Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические игры , направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

1. Количество и счёт

1. «Игра с кубом» (старшая группа – 5-6 лет)

Цель: совершенствование умения считать в обратном порядке в пределах 10.

Задачи:

образовательные: упражнять в счёте в обратном порядке с определённой цифры;

развивающие: развивать внимание, сообразительность;

воспитательные: воспитывать умение действовать по сигналу.

Материалы и оборудование: куб с цифрами.

Ход игры.

- Ребята, посмотрите, какой у меня необычный куб с цифрами, давайте с ним поиграем, хотите? (Да). Встаем все в круг, а Катя с помощью считалки выберет, кто из вас начнёт эту интересную игру. (Девочка выполняет задание).

Бежит заяц через мост.

Длинные уши, куцый хвост.

Ты далёко не беги,

Посчитать нам помоги.

Раз, два, три –

Выходи ты!

- Итак, Маргарита, брось куб мне я объясню правило игры. (Девочка бросает куб воспитателю).

- Я поймала куб и называю цифру на его верхней грани и начинаю считать от неё в обратном порядке. Цифра 6. Шесть, пять, четыре, три, два, один. После этого я перебрасываю куб другому играющему, и игра продолжается. Правило игры считаем только в обратном порядке. Готовы. (Да). Коля, лови куб. (Цифра 7. Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один).

-Молодец Коля, не ошибся, теперь бросай куб кому ты желаешь, но только это нужно делать быстро, чтобы не было паузы, тогда играть будет интересней.

Мальчик бросает куб и игра продолжается. Педагог хвалит детей, быстро выполняющих задание.

2. «Какая команда быстрее соберётся?» (старшая группа – 5-6 лет)

Цель: обучение счету в пределах 8.

Задачи:

образовательные: учить выстраиваться по порядку цифрового ряда;

развивающие: развивать внимание, сообразительность;

воспитательные: воспитывать умение согласовывать свои действия с

другими участниками команды, дисциплинированность.

Материалы и оборудование: бубен, 2 набора цифр до 8: один набор красные цифры, другой – черные.

Ход игры.

На столах лежат перевёрнутые цифры от 1 до 8. На одном столе – красные цифры, на другом – черные.

- Ребята, я знаю очень интересную игру и предлагаю вам в нее поиграть, хотите? (Да). До начала игры разделимся на две команды, вы должны договориться между собой кто в какой команде будет играть: красные цифры или черные цифры? (Дети выполняют задание, воспитатель помогает).

- Внимание команды слушаем правила игры. Под звуки бубна вы бегаете по групповой комнате. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны. Дети, которые остались без цифр, будут давать задание игрокам другой команды. Готовы. (Да). Мы начинаем.

- Какие вы молодцы, никто не ошибся, в каждой команде цифры стоят по порядку, вы меня порадовали. Света ты играешь в команде красные цифры и тебе цифры не досталось, напомни, по правилам игры, что тебе нужно сделать. (Мне нужно придумать задание для игрока другой команды, если ребенок затрудняется ответить, педагог помогает).

- Задания могут быть самые различные, например, у кого цифра три, присядет пять раз. Света, придумай сама задание. (У кого цифра семь, топнет ногой два раза).

- Цифра семь, выполняй задание. (Ребенок из другой команды выполняет задание). Молодец Никита.

- Алина из команды черные цифры придумает задание для игроков команды красные цифры. (У кого цифра пять назовет число на одно больше).

- Ребята, какое интересное задание придумала Алина для красной пятёрки. (Шесть).

- Умница Катя справилась.

Цифры возвращаются на прежнее место и игра продолжается.

Усложнение. Играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две команды. Аналогичным образом даются различные задания.

Примечание. Должно выстроиться несколько команд. Перед игрой на это обращать внимание не нужно. Но если дети будут испытывать затруднения, то им следует помочь.

3. «Помоги Незнайке найти пару» (старшая группа – 5-6 лет)

Цель: развитие умения устанавливать отношение между множеством и цифрой.

Задачи:

образовательные: учить считать до 9, сравнивать цифру с количеством точек на карточке;

развивающие: развивать зрительный анализатор, внимание;

воспитательные: воспитывать интерес к игровой деятельности.

Материалы и оборудование: карточки с цифрами, карточки с разным количеством точек от 1 до 9. Игрушка «Незнайка».

Ход игры.

- Ребята у нас в гостях Незнайка. Что случилось Незнайка, почему ты грустный? Знайка подарил мне цифры и карточки с таким же количеством точек. Я начал играть и все перепутал. Помогите мне ребята, пожалуйста.

- Давайте все вместе рассмотрим карточки и поможем Незнайке к каждой карточке подобрать цифру, соответствующую количеству точек на ней. Ребята распределите карточки по столам, на один стол кладем карточки с цифрами, на другом – с точками. (Дети выполняют задание).

- Рома расскажи Незнайке, как правильно подобрать цифру к карточке.

(Незнайка, нужно посчитать количество точек, а потом подобрать цифру).

- Верно. Рома начинает игру. Твой ответ должен быть адресован Незнайке. (Мальчик выбирает карточку с любым количеством точек, считает и подбирает цифру. Одна, две, три, четыре, пять. Незнайка на карточки пять точек, к этой карточки подбираю цифру пять).

