Презентация опыта работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ТНР к обучению грамоте
Воспитатели: Е.Н. Жабина,
С.А. Опейкина
Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится как ребёнок, так и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы приходится на старшие и подготовительные группы.
В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:
ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
ознакомление с предложением и его словесным составом;
деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений;
членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков
звукового анализа слов;
знакомство с буквами.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
В своей работе мы выделяем следующие этапы работы по обучению грамоте:
Подготовительный этап.
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираемся на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.
Вот какие игры мы проводим
• «Топни – хлопни»;
• «Узнай, что звучит?»;
• «Где звучит колокольчик?»;
• «Покажи картинку»;
• «Громко – тихо»;
• «Кто позвал?».
2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что звук «И» - гласный звук, в его образовании участвует голос, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков: «Речевой чемодан», «Прозвони в звоночек, когда услышишь нужный звук», «Логопедическое лото», «Найди лишний звук» и др.
Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, и - индюк). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.
Можно предложить стишок для запоминания образа буквы
• Покатилось колесо, превратилось в букву О;
• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.
После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звуковой анализ:
А сейчас мы хотим познакомить вас с новыми пособиями, которые стали использовать в этом году.
Вариант 1. Детям озвучивается проблема: на вокзале, в багажном отделении случилась беда. Все чемоданы упали с полки и все вещи перемешались. Известно, что в желтом чемодане лежали предметы с определенным звуком, например «И», который стоит в начале слова, в синем чемодане в середине слова, а в красном - в конце слова. Предлагается детям разобрать картинки по своим чемоданам.
Вариант 2. Детям озвучивается таже проблема, только меняется задание. Нужно разложить картинки по количеству слогов в слове. В красном – 1 слог, в синем – 2 слога, а в желтом 3 слога. Данный вариант игры может проводиться с использованием звоночка.
Игры и игровые задания мы используем не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах.
Таким образом, применение современных, инновационных игр в соответствии с ФГОС дошкольного образования, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Считается, как человек говорит, так он мыслит, думает и придумывает. Речь является одним из ярким показателей развития человека, и, конечно же, ребенка. Поэтому мы будем продолжать свою работу, чтобы наши воспитанники говорили и думали достаточно правильно.