Проект
Турагентство «НЕПОСЕДЫ»
Проект по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного
возраста через организацию экскурсий по родному городу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект направлен на ознакомление с окружающим детей старшего дошкольного возраста через организацию экскурсий по родному городу. Экскурсия – наиболее эффективный воспитатель от видов деятельности, поскольку сочетает в себе слово и наглядность, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, экскурсия станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Древние мудрецы утверждали: «Поучая, развлекай!». Формирование личности человека начинается в раннем детстве, и путешествие является одним из средств, влияния на развитие детей дошкольного возраста. Экскурсия, как один из самых любимых видов деятельности детей, очень востребована в процессе восприятия мира дошкольниками. Экскурсии несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Сегодня почти для каждого ребенка правильно организованная прогулка практически замещает игрушки, формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и экскурсии. Экскурсионные прогулки не только способ времяпровождения, но и средство воспитания и познания. Участвуя в экскурсиях, дети приобретают социальный нравственный и культурный опыт, познают мир, учатся общению с другими людьми, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. При проведении экскурсии очень важно показать детям правильную модель поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Актуальность проблемы и обоснование проекта.
В современном обществе снизилась мотивация детей к процессу приобретения знаний. В связи с этим, происходит поиск новых технологий, методов и приёмов, которые бы не снижали интерес к познанию. Актуальным становится использование активных методов развития и воспитания детей. Проблемы развития познавательных способностей у детей являются наиболее актуальными в педагогическом процессе. При реализации данного долгосрочного проекта, у детей расширятся знания о своей малой Родине-городе Тереке, будут сформированы понятия о профессиях, о единстве человеческого сообщества. расширятся представления детей об окружающем мире, дети познакомятся с новыми словами, явлениями, ситуациями, последуют примерам поведения в обществе, что поспособствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.
Сроки выполнения проекта: 1 год
Целевая группа – дети старшего дошкольного возраста.
Цель – развитие познавательной активности и создание условий для ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста через организацию экскурсий
Задачи:
Рисунок 1
Формы работы | Методы работы | |
Организационные | - план работы; - консультации; | - планирование; - консультирование; - беседа; - игровой метод |
Исследовательские (диагностические) | - сбор информации; - изучение документов; | - анкетный опрос; - наблюдение; - диагностирование |
Практические | - познавательные мероприятия; - изобразительная деятельность; - культурно-досуговые мероприятия (викторины, выставки) | - тематические беседы; - наблюдение; - игровые методы |
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта:
Рисунок 2
Этапы реализации проекта
1. Организационный (информационно подготовительный)
С детьми | С родителями |
- беседы с детьми о родном городе; - рассматривание и чтение книг о городе Терек; - рассматривание фотографий с изображением памятников, зданий. - рассматривание альбомов «Народное творчество», «Народные костюмы»; -чтение кабардинских народных сказок»; -рассматривание иллюстраций о народных праздниках и традициях; -просмотр презентации «Мой город». | - беседы с родителями ; - проведение родительского собрания; - помощь в подборе иллюстраций, открыток, книг, фотографий о городе Тереке, о героях ВОВ, о памятниках; -помощь в подборе иллюстраций, раскрасок, фотографий о народной культуре. -помощь в подборе иллюстраций о народных праздниках. |
2. Практический ( реализация проекта)
С детьми | С родителями |
-выставка детских работ «Мой любимый город»; - проведение тематических занятий о Родном городе; - целевая прогулка по ближайшим улицам города, в музей, в городской парк, к стадиону, к памятникам, в спорт центр. - создание альбома «Мой город»; - сюжетно-ролевые и дид. игры; -праздники, развлечения. | - оказание помощи в проведении экскурсий; - изготовление совместно с детьми альбома о городе Тереке; -создание выставок «Народная игрушка», «Овощная ярмарка», «9 Мая», фоторепортаж «День Победы». -создание мини-музеев. -оказание помощи в проведении развлечений. |
3. Заключительный.
С детьми | С родителями |
- проведение викторины «Знатоки родного города»; - проведение музыкального праздника «День города»; -праздник «9 Мая». | - Беседы с родителями о важности данной проблемы - систематизация знаний детей о родном городе. - Оформление альбома группы о семейных путешествиях. - Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения в группе, атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Бюро экскурсий». - Оформление фотогазеты « Достопримечательности города» |
Рисунок 3
Перспективный план реализации проекта «Турагентство «Непоседы».
