«Разучиваем стихи с движениями»
Использование стихов с движениями на логопедических занятиях
Значение и взаимосвязь движения и речи.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Давно известно, что игровые формы работы с детьми дошкольного возраста наиболее интересны, продуктивны и целесообразны для усвоения детьми системы родного русского языка. Разучивание стихов с движениями является одной из таких игровых форм работы с дошкольниками. Дети имеют возможность поиграть со стихом, подвигаться, чем воспитывается и поддерживается познавательный интерес детей к родному языку и к данному виду работы с речевым материалом.
В ходе данных речедвигательных игр решаются следующие задачи:
-развитие темпо-ритмической стороны речи, умение рассказывать стих выразительно;
-развитие речевого дыхания;
-осмысление рифмы стиха;
-совершенствование умения координировать движения мелкой и общей моторики со словами;
-закрепление с детьми различных лексико-грамматических категорий в стихотворной форме;
-развитие процессов памяти и внимания;
-развитие "чувства родного языка", осознание его закономерностей и красоты.
Стихи с движениями используются и как физминутки.
Стихи с движениями - это многогранный материал для развития речи детей.
Пожалуй, для большинства детей самым первым стихом с движениями, становится либо потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет, (Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! (Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. (Прыгаем, как зайчик)
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике "Ладошки":
Ладошки вверх! (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз! (Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок! (Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок! (Зажимаем ладони в кулаки).
Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капусту, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки (Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают. (Соединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би -
Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук -
Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат. (Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так. (Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш. (Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук. (Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. ( Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках. (Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке. (Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка. (Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
Данный вид работы обычно проходит в лёгкой игровой форме, без особого принуждения для детей!