Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье автор раскрывает значение культурологического аспекта в изучении гуманитарных дисциплин и обобщает опыт реализации данного подхода на практике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Культурологический аспект в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – от комплекса знаний до навыков практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимодействие человека, общества, природы.

Сама структура процесса познания географии и истории позволяет передавать чувственный опыт, формировать образные представления, моделировать ситуации, формулировать логические связи.

Природные и социальные явления, происходящие в разных странах и в различные исторические эпохи не могут быть достаточно полно представлены средствами одного языка, так как они часто взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для целостного восприятия нужен объединяющий подход, помогающий формировать у обучающихся более реальную картину окружающего мира. В рамках этого подхода хорошо дополняет представления о мире прошлого и настоящего культурологический аспект изучения социальных дисциплин.

Изучение общеобразовательных и гуманитарных дисциплин в контексте подготовки будущего специалиста в области культуры и искусства требует от преподавателя постоянно следовать принципу культуросообразности и соотносить получаемы студентами знания и практические навыки с будущим направлением профессиональной деятельности. В таких условиях новое значение приобретают межпреджметные и метапредметные связи, разнообразные формы и методы интеграции в процессе преподавания дисциплин и профессиональных модулей СПО. Именно поэтому данная работа является некоторой попыткой обобщения опыта интеграции географии и исторических дисциплин в практике преподавания Ульяновского колледжа культуры и искусства.

Итак, какое же отношение имеет изучение экономической и социальной географии к культурологии? Ответ очевиден: экономическая и социальная география – единственная из классических фундаментальных наук, являющаяся одновременно и общественной, и естественной. В этом заключается многообразие знаний с одной стороны, и сложность более полного освещения вопросов культуры с другой.

Культурологический аспект преподавания курса географии предполагает системное использование методов, приемов, современных образовательных технологий, например тематических презентаций, рассказов о культурных деятелях той или иной страны и т.д. Культурологический потенциал географии достаточно значителен, но он еще не осмыслен и образовательные и развивающие возможности «географической культурологии» используются пока еще явно недостаточно.

Напротив, история представляет из себя наиболее развитую и сформированную общественную дисциплину. Однако и здесь культурологический подход пока не получил достаточного распространения. Изучение исторических дисциплин в рамках школьного курса или курса СПО сводится большей частью к политической истории, чередованию войн, реформ, смене правителей, по сложившейся в советские годы практике, большое внимание уделяется экономическим процессам, в то же время духовная жизнь человека и общества в различные исторические эпохи, его мировоззрение и самосознания остаются «за бортом» образовательного процесса. Такой подход делает невозможным объяснение многих политических, экономических и социальных процессов как в прошлом, так и в современном мире. Например, объяснить феномен японского экономического чуда, не вникая в мировоззрение, религиозный и философский базис дальневосточной цивилизации не представляется возможным. Невозможно объяснить специфику современной и древней Индии, не изучив религиозных концепций, особенностей национального и социального состава индийского общества и т.п.

В этой связи особое значение приобретает интеграция географии и истории и совместная реализация принципа культуросообразности преподавателями этих двух дисциплин. Предложенный в обществознании еще в начале прошлого столетия цивилизационный подход как нельзя лучше соответствует реализации этой задачи. Отход от классического страноведческого подхода и замена его изучением цивилизаций позволяет перейти от описательного изучения стран и культур к объяснению механизмов складывания цивилизаций, культур.

Такой подход, конечно, требует от преподавателей привлечения дополнительного культурологического материала, а он отличается фактологичностью и требует отбора для использования в учебном процессе и на отдельных уроках.

Наиболее очевидными примерами реализации культурологического подхода в обучении истории и географии является изучение смежных для истории мировой культуры и географии тем, например «Культурные объекты Китая», «Религии мира», «Этносы России» и др. Использование технологий бинарных и интегрированных уроков в изучении этих и многих других тем позволяет не только понять сущность цивилизационных и культурных процессов в мире, но и формирует у обучающихся представление о целостности научной картины мира.

В качестве примера реализации культурологического подхода и межпредметной интеграции в системе СПО приведем краткий конспект интегрированного урока по дисциплинам география и история мировой культуры для студентов первого курса Ульяновского колледжа культуры и искусства, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество».

Конспект бинарного открытого урока по предметам география и

история мировой культуры на тему:

«США. Историко-географическая характеристика».

Тип урока: Обобщение материала

Оборудование:

Политическая карта мира, иллюстрационный материал на доске, тематические картинки, проектор, экран, презентация, контурные карты США, атласы, учебники.

Цели урока:

Образовательная: Дать историко-географическую характеристику США, показать роль страны в культурологическом аспекте образования, показать связь времени на примере данного государства, раскрыть особенности и индивидуальность данной страны.

Развивающая: развить способности проводить анализ географического положения, привить навыки работы с картой, учебником, раздаточным материалом

Воспитательная: Воспитать чувство толерантности, уважения к народу и культуре другого государства, осознания необходимости познавать историю и географию, как отдельные науки, так и в тесной их взаимосвязи.

Ход урока.

1.Огранизационный момент. Проверка отсутствующих. Вступительное слово преподавателей.

2.Постановка целей и задач урока.

3.Изучение нового материала:

Вспоминаем что изучает экономическая и социальная география мира (территориальную организацию человеческого общества) ; к какой части света относится данное государство (показывает на карте мира); вспоминаем и показываем столицу США.

Начинается презентация, которая включает в себя информацию, характеризующую:

1.Географическое положение страны и его особенности

2.Природные условия и ресурсы во взаимосвязи с экономической мощью страны.

3.Характеристика населения.

4.Экономика страны : промышленность и сельское хозяйство.

5.Транстпорт .

6. Внутренние различия

4.Закрепление.

Первым этапом закрепления урока является практическая работа с контурными картами: студенты отмечают главные промышленные пояса США с их специализацией, а также Второй этап включает устный опрос студентов в виде викторины, за каждый правильный ответ, студент получает жетон, таким образом выявляется победители или активные участники викторины ,которые награждаются дополнительными «пятерками» за урок.

Вопросы викторины.

5.Подведение итогов. Выставление оценок.

6.Домашнее задание. Параграф учебника, доклады.

Библиографический список

1.Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю // Народное образование. 1997. № 6.

2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. № 4.

3.Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (на материале пропедевтических краеведческих курсов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / СПб., 1999.

4.Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии. М., 1996.

5.Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

6.Преображенский В.С. Как же так, коллеги? //География. 1997. № 3.

7.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области