Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


концепция кадетского класса

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Концепция развития кадетского класса

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №121» городского округа город Уфа

МУЖЕСТВО,ЧЕСТЬ,СОВЕСТЬ

Необходимости соответствующей подготовки и воспитания будущих защитников Отечества своими корнями уходит в глубь Российской истории.

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу Математических и Навигационных Наук, будущий Морской Корпус. В 1712 году, также в Москве, Петр I основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в С. Петербурге. Эти Школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование 2-го кадетского корпуса. В 1732 году, Императрицей Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании «шляхетским корпусом кадетов», а в 1800 г. получившее наименование Первого кадетского корпуса. В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая II, во главе всех Военно-Учебных Заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. — Главного Инспектора.  Главным стремлением Великого Князя па посту Главного Начальника Военно-Учебных Заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием. Революция 1917 года и захват власти большевиками в октябре, нанесли ряд тяжелых ударов кадетским корпусам, которых новая власть не без оснований рассматривала, как среду враждебную и чуждую новым порядкам. С самого начала было сделано все возможное, чтобы разрушить установившийся быт, уничтожить старые порядки и превратить кадетские корпуса в гимназии военного ведомства, а в дальнейшем, или их полностью уничтожить, или сделать из них военные школы для будущих красных командиров. Революция и большевизм привели к тому, что за период 1917-18 г.г. погибли почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в России до марта 1917 г. Судьба многих из них была трагична и сопровождалась гибелью многих кадет и юнкеров, как это было в Петрограде и в Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге и во многих других местах, где военная молодежь принимала участке с оружием в руках в противодействии захвату власти местными большевиками. После 1917 года, в Сибири и на Дальнем Востоке, в тех или иных условиях смогли существовать до 1922 г. Омский (1-й Сибирский), Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса, в составе которых было много прикомандированных кадет из корпусов Европейской России, особенно же из приволжских городов.
Но в наше время появилось более новое кадетское движение, которое охватило всю Россию.

Кадетские классы в системе общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования России появились не случайно.

Благородная идея, лежащая в основе деятельности пограничных войск России, военная романтика мужественной профессии пограничника позволяют достаточно успешно решать главную задачу, которую общество ставит перед образовательными учреждениями: обучение и воспитание личности, обладающей современным уровнем общего и профессионального образования, качествами самообладания, самодостаточности и патриотизма.
Основные принципы: глубокое осознание идеи создания и функционирования кадетских классов всеми участниками образовательного процесса (кадеты, педагоги, родители, представители пограничных войск России). Воспитание гражданина и патриота России, способного к созидательному труду на благо Родины, как на военной, так и на гражданской государственной службе. Адресная социальная поддержка семей кадетов органами власти всех уровней. Сочетание общеобразовательной и тактико-специальной подготовки кадетов, реализация в процессе обучения программ дополнительного образования.
должно стать приоритетным направлением работы с детьми для специалистов- пограничников при создании кадетских классов икорпусов. В МБОУ «Гимназия №121» первый кадетский класс планируется к набору в 2022-23 учебном году.

Необходимость создания в МБОУ «МБОУ Гимназия №121» кадетского класса продиктована по следующим позициям;

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИДЕИ

Организация кадетского класса возможна при условиях:
• наличие интереса детей к данному виду деятельности;
• единство в подходе педагогов и классного руководителя к организации и жизнедеятельности класса ;
• активное содействие родителей как в плане участия в воспитательном процессе

• наличие материальной базы в школе для организации занятий по спасательному делу (спортивный городок, тир, тренажерный зал, тактические занятия, плакаты и т.д.);
• наличие установившихся связей с учреждениями города, которые помогут в организации воспитательного процесса .

Основными образовательными задачами кадетских классов являются:

повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей;

ФОРМИРОВАНИЕ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ

Основными задачами кадетского класса являются:

Задачи обучения

Задачи воспитания

Принципами реализации образования являются:

Принцип гуманизации образования - основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций.

Принцип развивающего обучения - Своевременная психологическая наука различает 2 уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и соответствует ускорению развития. Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.