Проект, включает в себя 6 разделов: «Достопримечательности», «Профессии»,
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеленый город», «В мире животных»,
«Времена года».
№ п/п | Номер экскурсии | Раздел | Название экскурсии | Дидактический и психологический смысл | Итог мероприятия |
Сентябрь | |||||
1. | № 1 | Зеленый город | «Клумбы города» | Формирование любви к своей земле, родине и природе, бережное отношение к планете, чтобы сохранить ее для следующих поколений.Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы. | Изготовление макетов клумб. |
2. | № 2 | Времена года | «Рассматривание осенних деревьев и кустарников» | Привитие бережного отношения к богатству окр. мира. Учить различать листья дуба, клёна, берёзы по форме, величине. Учить сравнивать, находить различия. Показать разнообразие природы родного края. Прививать интерес и любовь к природе. | Рисование по впечатлениям. |
3. | № 3 | В мире животных | Просмотр фильма «Лесные обитатели» | Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность. | Создание альбома «Животный мир нашего края» |
4. | № 4 | Достопримечательности | «Экскурсия к мемориалу героев ВОВ» | Расширить представления детей о защитниках Родины; воспитывать уважение к ветеранам ВОВ; воспитывать патриотизм. | Создание альбома «Герои ВОВ» |
Октябрь | |||||
5. | № 1 | Что такое хорошо и что такое плохо | Экологическая акция «Живи родник» | Привлечь и активизировать интерес и инициативу детей и родителей по благоустройству и очистке родников; формировать практические навыки природоохранной деятельности. | Выпуск стенгазеты «Берегите родники» |
6. | № 2 | Профессии | Целевая экскурсия «Главпочтамт » | Формировать устойчивый интерес к профессиям. Развитие коммуникативных навыков. | Сюжетно-ролевая игра «Почтальон» |
7. | № 3 | В мире животных | «Поход в городской парк» | Закрепить знания об осенних изменениях в природе родного края, об обитателях парка. | Выставка поделок из глины «Обитатели нашего парка» |
8. | № 4 | Зеленый город | «Хвойные деревья в городе» | Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы. Воспитывать бережное и любовь отношение к природе. | Выставка рисунков «Ёлочка -зелёная иголочка» |
Ноябрь | |||||
9. | № 1 | Времена года | Экскурсия в парк №2. Наблюдение за дятлом. | Рассмотреть внешний вид дятла; сравнить воробья и дятла. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Закрепление признаков времен года. | Выставка поделок «Птицы нашего края» |
10. | № 2 | Профессии. | Целевая прогулка к ж/д вокзалу | Формировать устойчивый интерес к профессиям. Развивать наблюдательность, внимание, память детей. | Рисование по впечатлениям. |
11. | № 3 | В мире животных | «Поездка в республиканский зоопарк» | Обобщить и систематизировать представления детей о животных. Закреплять знание о животных и птицах, условиях их обитания, о сезонных изменениях в их жизни, строения тела. | Конкурс «Что? Где? Когда?» об обитателях зоопарка. |
12. | № 4 | Что такое хорошо и что такое плохо | Акция «Береги электроэнергию» Международный день энергосбережения | Привлечь внимание к рациональному использованию ресурсов в районе, обучение простым приемам энергосбережения в быту. | Тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у лампочки» |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Мой любимый мультфильм» | |||||
Декабрь | |||||
13. | № 1 | Профессии. | Экскурсия в магазин «Посуда» | Закрепить названия предметов посуды ; знакомить с трудом взрослых, формировать интерес к профессии продавца. | Лепка предметов посуды |
14. | № 2 | Достопримечательности | Экскурсия к ДК | Познакомить с достопримечательностями города; объяснить значимость культурного центра города. | Выставка кукол для театра |
15. | № 3 | В мире животных | Экологическая акция «Развесим кормушки в парке» | Расширить представление детей о зимующих птицах нашего региона. | Экологическая акция «Развесим кормушки в парке» |
16. | № 4 | Времена года | Целевая прогулка к городской новогодней ёлке. | Воспитывать эстетическое чувство к прекрасному. Формирование позитивного настроения о проведении новогодних каникул | Рисование по впечатлениям |
Январь | |||||
17. | № 1 | Достопримечательности | Посещение спортивного центра. | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься. | Изготовление коллективной аппликации |
