Пашкова Елена Владимировна
Воспитатель МБОУ Школа №12, г.Самара;
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства, каждого человека.
Тема экологического образования дошкольников отражена во ФГОСе: познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладать элементарными представлениями из области живой природы. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, появляются вредные и опасные организмы, в том числе болезнетворные; что приводит в последнее время к увеличению аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Поэтому так важно начинать учить охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать бережное к ней отношение.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Родине.
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания.
Цель экологического воспитания – формирование гуманного отношения к природе.
Становление экологически воспитанной личности возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в
разнообразной деятельности в природе.
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
4.Развитие эстетического восприятияприроды
5. Формирование трудовых умений и навыков.
6.Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
Для достижения целевого ориентира в процессе экологического образования дошкольников необходимо соблюдение ряда принципов: единство воспитательного и образовательного процесса, наглядность, активность детей, ведущая роль воспитателя, экологическая культура педагога.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Что же означает термин «экология», в переводе с греческого это-«наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
В содержании и методике экологического воспитания у детей младшего и старшего дошкольных возрастов существует значительные различия, обусловленные психофизическими возможностями.
До трех лет мышление ребенка связано с непосредственным восприятием, ребенок познает мир через объекты природы, за которыми он может наблюдать, ухаживать, сопереживать им. В среднем возрасте необходимо знакомить детей с взаимосвязями в природе. К пяти годам уже должен быть сформирован ряд представлений об окружающем мире и отношения к нему. С шести лет дети уже не ограничиваются познанием отдельных фактов, а стремятся вникнуть в суть проблемы, понять связь явлений.
В нашем дошкольном отделении проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников, сохраняя преемственность от младшей группы до подготовительной. В каждой группе имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Свою работу по экологическому воспитанию, мы строим по двум направлениям: 1.Работа с детьми. 2. Работа с родителями.
Работа с детьми:
В дошкольном отделении проводятся следующие мероприятия:
Используем программу: «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.; НОД по ознакомлению с окружающим миром; интегрированные занятия; продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация); дидактические игры(«С какой ветки детки», «Где, чей дом»..);подвижные игры ;экологические праздники;прогулки(проводятся мероприятия по временам года, например зимой-кормление птиц, сгребание снега к стволам деревьев, измерение глубины снега, опыты со снегом; весной-очистка клумб от прошлогодней листвы, сбор веток; летом-посадки на огороде, полив растений, осенью - сбор урожая, сбор семян для посадок на будущий год, сгребание опавшей листвы, веток; определяется продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, знакомство с трудом людей);оформление календарей и уголка природы; организация и проведение тематических конкурсов детских работ; участие в экологических выставках; конкурсах различного уровня. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей, поэтому используем метод проектной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В старшей группе разработан и осуществляется долгосрочный проект под названием »Наш друг - зеленый лук». Созданы уголки в группах - экспериментальные, природные, коллекционные; также в рамках социального партнерства с детской библиотекой №12 проводятся такие мероприятия, как «День птиц», « Животные-наши друзья», «Край родной, навек любимый»; большую ценность имеет художественная литература, которая глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения: А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова; один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, являются экологические сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н.Павловой; «Сова» В.Бианки; «Русачёк», Н.Романовой и другие.
Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира; используются в работе информационно-компьютерные технологии, в виде презентаций на различные темы: »Виды птиц», «Дикие, домашние животные», «Явления природы», »Морские обитатели» и другие.
Работа с родителями.
Традиционные формы: родительские собрания, консультации, беседы.
Нетрадиционные формы: деловые игры, круглый стол, дискуссии.
Так же ведется постоянная работа по обновлению уголка для родителей. Для родителей изготовлены консультации «Зеленая аптека», «Природа- наш друг, береги ее», «Лекарственные растения Самарской области».
Так при организации родительского собрания на тему «Мой любимый питомец», было проведено предварительное тестирование родителей с целью выяснения их понимания взаимосвязи людей и домашних животных. Было показано открытое занятие на тему »Как я умею ухаживать за комнатными растениями», где дети смогли показать приобретенные навыки ухода за растениями. Также родители принимают участие в благоустройстве участка для прогулок, тем самым подавая пример детям - бережного отношения к природе (выращивание рассады и высадка ее в грунт, перекопка грядок после зимы, обрезка сухих веток), тем самым подавая пример детям – бережного отношения к пртроде.
Из опыта работы видно, что экологическое воспитание должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью, должно учить детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг, воспитывать в детях такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь, сохраняя любовь к своему родному краю.
Литература:
1.Дыбина О.Б.» Ребенок и окружающий мир» 2005
2.Иванова А. И.» Живая экология»
3.Кондрашова М. А.» Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.» Оренбург, 2005. – 116 с.
4.Павлова Л.» Игры как средство эколого-эстетического воспитания». Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.
5. Рыжова Н. А.» Экологическое образование в детском саду». М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду 2009.
7.Киселева Л.С.» Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.