Кемеровская область
Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации города Юрги
МКОУ «Начальная школа –д/с№33 г. Юрги»
Литературная викторина
по р.н.с сказкам в старшей группе
Воспитатели:
Назарова Нина Владимировна,
Зудова Яна Леонидовна
2021г
Нод «Литературная викторина»
Цель: Создание условий для формирования интереса у детей к произведениям художественной литературы.
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о русских народных сказках.
- Прививать любовь к русскому народному творчеству.
- Развивать речь и мышление.
- Развивать слуховое восприятие и память.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Содействовать накоплению детьми положительного, эмоционального опыта в процессе общения со взрослыми и книгой.
- Развивать компоненты устной речи детей: произносительную сторону и связную речь в разных видах деятельности.
- Способствовать формированию у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.
- Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним, дружелюбие, взаимопомощь, справедливость, сопереживание к героям сказок.
Предварительная работа: Чтение р.н.с «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Кот , петух и лиса», «Гуси лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», «Жихарка».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Просмотр р.н.с.
Инсценированние сказок «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».
Показ театра на магнитной доске: «Три медведя», «Курочка ряба ».
Оформление выставки - «Мои любимые сказки».
Словарная работа : Поучительная, загадочная, мудрая, интересная, добрая.
Оборудование: Пакет-письмо, сундучок , иллюстрации к сказкам, русский народный костюм (для взрослого), костюм петушка, шапочки к сказкам , игрушки и картинки для песенок и потешек, художественная литература (сказки), разрезные картинки, медали для награждения,. эмблемы.
Ход: Дети зашли в группу и встали на ковре.
Воспитатель: Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Возьмёмся за руки друзья, улыбнёмся друг другу и передадим своё тепло, доброту, что живёт в наших маленьких сердечках. Чувствуете как по вашим ручкам , по ладошкам передаётся теплота и доброта .
Воспитатель: Ребята! Утром Надежда Александровна передала мне письмо, хотите узнать, кто его нам прислал.
Дети:
Воспитатель: Читаю «Здравствуйте ребята,! Я ваш старый знакомый . Как меня зовут, вы узнаете, отгадав мою загадку. «Хвост узорами, сапоги со шпорами, очень рано встаю, детям спать не даю».
Дети:
Появляется петушок : Молодцы, ребята! Отгадали загадку. А я пришёл к вам с подарками. Они находятся в этом красивом сундучке. А чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова. Послушайте: «Сундучок, сундучок, открой пожалуйста свой бочок».
Дети произносят и сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки и иллюстрации (кошечка, сова , картинки петушка и водички) Петушок не зря принёс эти игрушки, мы с вами знаем потешки, песенки, давайте вспомним.
Дети читают:
.«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
А то деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
.«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслина головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Кукареку!
. Ах, ты, совушка - сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидишь,
Головой своей вертишь»
. «Водичка - водичка ,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели ,
Чтоб смеялся роток,
Кусался зубок»
Воспитатель : Ребята , а здесь ещё что-то лежит?
Дети: это книга
Воспитатель: Книга не простая , а в ней сказки.
Вы любите сказки?
Дети : да
Воспитатель : Сейчас, мы с вами посоревнуемся, проведём викторину, а для этого нам нужно разделиться на две команды . Одна команда будет называться Белочки , другая команда Ёжики . Готовы, занимайте команды свои места. Каждой команде по очереди, я задаю вопрос, вы отвечаете. За правильный ответ , получаете вот такие фишки в виде кругов, у команды Белочки круги красного цвета , а у команды Ёжики жёлтого цвета. В конце игры , чья команда наберёт больше фишек, та и побеждает.
Начинаем.
1 задание для команды Белочки.
Как начинаются сказки ? Ответ…
Для команды Ёжики. А как заканчивается сказка ? Ответ…
2 задание. Угадывание сказки по прочитанному отрывку, отгадай о какой сказки идёт речь.