18. | № 2 | Что такое хорошо и что такое плохо | Акция «Не рубите ёлочку» | Помочь детям понять как красоту живого дерева, так и рукотворного предмета, сформировать желание сохранить ели растущие рядом: на участке сада и в лесу. | Выставка поделок ёлочек из бросового материала. Выпуск стенгазеты «Не рубите ёлочку». |
19. | № 3 | В мире животных | Просмотр презентации Красная книга | Знакомство с Красной книгой, как государственным документом и её значением. Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. | Беседа о просмотренной презентации. Рисование «Животные и растения из Красной книги» |
20. | № 4 | Профессии. | Экскурсия в аптеку. | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, содержанием работы фармацевта; формировать интерес к профессии. | Сюжетно ролевая игра «Аптека» |
Февраль | |||||
21. | № 1 | Достопримечательности | «Экскурсия по городу» | Формировать представления о родном городе, главных улицах, Расширять знания о правилах поведения на улице; правилами движения пешеходов по тротуару и через проезжую часть. Воспитывать чувство признательности и любви к своему городу. | Беседа «Что мы видели на улицах нашего города». |
22. | № 2 | Профессии. | «Экскурсия в ДОСААФ»«Аты-баты шли солдаты» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. | Выставка поделок боевой техники. |
23. | № 3 | Времена года | Целевая прогулка в городской парк. | Закрепление признаков времен года. Формировать знания о сезонных изменениях в природе зимой; учить обращать внимание на красоту природы; закрепить знания о жизни птиц зимой. | Разгадывание загадок о временах года |
24. | № 4 | В мире животных | Просмотр фильма «Животные нашего края» | Знакомство с повадками животных.Привитие любви к животным. | Конкурс рисунков «В мире животных» |
Итоговое мероприятие: выставка творческих работ «Зимушка-зима» | |||||
Март | |||||
25. | № 1 | Достопримечательности | «Поход на стадион» | Расширять представления о здоровье и формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре, закрепить знания о различных видах спорта. | Спортивные состязания |
26. | № 2 | Времена года | Целевая прогулка на поле. | Закрепить признаки весны, организовать наблюдение за первыми всходами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Рисование по впечатлениям |
27. | № 3 | Зеленый город | Экологическая акция «Берегите первоцветы!» | Расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии. Познакомить с первоцветами нашего районо. Закрепить знания детей о первоцветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Развивать стремление познавать мир, воспитывать бережное отношение к природе, к растениям. | Конкурс рисунков «Подснежник» |
28. | № 4 | Профессии. | Целевая прогулка в пожарную часть. | Рассмотреть, транспорт и снаряжение. Воспитывать интерес уважение к нелёгкому труду пожарных Учить выполнять правила по пожарной безопасности . | Игра «Пожарные» |
Апрель | |||||
29. | № 1 | Зеленый город | Прогулка в сквер. «Да здравствует природа» | Наблюдение за изменениями в природе весной; развивать наблюдательность, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. | Викторина «Знатоки природы» |
30. | № 2 | Что такое хорошо и что такое плохо | Природоохранная акция «Берегите природу!» | Расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека; Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность; поощрять стремление участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней и беречь её. | Совместная деятельность детей и родителей: изготовление экологических знаков: природоохранных, предупреждающих. Создание плаката: «Уроки бережливости в природе». |
31. | № 3 | Достопримечательности | «Посещение краеведческого музея» | Формировать знания о краеведческом музее; материальной и духовной культуры нашего города; познакомить детей с жизнью наших предков; воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю. | Беседа по впечатлениям |
32. | № 4 | В мире животных | Просмотр фильма «Река Терек» Беседа об обитателях водоёма. | Закрепить знание детей о главной реке нашего города, закрепить знания детей об обитателях водоёма, закрепить умение различать обитателей водоёма по внешнему виду; закрепить знания об их повадках; воспитывать любовь к живой природе. | Беседа о просмотренном фильме. |
Май | |||||
