Педагогический потенциал театрализованной деятельности в эмоциональном развитии младших дошкольников
Анализируя программы, соответствующие ФГОС, можно отметить, что далеко не каждая программа достаточно широко раскрывает методические аспекты развития эмоциональной сферы младших дошкольников, и лишь только небольшая часть программ уделяет внимание данному аспекту. Нами были изучены 32 программы. Программы, которые указывают условия развития отдельных сторон эмоциональной сферы дошкольников представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Вопросы развития эмоциональной сферы младших дошкольников в образовательных программах
Название программы, автор | Выдержка из программы |
«Мозаика» (В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдешева) | Для эмоциональной сферы младшего возраста характерна эмоциональная лабильность быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому согласия в капризы, радости в обиду. У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение [49, с. 464]. |
«Я-ТЫ-МЫ» Программа социально-эмоционального развития (О.Л. Князева) | В данном пособии подробно раскрывается смысл и значение социально-эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей. Показана связь социального и эмоционального развития; роль социальных навыков для умения ребёнка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. Далее раскрывается основное содержание программы «Я. Ты. Мы», цели социально-эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства. Пособие содержит организационно-методические рекомендации по реализации программы и работе с родителями, а также вариативные сценарии занятий с детьми разных возрастных групп, методы и приемы обучения, краткие рекомендации для педагогов. В приложении даны описания игр и методических пособий и терминологический словарь [62, с. 168]. |
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. (С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник) | Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [56, с. 208]. |
Образовательная программа детского сада «Золушка» (Творческая группа педагогов детского сада «Золушка» Быкова Р.Г., Киселева Е.А., Хмелёва Н.И., Смирнова О.А., Карамиля И.А., Иванова А.Л.) | Особое внимание необходимо обращать на детскую тревожность, страхи, агрессию, заниженную самооценку, проблемы общения, конфликтность, так как исследования в области психологии показывают, что данные проявления наиболее часто встречаются у дошкольников. Эти проявления еще не являются сформированным тем или иным нарушением, но при достаточно длительном течении могут развиться в определенные формы эмоционально-поведенческих расстройств [40, с. 246]. |
«От рождения до школы» (Н.А. Веракса и др.) | Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка: * особенности контакта ребёнка; * эмоциональная реакция на ситуацию обследования; * реакция на одобрение; * реакция на неудачи; * эмоциональное состояние во время выполнения заданий; * эмоциональная подвижность; * особенности общения; * реакция на результат [41, с. 336]. |
«Вдохновение» (И.Е. Федосова) | Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по программе. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребёнка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия [48, с. 368]. |
«Истоки» (Л.А. Парамонова и др.) | Для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, первых чувств, принадлежности своей семье, сообществу детей педагог: * обеспечивает эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада; * помогает детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни; * поддерживает у детей положительный эмоциональный настрой; содействует доброжелательным взаимоотношениям детей в группе, обеспечивает особое внимание детям вновь поступившим в дошкольное учреждение, пришедшим после длительного отсутствия, а также физически ослабленным и с нарушением поведения; * побуждает детей пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен; поддерживает каждое проявление ребёнком доброжелательности; поощряет общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей; * поддерживает общую высокую самооценку ребёнка, которая ярко эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим; положительно оценивает те или иные действия и поступки малыша; * не допускает отрицательных оценок ребёнка; * способствует тому, чтобы ребёнок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я рисую», «Я иду гулять»; различал свою половую принадлежность («Я мальчик!», «Я девочка!») по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени; * активизирует перечисление детьми членов своей семьи и называние их имен [42, с. 161]. |
Таким образом, в контексте нашего исследования в проанализированных программах, мы обнаружили, что авторы не уделяют должного внимания эмоциям малышей, мероприятия по развитию эмоциональной сферы ребёнка скудны и однообразны, театрализованную деятельность в качестве средства ее развития не рассматривают. В связи с этим, наше исследование достаточно актуально.