Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический потенциал театрализованной деятельности в эмоциональном развитии младших дошкольников

Анализ программ, соответствующих ФГОС, которы помогут раскрыть педагогический потенциал театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогический потенциал театрализованной деятельности в эмоциональном развитии младших дошкольников

Анализируя программы, соответствующие ФГОС, можно отметить, что далеко не каждая программа достаточно широко раскрывает методические аспекты развития эмоциональной сферы младших дошкольников, и лишь только небольшая часть программ уделяет внимание данному аспекту. Нами были изучены 32 программы. Программы, которые указывают условия развития отдельных сторон эмоциональной сферы дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Вопросы развития эмоциональной сферы младших дошкольников в образовательных программах

Название программы, автор

Выдержка из программы

«Мозаика»

(В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдешева)

Для эмоциональной сферы младшего возраста характерна эмоциональная лабильность быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому согласия в капризы, радости в обиду. У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение [49, с. 464].

«Я-ТЫ-МЫ»

Программа социально-эмоционального развития (О.Л. Князева)

В данном пособии подробно раскрывается смысл и значение социально-эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей. Показана связь социального и эмоционального развития; роль социальных навыков для умения ребёнка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. Далее раскрывается основное содержание программы «Я. Ты. Мы», цели социально-эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства. Пособие содержит организационно-методические рекомендации по реализации программы и работе с родителями, а также вариативные сценарии занятий с детьми разных возрастных групп, методы и приемы обучения, краткие рекомендации для педагогов. В приложении даны описания игр и методических пособий и терминологический словарь [62, с. 168].

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

(С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник)

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [56, с. 208].

Образовательная программа детского сада «Золушка»

(Творческая группа педагогов детского сада «Золушка» Быкова Р.Г., Киселева Е.А., Хмелёва Н.И., Смирнова О.А., Карамиля И.А., Иванова А.Л.)

Особое внимание необходимо обращать на детскую тревожность, страхи, агрессию, заниженную самооценку, проблемы общения, конфликтность, так как исследования в области психологии показывают, что данные проявления наиболее часто встречаются у дошкольников. Эти проявления еще не являются сформированным тем или иным нарушением, но при достаточно длительном течении могут развиться в определенные формы эмоционально-поведенческих расстройств [40, с. 246].

«От рождения до школы»

(Н.А. Веракса и др.)

Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

* особенности контакта ребёнка;

* эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

* реакция на одобрение;

* реакция на неудачи;

* эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

* эмоциональная подвижность;

* особенности общения;

* реакция на результат [41, с. 336].

«Вдохновение»

(И.Е. Федосова)

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по программе. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребёнка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия [48, с. 368].

«Истоки»

(Л.А. Парамонова и др.)

Для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, первых чувств, принадлежности своей семье, сообществу детей педагог:

* обеспечивает эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;

* помогает детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни;

* поддерживает у детей положительный эмоциональный настрой; содействует доброжелательным взаимоотношениям детей в группе, обеспечивает особое внимание детям вновь поступившим в дошкольное учреждение, пришедшим после длительного отсутствия, а также физически ослабленным и с нарушением поведения;

* побуждает детей пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен; поддерживает каждое проявление ребёнком доброжелательности; поощряет общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей;

* поддерживает общую высокую самооценку ребёнка, которая ярко эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим; положительно оценивает те или иные действия и поступки малыша;

* не допускает отрицательных оценок ребёнка;

* способствует тому, чтобы ребёнок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я рисую», «Я иду гулять»; различал свою половую принадлежность («Я мальчик!», «Я девочка!») по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени;

* активизирует перечисление детьми членов своей семьи и называние их имен [42, с. 161].

Таким образом, в контексте нашего исследования в проанализированных программах, мы обнаружили, что авторы не уделяют должного внимания эмоциям малышей, мероприятия по развитию эмоциональной сферы ребёнка скудны и однообразны, театрализованную деятельность в качестве средства ее развития не рассматривают. В связи с этим, наше исследование достаточно актуально.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области