Применение ИКТ на уроках математики при изучении геометрических величин в начальной школе
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков в качестве основных результатов обучения произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки ученика к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные проблемы, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.
Необходимость оптимизации начального образования признается обществом актуальной задачей в условиях значительного разрыва между новой системой требований к результатам обучения и реальными результатами образовательной программы.
Чтобы использовать новые компьютерные технологии в жизни, необходимо новое мышление, которое нужно воспитывать в ребенке из начальной школы. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе - актуальная проблема современного школьного образования.
Педагоги нового поколения должны уметь грамотно выбирать и применять именно те технологии, которые полностью соответствуют содержанию и целям изучения той или иной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Дети обладают исследовательскими навыками с раннего возраста, и все, что им нужно сделать, это научить их использовать ИКТ для достижения своих целей.
При использовании компьютерных программ повышается интерес учащихся к обучению, возрастает эмоциональность восприятия, дети с интересом начинают работу, более активно включаются в учебный процесс, что напрямую влияет на эффективность обучения.
Занятия с использованием ИКТ могут частично снять высокое эмоциональное напряжение и оживить учебный процесс. Обучение с использованием ИКТ постепенно превращается из экзотики в одну из стандартных составляющих образовательного процесса.
Цели использования ИКТ на различных уроках в начальной школе:
развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
освоить практические способы работы с информацией;
развивать навыки обмена информацией с использованием современных технических средств;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне; подходить к ученику индивидуально, используя многоуровневые задания.
Система динамической геометрии - это специализированное программное обеспечение, которое позволяет выполнять геометрические построения с использованием геометрических объектов, задавая взаимосвязь между ними. При изменении одного из геометрических объектов чертежа изменяются и остальные объекты, сохраняя неизменными отношения, установленные между объектами, что позволяет создавать «живые рисунки» [Андрафанова, Губа, 2015, с. 561]. Все многообразие существующих сегодня ИКТ можно разделить на два типа:
- программы двухмерной геометрии (2D), например, Cabri Geometry (Проект для информатики), The Geometer's Sketchpad (Geometer's Notebook, русская версия - «Живая математика»), GeoGebra, GeoNext; - Программы трехмерной геометрии, например, Archimedes Geo3D, Geometria, Geogebra (начиная с версии 5.0). Анализ научно-методической литературы по проблеме совершенствования методики обучения математике с точки зрения использования средств ИКТ - в учебном процессе позволяет утверждать, что данной проблеме посвящено большое количество научно-методических работ.
Создание моделей и учебных материалов в среде «Математический конструктор»;
развитие вариативности мышления школьников через организацию творческих мастерских в среде «Математический конструктор»;
развитие творческих способностей школьников при обучении математике с использованием интерактивных геометрических сред;
использование интерактивной среды GeoGebra на различных этапах работы;
использование системы динамической геометрии GeoGebra в качестве инструмента компьютерного моделирования;
функционал GeoGebra в контексте поддержки учебно-методической деятельности и др. Интерактивные геометрические системы обладают качественно новыми дидактическими возможностями по сравнению с традиционными средствами обучения, позволяя изменить традиционные подходы к изучению многих областей математики и развить познавательный интерес у младших школьников.
Таким образом, использование информационных технологий в процессе обучения математике позволяет усовершенствовать методы обучения математике в тесной связи с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями. Информационные технологии позволяют визуализировать учебную информацию, моделировать изучаемые объекты и экспериментально наблюдать их свойства, иллюстрируя динамику изучаемых процессов и явлений.
Интерактивная геометрическая система обладает такими качественно новыми дидактическими возможностями, как наглядность, моделирование, динамика, которые позволяют менять традиционные подходы к изучению геометрических величин, развивать познавательный интерес младших школьников и навыки исследовательской деятельности.