33. | № 1 | Достопримечательности | Прогулка к памятнику «Павшим героям» | Рассказывать о лучших людях России, города. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ, победе нашей страны в войне. | Возложение цветов. Аппликация «Символ победы» |
34. | № 2 | Зеленый город | Экскурсия в парк №2. | Познакомить с изменениями в природе типичными для разгара весны; обогащать словарь новыми словами, обозначающими весенние явления в природе; воспитывать интерес к наблюдениям весенних изменений в природе. | Составление альбома «Признаки весны» |
35. | № 3 | В мире животных | Целевая прогулка к озеру. | Знакомство с жизнью лягушек. Воспитание сообразительности, сноровки и быстроты. | Рисование «Чудеса озера» |
36. | № 4 | Профессии. | Экскурсия в школу №3 | Познакомить детей со школой, работой учителя, формировать устойчивый интерес к учёбе в будущем. | Домашнее задание Рисунок «Моя будущая школа» |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Что такое хорошо, и что такое плохо» |
Примерная схема проведения мероприятий:
1.Вступительное слово (педагог информирует детей о предстоящей экскурсии, высказывает общую мысль прогулки, либо задает проблему);
2. Проведение экскурсии;
3. Беседа по итогам экскурсии (вопросы детям, обсуждение, выводы);
4. Домашнее задание (совместное творчество родителей с детьми);
5. Итоговое мероприятие (проводиться в конце каждого месяца в форме выставки рисунков и творческих работ).
Рисунок 4
Кадровые ресурсы
№ п/п | Должность | Количество штатных единиц | Обязанности |
1. | Воспитатель | 2 | Организует участие детей в мероприятиях проекта, сопровождает детей на экскурсию. |
ВСЕГО: 2 |
Рисунок 5
Материально-технические ресурсы:
1. Мультимедийный проектор;
2. Ноутбук;
3. Фотокамера;
4. Канцелярские принадлежности (бумага А 4, карандаши цветные, фломастеры, гуашь, кисточки).
Информационные ресурсы:
1. Информационные буклеты, памятки (для детей и родителей).
2. Ресурсы интернета для сбора материала.
3. Сайт http://гнбкбр.рф
4. Выставки рисунков и творческих работ.
Рисунок 6
Контроль и управление проектом
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности
Рисунок 7
Ожидаемые результаты | Критерии оценки эффективности | |
Качественные | Количественные | |
Развитие познавательных и творческих способностей детей, посредством вовлечения в деятельность и использованием различных форм проведения коллективных мероприятий (совместный просмотр и обсуждение экскурсий, участия в викторинах, выставках). | Активность детей в мероприятиях. Повышение развития познавательных и творческих способностей. | Охват детей, проявивших активность в мероприятиях (выставках). Количество проведенных индивидуальных и коллективных мероприятий. |
Повышение интереса детей к экскурсиям | Уровень заинтересованности к экскурсиям | Охват детей проявивших интерес к экскурсиям. |
Проведение работы по улучшению эмоционального состояния детей с различными нарушениями здоровья. | Уровень психического состояния несовершеннолетних. - Качественный рост работы над улучшением эмоционального состояния детей | Охват детей, с улучшением эмоционального состояния. |
Воспитание культуры поведения в быту и в общественных местах. | Уровень поведенческого состояния несовершеннолетних | Охват детей, с улучшением поведенческих реакций во время мероприятия. |
Анализ эффективности мероприятий проекта для детей дошкольного и младшего школьного возраста, с различными нарушениями здоровья. | Оценка эффективности мероприятий проекта | Количество детей, принявших участие в реализации проекта |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. /Г.М. Блинова – Москва, 2010. – 128 с.
2. Выгодский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С. Выгодский: В 6 т. – Т.2 – Москва: Педагогика, 1984. – 502 с.
3. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир/ О.В. Дыбина – Москва, 2005. – 130 с.
4. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003. – 271 с.
5. Козлова С.А. Мой мир/ С.А. Козлова – Москва, 2000. – 224 с.
6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988. – 276 с.
7. Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996. – 165 с.
8. Времена года для детей в стихах и картинках [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lychic.ucoz.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.03.2015)