- Молодец Рома. Назови имя ребенка, который продолжит игру. (Саша).

Игра продолжается, затем участники игры складывают карточки в определенном порядке от 1 до 9, отдают Незнайке. В конце игры Незнайка благодарит детей за помощь.

4. «Построим лесенку для котенка» (средняя группа – 4-5 лет)

Цель: формирование у детей представлений о прямом и обратном счёте.

Задачи:

образовательные: упражнять детей в прямом и обратном счете от 1 до 5, познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3- голубая, 4- красная, 5- желтая;

развивающие: развивать память, наглядно-образное мышление, внимание;

воспитательные: воспитывать интерес к игровой деятельности.

Материалы и оборудование: наборы палочек Кюизенера, игрушка котенок.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить лесенку для котенка.

- Ребята сегодня мы построим необычную, лесенку для котенка из цветных палочек вы уже с ними знакомы. Маша найди самую короткую палочку. (Девочка выполняет задание).

- Какого она цвета? (Палочка – белого цвета).

- Маша, вспомни какую цифру, обозначает белая палочка? (Это единица, число «1»).

- Верно. Справа от белого кубика поставим палочку обозначающую цифру «2». Илья, найди эту палочку? (Розовая палочка – это число «2»).

- Молодец, правильно. Вова, какая следующая палочка по цвету? (Голубая). Какое число обозначает голубая палочка? (Голубая палочка – это число «3»).

- Хорошо, молодец. А кто помнить какого цвета следующая палочка. Пожалуйста, Даша. (Красная палочка – это число «4»).

- Умница, Даша. Какого цвета палочка у нас осталась Яна? (Желтого).

- Это, какое число? (Желтая палочка – это число «5»).

- Ребята, давайте все вместе посчитаем ступеньки, назовём их цвет.

Дети вместе с воспитателем и котенком считают ступеньки, при этом называют цвет ступенек.

Составим все палочки четко по росту

От низкой – к высокой, это очень просто.

- Ребята котёнку очень понравилась цветная лесенка, а вы меня сегодня очень порадовали, молодцы.

Примечание. Можно построить двустороннюю лесенку и, поднимаясь и спускаясь по ступенькам, считать (прямой и обратный счет).

А рядом составим в обратном порядке –

От длинной – к короткой, как на зарядке.

Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем.

Все ступеньки по одной

Знаем в лесенке цветной!

5. «Отгадай число» (старшая группа– 5-6лет)

Цель: формирование умения у детей понимать отношения рядом стоящих чисел.

Задачи:

образовательные: совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

развивающие: развивать слуховое внимание, память;

воспитательные: воспитывать умение быстро думать и отвечать.

Материалы и оборудование: линейки для счёта от 1 до 10 на каждого ребёнка.

Ход игры. Воспитатель спрашивает у детей.

- Ребята хотите поиграть в интересную игру «Отгадай число?». (Да).

- Вставайте полукругом, мы начинаем. (Дети образуют полукруг).

- Вспомним нашу любимую считалку, Коля выбирай, кто начнёт игру.

Ехал мужик по дороге

Сломал колесо на пороге

Сколько гвоздей говори, поскорей?

На ком из детей закончилась считалка, называет любое число до 10, например 6, считает детей до шести, ведущего выбрали. Педагог обращается к водящему.

- Алёша, ты задумаешь любое число в пределах 10 и мне говоришь его на ушко, тихонечко, чтобы никто не услышал. А остальные играющие дети при помощи вопросов, на которые Алёша может ответить только «да» или «нет» должны отгадать это число и показать его с помощью линейки для счета. Правило игры понятны всем? (Да).

- Попробуем. Например, Алёша задумал число 5. Вы можете задать ему вопрос «Это число больше четырёх?» (Да). «Это число меньше шести?» (Да). «Это число пять?» (Да). Итак, Алёша задумал число 5, а Наташа его отгадала, значит она продолжает игру. На счетной линейке найдите и покажите число 5. Молодцы.

Игра продолжается.

2. Величина

1. «Коврик для кошки» (младшая группа – 3-4 лет)

Цель: формирование представлений о свойствах предметов по величине: длинный - короткий.

Задачи:

образовательные: учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать результат сравнения словами (длинный - короткий), учить различать пространственное направление от себя (вверху- внизу);

развивающие: развивать внимание, сообразительность;

воспитательные: воспитывать отзывчивость, сочувствие, желание помогать.

Материалы и оборудование: «Кошка» из театра «Би-Ба-Бо», палочки Кюизенера.

Ход игры. Стук в дверь.

– Ребята, к нам кто-то стучится, сейчас я посмотрю, да это Кошка, давайте с ней поздороваемся.

- Здравствуй кошка, мы с ребятами знаем про твою беду, но твои друзья помогли тебе потушить огонь. – Ребята давайте вспомним, как это было.

Вместе с детьми воспитатель проговаривает слова песенки «Тили-бом! Тили-бом!»

- «Огонь – то погас, но сгорел в огне мой любимый коврик. Осталась только одна ниточка». (Педагог проговаривает слова кошки, игрушка одета на руке).