Для команды Белочки.
Перед волком не дрожал
От зайца убежал,
А лисице на зубок и попался.
Ответ: Колобок.
Для команды Ёжики.
В доме том , стало много жильцов
Что за дом такой скажи,
Да и сказку назови.
Ответ: Теремок
Для команды Белочки .
Пошла с подружками в лес , да и заблудилась
Увидела избушку, постучалась, никто не открыл
Дверь толкнула она и открылась.
Ответ: Маша и медведь
Для команды Ёжики.
Иду в красных сапогах ,
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи.
Ответ: Заюшкина избушка.
.Физ. минутка « Колобок «(аудио)
.Зрительная гимнастика. (рукавичка на которой прикреплён трафарет зайца ),следим глазками за зайчиком.
3 Задание: Узнай сказку по описанию главного героя.
Для команды Белочки.
Из муки его слепили,
В печке испекли,
На окошке он сидел ,
С окошка скатился и по дорожке покатился (колобок).
Для команды Ёжики.
Рябушечка, дед у с бабой яичко отдала (курочка ряба)
Для команды Белочки.
Рыжая, хитрая, прикинулась мёртвой и обманула старика (лиса)
Для команды Ёжики.
Сидит она у мишки за спиной, а он несёт её домой (Маша)
4 Задание: Дополни название сказочного героя.
Петушок - золотой гребешок.
Зайчишка - трусишка.
Мишка– косолапый.
Курочка - ряба.
Зайчик - побегайчик.
Волчок - серый бочок.
Лисичка - сестричка.
Лягушка - квакушка.
5 Задание: Собери сказку (разрезные картинки) «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волчок»
Воспитатель : Команда «Белочки» собирает сказки «Теремок» и «Три медведя», а команда «Ёжики» собирает сказки « Заюшкина избушка» и «Лисичка сестричка и серый волчок»
Воспитатель: Команда «Белочки», какие вы собирали сказки ?
Ответы детей.
Воспитатель: Команда «Ёжики», какие вы сказки собирали ?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы выполнили все задания. И по итогам наших соревнований побеждает Дружба! За что герои сказок награждают вас медалями.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания мы выполняли.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие задания понравились больше?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое задание для вас показалось трудным?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же нам помогло выполнить эти задания?
Желание помочь, доброта и дружба.
« В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!»
Награждение команд.
Итог занятия.
Нод «Зайцы в РНС»
Старшая группа
Цель : Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Демонстрировать детям выразительность образа зайца в разных
произведениях.
Задачи:. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказок, давать оценку таких нравственных качеств-понятий : как смелость, доверчивость, трусость, хвастовство.
.Упражнять в образовании прилагательных.
.Обогащать речь детей.
.Активизировать и обогащать словарный запас.
.Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки..
.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование: конверт с письмом, игрушки: петушок, киска, мороз, заяц, картинки: солнышко, дождик, водичка, иллюстрации к сказкам: Колобок, Заюшкина избушка, Заяц –хвоста, мольберт, персонажи из сказки колобок, текст физ. минутки, музыка, рукавичка, силуэт зайца, геометрические фигуры, тарелочки, шапочки к сказке Заяц- хвоста.
Предварительная работа: чтение, драматизация рнс. заучивание пословиц, отгадывание загадок.
Словарная работа: короткохвостый, длиннолапый, горемыка, озорник, камыши, душа в пятки ушла.
Ход: Дети входят в группу и встают на ковре. Встаньте дети , встаньте в круг я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель: Ребята к нам гости пришли, поприветствуйте их.
Сюрпризный момент: стук в дверь ,почтальон принёс красивый конверт , а в нём письмо.
Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте дети ,я ваш старый знакомый .Как меня зовут, вы узнаете отгадав загадку:
«Хвост узорами, сапоги со шпорами, очень рано встаёт, детям спать не даёт»
Дети отгадывают загадку и появляется петушок.