Принцип индивидуализации обучения - всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей. Предполагается также формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения несет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации обучения – это такая структура, при которой всецело учитываются индивидуальные способности учащихся и формируются группы для их совместного обучения и развития. С целью осуществления дифференцированного обучения создается система элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний.

Принцип целостности образования – это единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся. Сбалансированность отраслей знаний в содержании образования. Адекватность педагогических технологий.

Принцип гуманитаризации образования - это формирование у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков. Посредством гуманитаризации образования осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.

Принцип непрерывности – действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования с 5 по 11 класс. При быстрых изменениях требований к объему знаний современного человека этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию положения образования.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи образования определяют отбор содержания образования, которое должно включать в себя сбалансированное сочетание базисного и профильного компонентов.

К базисному компоненту образования относится государственный стандарт по основным отраслям наук, выполнение которых обеспечивается системой взаимосвязанных сквозных курсов обязательных дисциплин.

Выполнение задач требует введение комплекса дисциплин компонента, предусматривающего формирование широко образованного интеллектуального человека, способного к саморазвитию.

Компонент предусматривает

В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилением роли индивидуального подхода, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, усилению роли самостоятельной творческой работы, развитию навыков мыслительной деятельности, развитию навыков самоконтроля и коррекции.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план кадетского класса строится на основе учебного плана школы, сохраняя его структуру, но вносятся дополнения, связанные с профильностью обучения по специфическим дисциплинам , определенным в профильном компоненте.

Учебный план (кадетский класс)

Образовательная область

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9кл

Русский язык

3

5

3

3

3

Литература

2

2

2

3

3

Родной язык и литература

3

3

3

2

2

Башкирский язык

2

2

2

2

2

Математика

5

5

5

5

5

Иностранный язык

3

3

3

3

3

История

2

2

2

2

3

Культура Башкортостана

1

1

1

1

1

Обществознание

1

1

1

1

География

1

2

2

2

Природоведение

2

Биология

1

2

2

2

Химия

2

2

Физика

2

2

2

Физкультура

3

3

3

3

3

ОБЖ

1

1

1

Трудовое обучение (технология)

2

2

2

1

Черчение

1

1

Информатика и ИКТ

1

1

1

2

Музыка

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Внеурочная деятельность (группа продленного дня)

Программа «Юный пограничник»

8

8

8

7

7

"Основы юридических знаний"

1

Спортивное ориентирование

1

1

1

1

1

«Страницы военной истории»

1

1

1

Строевая подготовка

2

1

1

1

1

Стрелковая подготовка

1

1

1

1

1

Плавание

1

1

1

Бальные танцы

1

1

1

1

Рукопашный бой

1

1

1

1

1

Психология

1

1

Этика и этикет

1

1

1

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности организации УВП определяются, в первую очередь значимостью обучения, развития познавательной деятельности учащихся и вариативностью форм обучения, и, во вторую очередь, обязательной взаимосвязью урочной и внеурочной деятельности.

Вторая половина учебного дня посвящена внеурочной деятельности ( консультации, факультативы, спецкурсы) в период нахождения учащихся в группе продленного дня.

Организация УВП в 5-9 классах отвечает требованиям повышения познавательной активности и предоставления возможности учащимся применить свои познавательные поиски на практике. Такой широкий спектр выбора должен способствовать повышению мотивации к образованию, что так важно становится именно в подростковом возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Работа спасателя – это гуманная работа. Даже если в будущем кому-то в силу ряда причин не удастся учиться в ВУЗах и те, кто не пожелает посвятить себя профессии спасателя, приобретя соответствующие навыки, смогут в трудную минуту в кризисной ситуации спасти себя и оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности кадета. Так же, как в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания основ наук и их закономерностей рождает формирование отношения человека к происходящим явлениям, что в свою очередь, формирует мировоззрение человека, его поведенческие аспекты .

Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы в кадетских классах.

Развитие познавательной активности.

