Содержание:
1. Инновации в образовании;
2. Сущность технологий VR и AR и их применение в сфере образования;
3. Возможности применения данных технологий в обучении по дисциплине «Товароведение и экспертиза потребительских товаров».
1 Инновации в образовании
Сущность инновации можно определить как новшество, представленное в виде продукта, технологии или подхода к производству, образованию и т.д. Значение инновации заключается в повышении эффективности процессов, в том числе образовательных [1].
С общим технологическим развитием происходит и оптимизация образовательных процессов. Это связано в первую очередь с тем, что работники, как человеческие ресурсы предприятия, обладают определенными компетенциями, необходимыми для решения рабочих задач и приобретаемыми в процессе обучения. Таким образом, чем эффективнее работает система обучения, тем более компетентным и востребованным будет работник, после получения образования.
Инновационное развитие в образовании происходит в результате, с одной стороны, педагогического опыта как отдельных преподавателей и преподавательских коллективов, с другой – предприятий, ориентированных на повышение квалификации сотрудников организаций различных сфер.
Определим основные группы применяемых в настоящее время инновационных технологий в образовании:
1. Информационно-коммуникационные технологии. Данное направление характеризуется использованием программных средств для обучения различным предметным областям. Для более рационального использования программных средств необходимы базовые навыки работы с ЭВМ, которыми в настоящее время обладают все студенты. Поэтому информационно-коммуникационные технологии являются в достаточной степени доступными средствами обучения.
2. Личностно ориентированные технологии. Специфической чертой данного направления является центральное место ученика в образовательной системе, что проявляется в формировании наиболее комфортных условий для каждого ученика в процессе обучения, а также в создании индивидуальных образовательных планов, учитывающих индивидуальные возможности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение процесса обучения. Ориентировано на отслеживание прогресса отдельно взятого студента или образовательного учреждения в целом. Локальные результаты каждого студента фиксируются и сравниваются в динамике.
4. Воспитательные технологии. Направлены на вовлечение студентов в культурные мероприятия.
5. Дидактические технологии. Определяют форматы взаимодействия между студентами и преподавателем, предполагают использование различных форматов учебных заданий и их оценки. Используются такие средства, как: игра, защита проекта, выполнение заданий небольшими группами и т.д. [2].
2 сущность технологий VR и AR и их применение в сфере образования
VR (virtual reality) – технологии виртуальной реальности, реализующие возможность погружения в виртуальный мир с эффектом присутствия посредством шлемов виртуальной реальности.
AR (augmented reality) – технологии дополненной реальности, реализующие интеграцию информации и реальных объектов в различных форматах. Реализуется посредством очков или шлемов дополненный реальности, либо других технических средств.
В Российской Федерации существуют инициативы, связанные с развитием данных технологий, в частности, в сфере образования. Эффекты при развитии технологий виртуальной и дополненной реальности в России [3]:
1. В среднем до 30% образовательных материалов возможно дополнить VR и AR контентом;
2. Российские компании имеют возможность занять до 15% мирового рынка образования, связанного с технологиями VR и AR;
3. Общее повышение качества образования, в том числе в формате онлайн.
На данный момент уже существуют образовательные продукты, основанные на использовании VR технологий. Так, например, «VR Chemistry Lab» – химическая лаборатория, в которой на данный момент реализовано решение нескольких задач. Работа с сервисом возможна посредством VR шлема, ПК или интерактивной доски. Данный подход к образованию обоснован тем, что необходимое оборудование для работы с сервисом намного дешевле, чем реальное лабораторное, а также обучение с помощью виртуальной реальности гарантированно безопаснее. На рисунке 1 изображен интерфейс сервиса VR Chemistry Lab.
Рисунок 1 – Интерфейс VR Chemistry Lab
На момент написания статьи сервис предлагает решение 31 химической задачи, из которых только 3 не поддерживают VR [4].
3 Возможности применения технологии VR в обучении по дисциплине «Товароведение»
Можно выделить несколько основных направлений, в которых уже применяются технологии VR для обучения (как для повышения квалификации, так и для получения первичных компетенций):
1. Металлургия и металлообработка;
2. Строительство;
3 Машиностроение;
4. Топливная промышленность.
Именно в этих сферах деятельности используется VR раньше, чем в других за счет травмоопасности. Применение технологий дает результат, который заключается в увеличении качества и скорости усвоения материала.
Уже применяемые методы в других отраслях можно проецировать на обучение по дисциплине «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», путем формирования набора заданий, реализованного с использованием технологий VR. Примеры заданий:
Предлагаемые решения реализуемы при государственном участии в связи со значительными затратами на разработку. Однако, за счет масштабируемости данных решений разработанный сервис может использоваться повсеместно.
Источники
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
2. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. – Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 61-63. – URL: https://goo.su/9tUO
3.«Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии» Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации – Москва, 2020г. – URL: https://goo.su/Ycw
4. VR Chemistry Lab – виртуальная химическая лаборатория. URL: https://vrchemlab.ru
5. Александр Кондратьев. VR-технологии в промышленности: кому и зачем нужны? URL: https://goo.su/9qcU