Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Презентация опыта работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ТНР к обучению грамоте

Презентация отыта работы по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Презентация опыта работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ТНР к обучению грамоте

Воспитатели: Е.Н. Жабина,

С.А. Опейкина

Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится как ребёнок, так и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы приходится на старшие и подготовительные группы.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений;

членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков

звукового анализа слов;

знакомство с буквами.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

В своей работе мы выделяем следующие этапы работы по обучению грамоте:

Подготовительный этап.

       Знакомство с неречевыми звуками.

 Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.

•  сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

•  затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

•  узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираемся на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.

Вот какие игры мы проводим

•        «Топни – хлопни»;

•        «Узнай, что звучит?»;

•        «Где звучит колокольчик?»;

•        «Покажи картинку»;

•        «Громко – тихо»;

•        «Кто позвал?».

2 этап.  Основной.  На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов.  Вот как происходит знакомство с гласными звуками.           

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что звук «И» - гласный звук, в его образовании участвует голос, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков: «Речевой чемодан», «Прозвони в звоночек, когда услышишь нужный звук», «Логопедическое лото», «Найди лишний звук» и др.

Знакомство с согласными звуками.

  При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

        Если горлышко звенит,

       Значит звонкий звук бежит.

 В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик).   Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, и - индюк). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.

Можно предложить стишок для запоминания образа буквы

•        Покатилось колесо, превратилось в букву О;

•        У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

•        А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

  На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звуковой анализ:

А сейчас мы хотим познакомить вас с новыми пособиями, которые стали использовать в этом году.

Вариант 1. Детям озвучивается проблема: на вокзале, в багажном отделении случилась беда. Все чемоданы упали с полки и все вещи перемешались. Известно, что в желтом чемодане лежали предметы с определенным звуком, например «И», который стоит в начале слова, в синем чемодане в середине слова, а в красном - в конце слова. Предлагается детям разобрать картинки по своим чемоданам.

Вариант 2. Детям озвучивается таже проблема, только меняется задание. Нужно разложить картинки по количеству слогов в слове. В красном – 1 слог, в синем – 2 слога, а в желтом 3 слога. Данный вариант игры может проводиться с использованием звоночка.

Игры и игровые задания мы используем не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах.

Таким образом, применение современных, инновационных игр в соответствии с ФГОС дошкольного образования, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Считается, как человек говорит, так он мыслит, думает и придумывает. Речь является одним из ярким показателей развития человека, и, конечно же, ребенка. Поэтому мы будем продолжать свою работу, чтобы наши воспитанники говорили и думали достаточно правильно.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области