Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрена сущность диалогической речи, описаны особенности диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены виды деятельности на основе сказок для формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые слова общее недоразвитие речи, дошкольники с ОНР, диалогическая речь, формирование диалогической речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Н.О.Солянова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрена сущность диалогической речи, описаны особенности диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены виды деятельности на основе сказок для формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники с ОНР, диалогическая речь, формирование диалогической речи.

Актуальность темы. Один из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте – это развитие диалогической речи ребенка. Кроме этого, степенью развития диалогической речи ребенка-дошкольника определяется уровень сформированности у него познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.)

Главная задача в речевом развитии дошкольников состоит создании условий для овладения детьми языковыми средствами общения, к которым относятся: словарный запас; грамматический строй речи, умение использовать усвоенный языковой материал, строить полные, связные, последовательные и понятные для окружающих высказывания.

У детей с ОНР такие языковые средства, которые необходимы для полноценной диалогической речи нарушены. В силу стойких лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений в речевом развитии таких детей отмечается заметное ограничение возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков. Дошкольникам с общим недоразвитием речи характерны трудности, связанные с программированием своего высказывания, синтезированием отдельных элементов в структурное целое, отбором языкового материала (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).

В работах отечественных исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с ОНР особое значение имеет именно формирование диалогической речи в силу структуры дефекта. Это сложная задача, для решения которой нужна длительная и целенаправленная работа логопеда, воспитателей, родителей и ребенка (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева).

Приоритетность в развитии диалогической речи означает необходимость соблюдения поэтапности, которая соответствует возрастным, психологическим, физиологическим особенностям, что является обязательным условием личностного роста дошкольника с общим недоразвитием речи. Главное для ребенка – автоматизация диалогической речи, которая реализуется в общении.

Целью данной статьи является рассмотрение теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

У дошкольников с речевым недоразвитием отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, в результате чего наблюдается несформированность связной речи, в том числе и диалогической.

Системные речевые нарушения у дошкольников с ОНР ведут к неполноценному формированию коммуникативных навыков, что, в свою очередь, не способствует обеспечению коммуникативного процесса, а, следовательно, и не способствует развитию познавательной деятельности, создает существенные препятствия в овладении детьми знаниями. В результате ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее подготовиться к обучению в школе.

У детей с ОНР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве.

Для формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР предлагаем использовать следующие виды работы на основе сказок. Считаем, что текст сказок – прекрасный материал для формирования навыков диалогической речи. Дошкольники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя народные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй, речи, структуру предложений, эмоциональные особенности произведения.

Составление вопросов по сюжетной картинке. Дети внимательно рассматривают картинку. Отвечают на вопросы логопеда. Затем по очереди составляют вопросы по картинке. Дается игровая мотивация: «Кто составит больше вопросов, тот станет победителем». Далее ведется подсчет количества вопросов, составленных каждым ребенком.

Изображение героев сказки, их характерных движений, жестов. Сначала логопед берет на себя роль каждого из героев и выступает в качестве образца, дети одновременно повторяют за ним. Затем проводится игра «Угадай»: дети по очереди встают и изображают задуманных героев, а остальные угадывают их.

Повторение заданных реплик с различной интонацией. Логопед произносит реплики с различной интонацией, дети повторяют за ним. Сначала хоровое повторение, затем индивидуальное проговаривание с помощью логопеда или самостоятельно.

Затем дети отгадывают загадки, близкие к теме прослушанной сказки.

Диалоги-импровизации с пальчиковыми куклами. Детям предлагается разыграть диалог друг с другом с помощью пальчиковых кукол-героев изучаемого произведения. В случае затруднений, логопед сам вовлекает ребенка в диалог, пытаясь вызвать у него интонацию удивления, возражения, радостного изумления и др.

Игра «Закончи предложение». Логопед говорит начало предложения по тексту изучаемой сказки, дети дополняют его.

Выводы. Рассмотрение особенностей развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи позволило нам сделать ряд выводов: замедление речевого развития ограничивает речевой контакт со взрослыми и сверстниками, поэтому общение для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не является основным источником поступления знаний об окружающем. Запас сведений и представлений у них ограничен.

Итак, уровень общения детей с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития речи. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми.

По нашему мнению, сказка является наиболее эффективным и доступным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она активизирует детскую фантазию, развивает логическое мышление, память, речевые коммуникативные способности.

Список литературы

Солянова Надежда Олеговна - воспитатель, МКДОУ Сенгилеевской детский сад «Солнышко» Россия, Ульяновская обл., г.Сенгилей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области