
Оборудование: слайды на компьютере, книги сказок А. С. Пушкина, лист самооценки;
ХОД УРОКА :
1.Организационный момент.
Ребята, посмотрите в окно. На улице ярко светит солнышко. Оно согревает своими лучами всех на свете: птиц, зверей, растения. А вас? Сожмите ладошки, представьте, что у каждого из вас спряталось маленькое солнышко. Вы чувствуете тепло? А теперь повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Подарите тепло своему товарищу. Какое у вас стало настроение? И пусть тепло вашей души поможет каждому из вас преодолеть все трудности на уроке. Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, если будете работать дружно и сообща.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать -
Надо … руку поднимать.
2. Словарная работа
-Запишите число, классная работа.
-Сейчас, мы будем с вами писать словарные слова, с красной строки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть гласную.
Пальто, весело, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня.
3.Чистописание.
а я о е и
-Какие из этих букв обозначают мягкость согласных?
-Какие из них «особенные»? Почему?
(Разминка для пальцев).
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на нашем корабле знаний мы отправимся в путь, а сопровождать нас будут герои любимых сказок великого русского писателя. Вы догадались, кто это? Как узнали?
- Из какой сказки звучали строки в начале урока?
( Ответы: А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане», на экране появляется портрет А. С. Пушкина).
-Посмотрите внимательно на текст и попробуйте сформулировать тему урока.
(На экране появляется текст:
Вет-р по м-рю гуляет
И к-раблик подг-няет.
Он б-жит себе в в-лнах
На поднятых п-русах.
(Ответы учащихся.)
-Правильно. Тема урока «Правописание безударных гласных в корне слова». Какую цель вы бы поставили перед собой на этом уроке?
- Какие знания нам понадобятся для достижения поставленной цели?
3.Актуализация знаний.
-Что такое корень?
-Что такое однокоренные слова?
-Как проверить безударный гласный в корне?
-Какие буквы требуют проверки в корне? (о, а, и, е, я.)
(НА ДОСКЕ ДВА СТОЛБИКА СЛОВ)
Оса – осы
Скала – скалы
Стрела – стрелы
-Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (Обозначают безударные гласные звуки)
-Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? (Обозначают ударные гласные звуки)
-Сравните написание этих слов. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?
-Как вы думайте, слова, какого столбика будут проверочными, а какого проверяемыми?
-Какие слова называют проверочными?
-Какие слова называют проверяемыми?
(НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА) РАБОТА ГРУППЕ
Змея, волна, грибы, трава, мосты, поля.
-Прочитайте слова. Выберите среди них те, написание которых нужно проверять.
(НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Живёт в лесу лиса. Летит за мёдом пчела. Сестра несёт ведро воды.
-Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
-Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
В лесу - лес; лиса - лисы; пчела - пчёлы; сестра - сёстры; ведро - вёдра; воды - воды.
-Сегодня у нас гость. Вы узнали его? (Незнайка).
-Прочитайте предложение.
На доске: Лиса гуляла в [лису] и заметила там [лису].
-Как вы думаете, о чем задумался Незнайка?
-Что ему надо знать о безударных гласных звуках, чтобы верно обозначать их буквами?
На доске появляется памятка «Как проверить безударную гласную букву в корне слова».
ПАМЯТКА
-На доске запись звуковой схемы: [лиса], т.е. то как мы слышим слово. Две картинки - с изображением лисы и леса.
-Составьте буквенную запись слов. (Леса, лиса). Объясните.
(вызываю по очереди 2 человека, один пишет леса и объясняет где слово проверяемое, где проверочное и подбирает проверочное, записывает подчёркивая орфограммы ( леса - лес), тоже самое делает второй со словом лиса (лиса - лисы))
-Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Продолжаем изучать тему правописание гласных в ударных и безударных слогах)
4. Работа по учебнику.
Упр.13 с.69
-Прочитайте группы слов. Объясните их значение. Что вы заметили? ( У слов каждой группы есть общая часть)
-Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова.
-Прочитайте последнее задание, выполните его самостоятельно.
Упр.14 с.69
-Прочитайте загадку.
-Найдите слова с выделенными буквами. Что вы можете о них сказать? Почему их нужно проверять?
-Как проверить безударный гласный?
-Подберите к проверяемым словам проверочные. Запишите в тетради.
5.Словарная работа.
-Вспомните, чем хотела отравить злая мачеха молодую царевну? (Яблоком).
-Что такое яблоко? (Фрукт, плод яблони)
-Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы: н-р, глазное яблоко, сердцевина для стрельбы в цель- яблочко. (На экране- иллюстрации глазного яблока и мишени).
-Какая орфограмма в слове ЯБЛОКО ?
-А в слове ЯБЛОНЯ?
-Какую пословицу знаете с этими словами?
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
-Как вы её понимаете?
-Запишите предложение и разберите.
6.Разминка для глаз.
(Двигают глазами за яблочком по тарелочке.)
Закрепление изученного.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Самопроверка, самооценка.
-И вот наш кораблик добрался до чудо-острова. Что же видим?
Ель в лесу, под елью белка
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки непростые
Орфограммы в них ….
- Прочитайте слова на орешках.
(Орех, лебедь, петух, ядро, земля, остров, гонец, комар.)
- На какие группы можно разделить эти слова по определенному признаку?
( Слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным в корне).
-Запишите самостоятельно эти слова, распределив их в две группы по названному признаку).
Взаимопроверка по образцу, взаимооценка.
7.Упражнение в проверке безударных гласных в корне.
Наш кораблик продолжает путь и мы видим следующего героя из сказки Пушкина. Кто это и как называется сказка?
(Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»).
-Снова грозная старуха задала ему нелёгкое задание, поможем ему выполнить его. Вставьте пропущенные буквы в словах, которые принесла ему золотая рыбка, объясните орфограммы.
(Ученики читают слова, объясняют орфограммы и записывают в тетрадь: р.ка, в.да, ст.рик, м.рская, ц.рица).
Самооценка.
8.Какография.
-Вновь наш кораблик в пути и мы видим ещё одного героя. Кто это и из какой сказки?
(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
-Помогите Балде справиться с заданием. Исправьте ошибки в тексте.
Жевёт Балда в паповом доме,
Спит себе на саломе,
Ест за читверых,
Роботает за симерых.
-В каких словах заметили ошибки. Объясните правописание.
- Запишите текст, исправив ошибки.
Самопроверка, самооценка.
. Запись предложения под диктовку.
-Какое сейчас время года? Назовите признаки весны.
Грач на горе - весна на дворе.
-Незнайка вместе с детьми написал предложение, но допустил ошибки. Учитель предлагает детям исправить эти ошибки. (Предложение заранее составлено на доске).
-Исправление ошибок.
8.Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-Достигли ли вы поставленной цели?
-Какие задания вызвали затруднения?