- «Ребята поможем кошке, сплетём для неё новый коврик». (Да).

Воспитатель раздаёт детям цветные палочки (жёлтые).

- Это верхняя ниточка, а теперь добавим других ниточек. Возьмём самые короткие ниточки. Машенька, ты нашли короткие ниточки, какого они цвета? (Белые).

- Одинаковые по длине получились ниточки? (Нет). Какие ниточки, Настя? (Короткие).

- Верно, короткие. Что нужно сделать Коля, чтобы белая ниточка стала длинной, как жёлтая? (Добавить белые палочки). Если ребёнок затрудняется, педагог вместе с детьми помогает ему.

- Молодцы, правильно. Много коротких ниточек, становятся одной длинной ниточкой.

Затем педагог предлагает взять 1 розовую и 1 голубую; 1 белую и 2 розовые; 1 красную и 1 белую, каждый раз обращая внимание на то, что ниточек много и они короткие.

- Ваня, расскажи, из каких ниточек получился твой коврик? (Вверху длинная желтая ниточка, а внизу – сложенные вместе короткая красная и короткая белая, равные желтой). Если ребёнок затрудняется, педагог вместе с детьми помогает ему.

- Молодец Ваня. Желтая ниточка какая? (Длинная).

- А красная и белая ниточки какие? (Короткие).

Кошка «благодарит» детей за коврики.

2. «Отгадай, чего не стало?» (средняя группа – 4-5 лет)

Цель: формирование представлений о свойствах предметов по величине.

Задачи:

образовательные: упражнять в сравнении предметов по величине, учить отражать в речи этот признак;

развивающие: развивать внимание, память, речь;

воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать ответ товарища.

Материалы и оборудование: две ленты разной длины, две книги: толстая и тонкая, две банки (высокая и низкая), две бутылки (с узким и широким горлышком).

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на предметы стоящие на столе, вместе с детьми называет их.

- Мои хорошие, сейчас вы все закроете глаза, а я в это время уберу какой-нибудь предмет. Когда я предложу вам открыть глаза, вы должны внимательно посмотреть на оставшиеся предметы и сказать чего не стало. Задание понятно. Готовы. (Да). Закрывайте глаза. Дети выполняют задание педагога. Воспитатель убирает один из предметов (толстая книга).

- Открывайте глаза. Какого предмета нет на столе? Наташа.

Отгадывая, чего не стало, дети должны охарактеризовать убранный предмет. ( На столе нет толстой книги).

- Верно, Наташа молодец. Продолжаем игру, закрывайте глаза.

Игра повторяется 3-4 раза.

3. «Отгадай» (младшая группа – 3-4 лет)

Цель: формирование умения сравнивать предметы по длине.

Задачи:

образовательные: учить сравнивать предметы по длине;

развивающие: развивать умение определять предметы на ощупь;

воспитательные: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: платок, две палочки разной длины, карандаши, бруски из строительного материала.

Ход игры.

Игра проводится с теми детьми, которые испытывают затруднения в определении длины.

- Даша, посмотри какой красивый платочек, под ним спрятались карандаши длинный и короткий, тебе нужно с помощью пальчиков определить какой карандаш длинный, а какой короткий. Давай попробуем! (Девочка выполняет задание с помощью педагога).

- Даша ты определила, какой карандаш длинный, а какой короткий? (Да).

- Клади на стол сначала длинный карандаш, а затем короткий и назови их. (Ребенок выполняет задание, при этом называет карандаши: «Это длинный карандаш, это короткий).

- Умница Даша.

Игра повторяется 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы и меняются задания (кладем сначала короткий предмет, а затем длинный).

Затем ребенок вместе с воспитателем рассматривает ряды длинных и коротких предметов, убеждается, что у всех предметов различная длина.

4. «Автомобили» (младшая группа – 3-4 лет)

Цель: формирование умения сравнивать предметы по ширине.

Задачи:

образовательные: учить сравнивать предметы по ширине;

развивающие: развивать сообразительность, внимание;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к игровой деятельности.

Материалы и оборудование: ворота (2 шт.), к которым прикреплена горизонтальная полоска (широкая и узкая, одинаковой длины и цвета); для детей: полоска такой же ширины и длины, как на каких-либо воротах.

Ход игры. Игра проводится на свежем воздухе. На скамейке лежат широкие и узкие полоски одной длины.

- Ребята, возьмите по одной полоске. Это «номера» машин, которыми вы управляете, сегодня вы водители. У каждой машины свой «номер», они будут ездить по городу по моему сигналу: «Машины поехали!». А вот ворота – это гаражи.

- Как только я скажу: «Машины в гараж!» - каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого нужно приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по ширине, можно въезжать. Готовы. Машины поехали! (Дети выполняют задание).

- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием. Маша, молодец, Алёша, правильно въехал в гараж, Наташа посмотри на свой «номер», разве у тебя такая полоска, какая на воротах гаража? Ребята, какая у Наташи полоска широкая или узкая? (Узкая).