Петушок: Молодцы дети! Отгадали про меня загадку. А я пришёл к вам с подарками. Они находятся в этом красивом сундучке. А чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова. Послушайте:
« Сундучок, сундучок открывай свой бочок. Дети произносят и сундучок открывается.
Воспитатель : посмотрите какие красивые игрушки, картинки. А давайте к этим картинкам и игрушкам вспомним потешки, песенки .
Дети читают песенки, потешки : «Ты мороз. мороз…. «Водичка ,водичка «Чики ,чики , чикалочка…., «Киска, киска, киска брысь…, «Петушок, петушок…, «Солнышко вёдрышко ….
Воспитатель: А я ещё знаю,
«Заинька походи, серенький походи
Вот так, вот так походи.
Заинька подбодрись, серенький подбодрись
Вот так, вот так подбодрись» (движения)
Воспитатель: Ой, ой, ой, а посмотрите сколько зайцев к нам пожаловало. ( на мольбертах прикреплены иллюстрации с зайцами из разных сказок)
Воспитатель: Вы с ними знакомы?
Ответ детей:
Воспитатель: Из каких сказок эти зайцы?
Ответы детей: Колобок, Заюшкина избушка, Заяц-хвоста.
Воспитатель: А какие это сказки?
Дети :Это сказки русские народные.
Воспитатель: А почему?
Ответы детей: потому что их сочинял русский народ.
Воспитатель: Ребята этот заяц на картинке из какой сказки?
Ответы детей: Этот заяц из сказки Колобок.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Предлагаю кому-то из детей расставить героев сказок по порядку и рассмотреть иллюстрации с изображением зайцев в этих сказках и рассказать какой он.
Воспитатель : Ребята подберите длинные слова к зайке из сказки «Колобок».
Дети : короткохвостый, длинноухий, длиннолапый, трусоватый.
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас немного отдохнём, на лужайку все пойдём. Я вас превращаю в зайчиков. Зайки прыгают, скачут.
Физминутка:
Встали зайки на пеньки
Приподнялись на носки
Спины чуть прогнули
Лопатки все сомкнули
Посмотрите на зайчат
Как красиво все стоят
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали
Зайцы волка увидали
И с лужайки убежали
Гимнастика для глаз: (на чёрной варежке прикреплён заяц белого цвета - картинка) следим за зайцем ,куда зайчик туда и глазки.
Воспитатель : Ребята , а это зайчик из какой сказки?
Ответы детей: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Правильно ребята , а какой заяц в этой сказке?
Ответы детей : добрый, доверчивый, беззащитный, слабый, горемыка.
Воспитатель Молодцы ребята.
Обращаю внимание детей на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста». Воспитатель: А почему она так называется?
Дети: Потому - что заяц хвастался.
Воспитатель: Опишите этого зайца, что он делает, вспомните как хвастал заяц.
Ответы детей :озорник , непослушник, хвастливый, трусливый, и храбрый.
Воспитатель: А среди вас есть хвастунишки? А хорошо ли хвастаться?
Ответы детей:
Воспитатель: инсценировка сказки «Заяц-хваста»
Молодцы!
Ребята назовите пословицы:
Дети: «На печи не храбрись , а в поле не трусь»
«Прячется как лягушка в камышах».
Воспитатель: Сказки вспомнили, скажите пожалуйста зайцы в сказках все одинаковые по характеру?
Ответы детей:
Воспитатель: Игра-упражнение: скажи по другому.
«Душа в пятки ушла» (испугался)
«Задрал стрекоча» (убежал)
«Выбился из сил» (устал)
«Задрал нос» (зазнался)
Ответы детей:
Воспитатель: Коррекционная работа: выложи портрет зайца из геометрических фигур.
Молодцы ребята!
Воспитатель: «Вот и сказке конец, а кто слушал тот молодец,
Так они живут, пряники жуют , медом запивают ,в гости приглашают»
Итог занятия