Организация этого направления тесно взаимосвязана в системе урочной и внеурочной деятельности кадетов. Развитие познавательной активности на уроках прослеживается в отборе изучаемого материала на обязательных уроках, разработке интересных дел. Особое значение придается применению разнообразных методов обучения, способствующих росту познавательной активности : методов усвоения-воспроизведения( проблемно-поисковых ситуаций, игровых ситуаций, учебных дискуссий и т.д.).

Развитие познавательной активности кадетов через активизацию внеурочной деятельности:

Формы организации коллективной деятельности кадетов различны, но подчиняются некоторой структуре в зависимости от групп учащихся, с которыми организуются эти творческие дела.

Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

Самосовершенствование – процесс углубления нравственного состояния личности, осознания себя и необходимости постоянной работы над собой, выработке рефлексии своего поведения, а это не маловажный фактор, а возможно и основной в работе спасателя. В процессе обучения важно организовать изучение основ психологии личности, которые дадут кадету ключ к пониманию особенностей своего поведения, поведения других в экстремальных ситуациях.

Так же важна диагностика эмоционально-волевой сферы кадетов, их уровня развития, их профессиональной ориентации, направленности. Помочь кадету найти себя важно и в организации его самостоятельного труда. И в этом главную роль должен играть куратор класса.

 ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА

1. Аналитическая:

а) изучение индивидуальности кадета;

б) анализ развивающегося коллектива и личности;

в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

г) анализ уровня воспитанности личности.

2. Организационно-координирующая:

а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

г) обеспечение материально-бытовых условий.

3. Коммуникативная:

а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

б) установление взаимоотношений "ученик — учитель";

в) содействие благоприятному климату в коллективе;

г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

 ФОРМА РАБОТЫ КУРАТОРА С ДЕТЬМИ

1. Воспитатель — творец интересных дел детей, разнообразных форм работы (дискуссионная, игровая, состязательная, творческий труд, художественное творчество), позволяющих осознавать самого себя.

2. Обязательным является проведение одного классного часа в неделю.

Формирование ценностных ориентаций кадетов проходит через организацию жизнедеятельности кадетского класса.

-организация и проведение профессиональной начальной ориентации несовершеннолетних граждан по профилю

-         формирование и развитие чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.

-воспитание у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Педагогические задачи: Воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории военного искусства, истории Отечества; включение семьи в систему воспитательной работы, обучение действиям в чрезвычайных ситуациях.

Психологические задачи: Воспитание творческой, социально-адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм жизнедеятельности классного коллектива.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА

Организация жизнедеятельности в классе начинается с того, что в сентябре приказом директора школы назначается командир взвода (класса) и командиры отделений. Они отвечают за личный состав в течение всего учебного года. Ежедневно командир дежурного отделения назначает дежурного командира , где прописан круг его обязанностей. В обязанности дежурного входит:

•контроль выполнения дежурными по классу своих обязанностей;
•ответственность за журнал класса и журнал замечаний по личному составу;
•обеспечение порядка на всех уроках;
•подача рапорта учителю на каждом уроке;
•доведение до курсантов информации об изменении в расписании;
•организация класса на построение по окончании уроков (ежедневно);
• выполнение поручений учителя, классного руководителя.

Командир взвода и командиры отделений несут ответственность за дисциплину в течение дня наравне с дежурным командиром.

Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Урочная деятельность

Уроки военного дела включают в себя:

•историю военного искусства;
• строевую подготовку;
• стрелковую подготовку;
В рамках школьной программы «ОБЖ» идет обучение учащихся по трем основным правилам:

предвидеть опасность

по возможности избегать

при необходимости - действовать

Внеурочная деятельность (ведется за счет группы продленного дня)

Посещение театров, экскурсии в музеи
Коллективно-творческие дела — по плану.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Работа по реализации данной задачи ведется в следующих направлениях:

Формирование уважительного отношения к символике Российской Федерации.

Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда, к пожилым людям.

Неотъемлемой частью всей воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей.

Важным звеном в любой воспитательной технологии должно быть подведение итогов и награждение за успехи, участие участников творческого дела, потому что любое творческое дело должно приносить ребятам эмоциональное удовольствие, тогда этот эмоциональный настрой рождает желание вновь участвовать в подобном творческом деле или организовать ещё более интересное дело.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области