- Наташа, на воротах гаража какая полоска? Приложи ещё раз свой «номер» к «номеру» на воротах гаража. Вот видишь, они не совпадают. Это не твой гараж, потому, что здесь широкие полоски, а у тебя другой «номер». Какая у тебя полоска? (Узкая). Приложи свой «номер», к «номеру» другого гаража, они совпадают. Ты можешь въезжать.

Игра повторяется 2 раза.

5. «Скажи наоборот» (словесная, средняя группа – 4-5 лет)

Цель: формирование представлений о свойствах предметов по величине.

Задачи:

образовательные: учить сравнивать две группы предметов по величине;

развивающие: развивать сообразительность, внимание;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к игровой деятельности.

Материалы и оборудование: мяч.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и объясняет правила игры.

- Ребята, кому-нибудь из вас я брошу мяч и скажу следующие слова: Река широкая, а ручей? … Тот, кому из вас я бросила мяч, ловит его и говорит слово противоположного значения. Задание понятно. (Да). Начинаем.

- У мальчика волосы короткие, а у девочки…… (Длинные).

- Молодец Катя. Следующее задание для Кирилла. Дверь узкая, а окно…. (Широкое).

- Верно, Кирилл продолжаем.

Варианты словосочетаний.

3. Форма

1. «Раздели квадрат» (старшая группа – 5-6 лет)

Цель: развитие умения составления предмета из геометрических фигур разного размера (треугольников).

Задачи:

образовательные: упражнять в конструировании, с использованием равнобедренных треугольников.

развивающие: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, речь, внимание.

воспитательные: воспитывать умение анализировать собственный результат и результаты других, самостоятельность, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: два больших листа бумаги белого или голубого цвета, по одному бумажному квадрату зелёного цвета разных размеров, ножницы.

Ход игры. Дети сидят за столами, у каждого два квадрата зелёного цвета, разных по размеру.

- Мои хорошие, сегодня мы с вами займёмся конструированием из бумаги, перед вами хорошо знакомые геометрические фигуры разные по размеру. Коля назови их. (Квадраты).

- Верно. Алина, а как можно назвать квадрат по-другому и почему? (Четырехугольник, у него четыре угла).

- Молодец Алина. Ребята, складываем каждый квадрат пополам, затем по диагонали, не забудьте указательным пальцем провести линию сгиба, предварительно соединить уголок с уголком, они должны точно совпадать друг с другом. Дети выполняют задание педагога.

- Далее работаем ножницами, я напоминаю, ножницами работаем аккуратно, по окончанию убираем в чехол. Ребята ножницами разрезаем квадраты по диагонали. Света, какие фигуры получились? (Треугольники).

- Почему Саша треугольники, получились разной величины? (Квадраты были разные, поэтому треугольники разной величины)

- Правильно, молодец Саша. Отгадайте загадку, а ответ нужно выложить с помощью всех треугольников.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Дети выполняют задание, воспитатель напоминает, что необходимо использовать все треугольники, прикладывая один к другому без наложения.

Далее предлагает детям перенести свою конструкцию на большой лист бумаги (ватман).

- Ребята, вы все большие молодцы, правильно сконструировали свой ответ, Маша расскажи, чем твоя елочка отличается от елки Димы. (У Димы елка низкая, а у меня высокая). – Почему как ты думаешь? (У нас с Димой треугольники разной величины мои меньше, вот елочка и получилась низкая, а у Димы больше, поэтому его елка выше).

– Умница Маша. Какой красивый лес у нас получился! Как же называется лес, где растут одни елки? (Ельник).

- Молодцы, вы меня сегодня порадовали.

2. «Наведи порядок» (старшая группа – 5-6 лет)

Цель: развитие представлений у детей о геометрических фигурах.

Задачи:

образовательные: учить восстанавливать недостающую геометрическую фигуру.

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, зрительный анализатор.

воспитательные: воспитывать интерес к игровой деятельности, самостоятельность.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры. Дети парами сидят за столами.

- Ребята, сегодня мы поиграем с геометрическими фигурами в игру с необычным названием «Наведи порядок». Давайте, вспомнить какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, трапеция).

- Молодцы! А сейчас послушайте задание, вы должны разложить геометрические фигуры в определённой последовательности, слушайте внимательно: красный круг, зелёный квадрат, жёлтый прямоугольник, синий квадрат, зелёный ромб, красная трапеция. (Дети выполняют задание).

- А сейчас вам нужно договориться, кто из вас будет первым закрывать глаза, а кто убирать одну из фигур. Открыв глаза, играющий должен определить какой фигуры не стало, и вернуть её на своё место. Задание понятно. (Да).

- Выполняйте. (Дети выполняют задание).

- Саша, какой фигуры не хватает? (Зелёного ромба).

- Лиза, это верно? (Да).

- Саша скажи, пожалуйста, между какими фигурами стоял зелёный ромб. (Между синим квадратом и красной трапецией).

- Верно, верни ромб на своё место.

Мальчик выполняет задание. Дети меняются ролями, и игра продолжается.

3. «Кто быстрее найдёт предмет указанной формы?» (старшая группа – 5-6 лет).

Цель: развитие умения обобщать предметы по признаку формы.

Задачи:

образовательные: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении по форме с геометрическим образцом.

развивающие: развивать сообразительность, внимание, связную речь.

воспитательные: воспитывать умение согласовывать свои действия с

другими участниками команды.

Материалы и оборудование: подставка с 3 полочками, модели геометрических фигур (куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; предметы разной формы.

Ход игры. На полочки подставки педагог ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям:

- Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы? Кто хочет назвать геометрические фигуры, которые стоят на полочках? Илья, пожалуйста. (Круг, квадрат, цилиндр).

- Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе!

Послушайте, как мы будем играть. Разделимся на две команды, рассчитайтесь на первый и второй (дети выполняют задание). Первые номера два шага вперед, вы команда «Знайки», вторые номера ваша команда - «Почемучки». Я буду вызывать по одному человеку из каждой команды, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет и поместит его рядом с фигурой такой же формы, получит фишку. В конце игры мы пересчитаем фишки и узнаём, какая команда выиграла. Правило игры: если взял предмет заменить его нельзя. Готовы. Итак, мы начинаем. Коля и Марина вам нужно найти предмет круглой формы.

(Дети выполняют задание)

- Марина назови предмет, который ты подобрала. (Часы).

- Верно, возьми фишку за правильный ответ, умница

- Коля, а где ты поместил, свой предмет и почему? ( Я поместил тарелку рядом с кругом, она имеет форму круга) – Молодец, задание выполнил правильно, твоя фишка. Другие дети находят предметы квадратной, цилиндрической формы.

- Какие же вы, молодцы, ни разу не ошиблись, ответили правильно на все вопросы, вы меня очень порадовали, умники вы мои! У каждой команды одинаковое количество фишек.

В конце занятия педагог спрашивает:

- Маша назови, пожалуйста, какие предметы стоят рядом с кругом, Чем они похожи? (Часы, тарелка, эти предметы имеют форму круга).

Аналогичные вопросы воспитатель задает детям по другим формам.

4. «Помоги Чебурашке» (старшая группа – 5-6 лет).

Цель: развитие умения объединять геометрические фигуры в группу по одному из признаков (цвет, размер, форма).

Задачи:

образовательные: упражнять детей в группировке геометрических фигур.

развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память.

воспитательные: воспитыватьинтерес к коллективной игровой деятельности.

Материалы и оборудование: комплект логических блоков Дьенеша; игрушка «Чебурашка».

Ход игры. - Ребята у нас в гостях Чебурашка, ему на день рождения подарили интересную игру. Он начал играть и запутался. Давайте все вместе рассмотрим игру и поможем Чебурашке разобраться, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены. Необходимо заметить ошибку, исправить её и объяснить Чебурашке его ошибку. Задание понятно. (Да).

На столе разложены несколько вариантов блоков, ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находиться треугольник, в группе фигур синего цвета – красная, в группе больших фигур – маленькая и т.д. Вариативность группировки может быть различная.

- Маша первая нашла ошибку Чебурашки, назови все геометрические фигуры в этой группе. (Красный, большой треугольник; зеленый, большой треугольник; желтый средний круг; желтый маленький треугольник; синий, большой треугольник). - Маша расскажи, Чебурашке, что он сделал не так.

(Чебурашка ты добавил в группу треугольников желтый средний круг, а нужно добавить желтый средний треугольник, тогда у тебя получится группа из треугольников). - Умница Маша ты правильно объединила фигуры.

Игра продолжается. В конце игры Чебурашка благодарит детей за помощь.

5. «Отгадай предмет» (старшая группа – 5-6 лет).

Цель: развитие у детей геометрической зоркости.

Задачи:

образовательные: продолжать обучать детей в умении анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы данной формы.

развивающие: развивать наглядно-образное мышление, воображение;

воспитательные: воспитыватьусидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: карточки с нарисованными контурами геометрических фигур, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на карточки, которые лежат перед ними на столе.

- Ребята сегодня мы с вами волшебники и фантазёры, что изображено на карточках? (Геометрические фигуры).

- Коля назови их. (Квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник, ромб).

- Верно. Я предлагаю вам подумать и с помощью цветных карандашей превратить фигуру в любой предмет такой же формы.

- Олеся подумай, что может быть круглым. (Яблоко, мяч).

- Хорошо. А какие предметы имеют форму квадрата, Марина? (Тетрадь, часы).

- Согласна. Кто назовет предмет имеющий форму овала? (Кабачок).

- Умница Алёна.

- Рома, какие фигуры мы не назвали? (Треугольник, ромб, прямоугольник). Если ребенок затрудняется, воспитатель вместе с детьми помогает ему. - Верно, Рома. А сейчас вы волшебники, и превращаете геометрические фигуры в предметы. (Дети выполняют задание).

В конце игры дети рассказывают что они нарисовали. Педагог оценивает удачные работы.

4. Ориентировка в пространстве

1. «Куда пойдёшь и что найдёшь?» (Средняя группа 4-5 лет)

Цель: развитие умения различать пространственные направления: впереди-сзади, вправо-влево.

Задачи:

образовательные: упражнять в умении различать пространственные направления;

развивающие: развивать внимание, память, активизировать словарь;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: игрушки: зайчик, матрешка, мяч, машина.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах групповой комнаты.

- Ребята, сегодня мы поиграем в игру с очень интересным названием «Куда пойдешь и что найдешь?», с помощью хорошо знакомой вам всем считалочки, мы узнаем, кто начнёт игру первым, я очень хочу, чтобы Маша мне помогла. Девочка выполняет просьбу педагога.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

- Спасибо Маша, умница, начинает игру Кирилл.

Затем воспитатель говорит:

- Кирилл направо пойдёшь – матрешку найдёшь; налево пойдёшь - зайчонка найдёшь; вперёд пойдёшь – мяч найдёшь; назад пойдёшь – машину найдёшь. Куда ты пойдёшь? Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти: «я пойду направо, найду матрешку».

- Ребята, какой Кирилл молодец, он запомнил и правильно выполнил задание, а теперь он расскажет, куда он ходил, что нашёл, а мы внимательно его послушаем. Я ходил направо, нашел матрешку, она стояла под стулом.

– Кирилл, ты сегодня меня порадовал, а теперь назови, кто из ребят продолжит игру. По просьбе педагога мальчик выбирает следующего играющего, Наташа. Игра повторяется 4-5 раз.

2. «Кто, где?» (Старшая группа – 5-6 лет)

Цель: совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Задачи:

образовательные: учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «перед», «за», «сбоку», определять своё местоположение среди окружающих людей и предметов;

развивающие: развивать внимание, связную речь, активизировать словарь;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: Мяч.

Ход игры. По просьбе педагога дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Всех нас надо посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

- Федя начинает игру, возьми мяч, встань в центр круга и бросая мяч кому - нибудь из детей ты должен задать вопрос, чтобы в нем обязательно было одно из слов: «слева», «справа», «между», «перед», «за», «сбоку». Например: «Кто справа от тебя?». Маша поймала мяч, отвечает на вопрос Феди, если ответ правильный она становится ведущей. Я еще раз напоминаю правило игры в вашем вопросе обязательно должны быть следующие слова: «слева», «справа», «между», «перед», «за», «сбоку». Готовы. (Да). Федя начинай. (Мальчик встаёт в круг, бросает мяч, задает вопрос: Наташа кто стоит слева от тебя. Если ребенок затрудняется педагог помогает).

- Федя, мне нравится твой вопрос, молодец! Наташа отвечай, постарайся дать полный ответ. (Слева от меня стоит Алёша).

- Умница, ответ правильный, ты ведущая. Игра продолжается.

Примерные вопросы. Кто стоит между Машей и Артёмом? Кто стоит за тобой? Кто перед тобой? Кто сбоку от тебя? И т. д.

3. «Найди, где спрятался Карлосон?» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

Задачи:

образовательные: учить понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу;

развивающие: продолжать развивать внимание, память, активизировать словарь;

воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Материалы и оборудование: игрушка Карлосон.

Ход игры.

- Мои хорошие, сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Найди спрятанную игрушку». Давайте все вместе решим, какую игрушку мы будем прятать. (Дети выбирают игрушку).

- Хорошо, мне очень понравился ваш выбор – это Карлосон. А кто из вас его будет искать? Мне бы очень хотелось, чтобы Алена попробовала найти его. Ребята вы не возражаете. (Нет).

- Алёна ты будешь искать Карлосона необычным способом, ребята будут давать тебе указания в каком направлении двигаться, а сейчас мы спрячем Карлосона, а ты выходи за дверь. (Девочка выходит, дети прячут игрушку).

- Ребята, я сейчас начну игру, а кто продолжит? Катя, хорошо. Готовы. (Да). Тогда мы начинаем.

- Алёна заходи. Слушай внимательно задание. Иди прямо от стола до ковра. Катя продолжает. (Поверни направо и сделай три шага вперед).

- Катя, кто продолжит игру? (Вова). Далее игру продолжает Вова. (Поверни налево, сделай два шага вперед, посмотри вниз, там ищи).

- Алена ты очень внимательная умница, расскажи, как ты нашла Карлосона. (Я шла прямо от стола до ковра, повернула направо и сделала три шага вперед, потом повернула налево, сделала два шага вперед, посмотрела вниз, и нашла Карлосона). Если ребенок затрудняется, педагог вместе с другими детьми помогает ему. Игра продолжается.

- Сегодня вы меня очень порадовали, я вами очень довольна. Вы большие молодцы! А сейчас вы можете заняться своим любимым делом.

4. «Что, где находиться?» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве. Задачи:

образовательные: упражнять в умении обозначать в речи взаимное расположение предметов;

развивающие: продолжать развивать внимание, мышление, активизировать словарь;

воспитательные: воспитывать умение выполнять задание в паре с партнером.

Материалы и оборудование: карточки с 6 картинками на каждую пару детей, фишки.

Ход игры. Игра организуется с небольшой подгруппой детей.

- Ребята я попрошу вас сесть парами Маша с Колей, а Наташа с Федей. Мы с вами уже играли в эту игру, она хорошо вам знакома перед вами карточки с 6 картинками, кто из вас напомнит правила игры? (Мы задаем вопросы друг, другу используя слова «вверху-внизу», «справа-слева», «впереди-сзади»).

- Молодец, Маша. (Если дети затрудняются, педагог вместе с ними вспоминает правила игры).

- Я предлагаю, чтобы сегодня игру начинали Маша и Коля, а Наташа и Федя внимательно послушали, как они задают вопросы. Коля твой вопрос для Маши. (Маша, покажи картинку, на которой мячик находится слева от девочки). Девочка выполняет задание.

- Маша справилась с заданием, теперь она задает вопрос Коле. (Коля, какой предмет находится справа от девочки?) (Справа от девочки находится кукла – ответ Коли).

- Коля и Маша молодцы, вы правильно задавали вопросы, получаете две фишки. Теперь ваша очередь Наташа и Федя. Сегодня начинают первыми мальчики, Федя твоя очередь. (Наташа, что стоит впереди машины?) (Впереди машины стоит трактор)

- Хорошо, Наташа продолжает. (Федя, покажи картинку, на которой лодка стоит впереди катера). (Девочка выполняет задание).

- Федя и Наташа вы сегодня меня порадовали, справились с заданием без ошибок, молодцы, получаете две фишки.

Игра продолжается по желанию детей.

5. «Не ошибись!» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве. Задачи:

образовательные: учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху, внизу, в середине, в углу;

развивающие: развивать внимание, сообразительность, слуховое восприятие;

воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: трафарет с геометрическими фигурами, карандаш, альбомный лист на каждого играющего, конверт с письмом.

Ход игры. - Дети, у нас сегодня в гостях Буратино. Что случилось Буратино, почему ты грустишь? Мальвина задала мне задание, я его выполнил неправильно, и она поставила мне двойку. Помогите мне ребята, пожалуйста.

- Ребята, вы согласны помочь Буратино? (Да).

- Тогда садитесь за столы, задание действительно очень трудное, но мы с ребятами поможем тебе. На листе бумаги с помощью трафарета вы должны расположить геометрические фигуры, но при этом очень внимательно слушать задание. Готовы. (Да).

- В середине листа располагается круг. (Дети выполняют задание).

- Справа от него квадрат. Маша напомни Буратино, как найти правую сторону? (Буратино, нужно найти правую руку, в ней ты держишь карандаш). (Дети рисуют квадрат).

-Умница Маша, слева от круга расположен треугольник. На какую руку мы ориентируемся Дима? (На левую).

- Хорошо. Сверху расположен прямоугольник. (Дети выполняют задание).

- Где расположен прямоугольник, Наташа повтори. (Сверху).

- Верно, а где мы еще не расположили фигуру, кто догадался?

- Молодец Федя внизу пусто, какую фигуру мы с вами еще знаем? (Ромб).

- Внизу расположен, ромб. Задание Мальвины мы выполнили, помогли Буратино, теперь он знает, как правильно располагать фигуры на листе бумаги.

В конце игры Буратино благодарит детей за помощь.

Усложнение. Дети самостоятельно придумывают расположение геометрических фигур на листе, а потом рассказывают, как они расположены.

5. Ориентировка во времени

1. «Назови скорей» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: закрепление у детей знания названий дней недели.

Задачи:

образовательные: упражнять детей в умении называть дни недели согласно вопросу;

развивающие: развивать умение использовать в речи название дней недели, слуховое восприятие;

воспитательные: воспитывать интерес к совместным играм, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: Мяч.

Ход игры. – Ребята хотите поиграть? (Да).

- Вставайте в круг, мы начинаем. Даша ты знаешь хорошую считалочку, выбери водящего. (Девочка читает считалку).

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила-

Прямо в реку угодила,

Кто не верит? – это он!

Выходи из круга вон!

- Я расскажу вам правило игры. С помощью игры мы повторим дни недели. Водящий бросает кому-нибудь мяч и задаёт вопрос, например: «Какой сегодня день недели? Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч и задает свой придуманный вопрос, связанный с днями недели…- Ну, что попробуем?

- Максим начинает, на нем закончилась считалка, он водящий. (Мальчик бросает мяч и задает вопрос, какой день недели был вчера?)

- Аня отвечает на вопрос полным ответом. (Вчера был понедельник).

- Молодец, бросай мяч кому-нибудь и задавай вопрос. (Какой день недели наступит завтра).

- Данила твоя очередь. (Завтра наступит среда).

- Верно. Твой вопрос. (Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему).

Варианты вопросов.

Назови выходные дни?

Какой день недели будет между четвергом и субботой?

Назови третий день недели?

Какой по счету четверг?

Сколько дней в недели?

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не придумают свой вопрос. В конце игры педагог хвалит детей, которые самостоятельно придумали вопросы, и без ошибки ответы на вопросы других игроков.

2. «Вчера, сегодня, завтра» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: закрепление у детей понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Задачи:

образовательные: упражнять детей в умении отвечать на вопросы, используя слова «вчера», «сегодня», «завтра»;

развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, слуховое внимание, память, речь;

воспитательные: воспитывать интерес к совместным играм, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: Мяч.

Ход игры (на прогулке).

- Ребята, предлагаю поиграть в игру, в которой я буду вам говорить незаконченное предложение, а заканчивать его будете вы, следующими словами: «вчера», «сегодня», «завтра». Согласны. (Да).

-Вставайте поскорее в круг, мы начинаем. Педагог бросает мяч и говорит:

- Мы играем в мяч…..

Ребенок ловит и заканчивает предложение. (Мы играем в мяч сегодня). Если ребенок затрудняется, педагог ему помогает с помощью наводящего вопроса «когда?» - Вова когда, мы играем в мяч….

- Мы пойдём на экскурсию…… (Мы пойдём на экскурсию завтра).

- Молодец, Маша дала полный ответ, не ошиблась. Продолжаем.

- Физкультурное занятие было…… Миша вспомни, когда у нас было физкультурное занятие? (Вчера).

- А теперь попробуй дать полный ответ. (Физкультурное занятие было вчера).

- Хорошо Миша, ты справился.

Игра продолжается.

3. «Живая неделя» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: закрепление у детей знания названий дней недели.

Задачи:

образовательные: упражнять детей в умении называть дни недели по порядку;

развивающие: развивать умение использовать в речи название дней недели, слуховое восприятие;

воспитательные: воспитывать интерес к совместным играм, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: Карточки с цифрами от 1 до 7.

Ход игры.

- Дети идите скорее сюда, я придумала очень интересную игру и хочу вас научить играть и рассказать правила игры. Я перемешала, перевернула и разложила на столе карточки с цифрами от 1 до 7. Каждый из вас выбирает любую карточку. Затем выстраиваемся по порядку в соответствии с цифрой. Готовы. (Да). Мы начинаем. (Дети выполняют задание).

- Ребята, как вы думаете, в кого вы сейчас можете превратиться? Если дети затрудняются, педагог помогает.

- Вспомните, что может обозначать цифра семь? (Дни недели).

- Умница Алина, правильно. Вы превратились в дни недели.

- Сейчас каждый из вас по порядку сделает шаг вперед и назовет, какой он день недели, только это нужно делать быстро и не ошибаться, чтобы цепочка не прервалась. Договорились. (Да).

- Начали. (Первый ребёнок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? И т.д.)

- Молодцы. Никто из вас не ошибся.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

Затем дети меняются между собой и игра повторяется. Педагог поощряет быстродействующих детей.

4. «Подбери и назови» (Старшая группа 5-6 лет)

Цель: закрепление у детей знания названий дней недели.

Задачи:

образовательные: упражнять детей в умении подбирать и называть дни недели согласно строкам стихотворения;

развивающие: развивать умение использовать в речи название дней недели, слуховое и зрительное восприятие;

воспитательные: воспитывать интерес к совместным играм, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: Карточки с изображением предметов согласно строкам стихотворения.

Ход игры.

- Ребята я сегодня пришла на работу, а у меня на столе лежит письмо от Мальвины, сейчас я вам его зачитаю. «Здравствуйте ребята. Помогите мне, пожалуйста, подобрать картинки к строчкам стихотворения. Я все перепутала и без вашей помощи не смогу рассказать Буратино о днях недели»

- Дети вы согласны помочь Мальвине. (Да).

- Внимательно слушайте стихотворение. Педагог читает стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

- Ребята Мальвина в конверт и картинки вложила, вот они (педагог выставляет карточки на доску). Дети вместе с воспитателем подбирают картинку соответствующую строке стихотворения.

- Дима вспомни, что делала Мальвина в понедельник? (Стирала).

- Верно. А теперь, подбери картинку. (Мальчик выполняет задание).

- Хорошо, молодец. Наташа, какой следующий день недели? (Вторник).

- Что делала Мальвина во вторник? (Подметала пол).

- Верно. Подбери картинку. (Девочка выполняет задание). Игра продолжается, пока дети не подберут все картинки.

- Какие вы молодцы, складываем картинки по порядку, кладем в конверт и отправим письмо Мальвине, теперь она сможет научить Буратино запомнить дни недели, спасибо вам ребята. А сейчас идём гулять.

5. «Что лишнее? (Словесная игра подготовительная группа 6-7 лет)

Цель: закрепление у детей умения классифицировать времена года, дни недели, месяцы;

Задачи:

образовательные: учить детей выделять из данной совокупности слов, лишнее слово обозначающее времена года, дни недели, месяцы;

развивающие: развивать логическое мышление, слуховое восприятие, внимание;

воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать ответ участников игры.

Ход игры.

- Ребята я назову вам группу слов, а вы должны назвать какое слово здесь лишнее и почему? Задание всем понятно? (Да). Слушайте внимательно.

- Понедельник, вторник, февраль, воскресенье. Катя как ты, думаешь какое слово здесь лишнее? (Февраль).

-Верно. Почему? (Февраль зимний месяц, понедельник, вторник, воскресенье – дни недели).

-Умница Катя. Игра продолжается. Если дети затрудняются, педагог помогает, обращается за помощью к другим детям.

В конце игры педагог хвалит детей за самостоятельные ответы.

Список литературы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020. – 368с.

Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоцении С.С., 2007. – 79 с.

Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоцении С.С., 2007. – 96 с.

Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.- 79 с.

Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.- 79 с.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 104 с.: илл.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 96 с.: илл.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. 2-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 104с.: илл.

Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.- 208 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области