Жизнь современной барнаульской семьи происходит в мегаполисе с постоянно растущим населением, где сосредоточены людские и трудовые ресурсы. Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на все четко реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности. В городских условиях жизни семья существенно меняется. Стали иными экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Современная реальность такова, что большинство родителей-занятые люди. Зачастую родители считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема и вечером, когда забирают ребенка из детского сада.
Приоритетной целью образования в настоящий момент становится создание условий для развития личности ребенка, тех ее качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества(ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т.д.)
На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок , но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач связанных с развитием ребенка. становится наиболее своевременной и актуальной.
Понимание происходящих процессов побуждает нас осуществлять определенные шаги по формированию информационной компетентности родителей будущих первоклассников.
В связи с этим возникла идея разработать инновационный проект «Школы города Барниула:формирование информационной компетентности родителей будущих первоклассников», основная цель которого – формирование информационной компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
У частниками проекта стали:родители, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, логопед, музыкальный руководитель, дети.
В рамках реализации проекта были поставлены следующие задачи:
1.Способствовать потенциалу взаимного доверия в системе»семья-детский сад»,поиску способов его наращивания в условиях изменившегося социально-экономического и социокультурного контекста современной жизни.
2.Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе.
3. Уточнение и коррекция представлений родителей о ребенке (возрастных закономерностях детского развития; показателях готовности к школьному обучению, особенностях ведущей деятельности), школе (особенностях обучения детей) и психолого-педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучению.
4. Выявление и коррекция родительских ожиданий и установок в отношении детей и школьного начального обучения.
5. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.
6. Использование эффективных методов включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в детском саду.
7.Помощь родителям в осознании собственного воспитательного опыта.
Данный проект рекомендован для оказания помощи педагогическому коллективу воспитателей. Предложения и рекомендации мпособствуют внедрению в практику наиболее эффективных форм и методов работы с родителями будущих первоклассников.
Новизна проекта в том, что он наполнен авторскими разработками, рожденными практикой, на основе изучения и обобщения опыта работы. В нем предложена система целостного подхода к формированию информационной компетентности родителей будущих первоклассников. Проект помогает увидеть возможности для творчества и сотрудничества педагогов, родителей, детей.
Методические рекомендации помогут осознать педагогу ценность формирования информационной компетентности родителей будущих первоклассников, что, несомненно, пригодится в дальнейшем построении своей профессиональной деятельности. Осознать родителю ценность формирования готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; ценность полученных им умений анализировать, отбирать и передавать необходимую информацию, что также пригодится в дальнейшем выборе места учебы первоклассника.
Проект «Школы города Барниула:формирование информационной компетентности родителей будущих первоклассников» включает в себя 3 этапа:
Целью первого этапа является определение степени владения информацией родителей будущих первоклассников о готовности ребенка к школе, о будущей школе.
На данном этапе проводилось анкетирование с родителями.
Исследование проводилось в рамках МБДОУ ЦРР - «Детский сад 226» Центрального района города Барнаула. В анкетировании приняли участие 67 человек.
На вопрос «Считаете ли Вы свои знания о готовности детей к школе и школьных программах обучения достаточными?»-23% родителей ответили утвердительно; 47% считает, что достаточно осведомлены в вопросе готовности ребенка к школе, но недостаточно компетентны по вопросу программ обучения в начальной школе; 30% сомневается в своих знаниях и хотели бы получить дополнительную информацию.
На вопрос «от кого Вы бы предпочли получить знания о подготовке ребенка к школе?»-56% -предпочли бы получить знания от педагогов МБДОУ, 23%- от педагогов начальных классов школы; 14%-из книг, интернета; 7%-от друзей и знакомых.
На вопрос «Вы уже знаете, в какую школу пойдет Ваш ребенок?»-58% не определились с выбором школы; 15 % считает, что это будет элитная школа; 10% хотели бы отдать своего ребенка в школу рядом с домом; 7% считает, что ребенок будет учмться в школе рядом с работой одного из родителей.
Таким образом, результаты первичного анкетирования родителей, указывают на потребность в дополнительных знаниях по данным вопросам.
В торой этап проекта - поисково-творческий - включает работу по поиску условий для успешной реализации проекта на уровне МБДОУ, отбор и внедрение форм и методов по формированию информационной компетентности родителей будущих первоклассников.
Формы сотрудничества , используемые в практике общения с родителями:
Родительское собрание «Подготовка к школе в системе»детский сад - семья -школа»»; консультации «Как правильно организовать внеучебное время ребенка», «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»; родительская конференция «Поступление в школу - важное событие в жизни детей»; тематическая выставка «Школа моей мечты»; «Почтовый ящик» для вопросов и пожеланий родителей; совместное творческое задание - сочинение «Первоклассник-это кто?»; журналы для родителей «Скоро в школу», памятки, ширмы, буклеты и др.
Методы, применяемые в общении с родителями: анкетирование, тестирование, интервьюирование, обсуждение разных точек зрения, аппеляция к авторскому мнению из литературного источника; анализ результатов детского творчества; игровые задания для домашнего общения и др.
Формы и методы работы с педагогами: круглый стол «Программы начальной школы», взаимопосещение воспитателем детского сада уроков в 1-м классе начальной школы и учителя выпускного 4-го класса занятий в детском саду; проведение предшкольных занятий и развивающих уроков для будущих первоклассников и др.; педагогический консилиум «Особенности готовности детей к школе. Психологическая, личностная, волевая , интеллектуальная».
Формы и методы работы с детьми: интервьюирование, диагностика уровня подготовки к школьному обучению, занятия и совместная деятельность; логопедические занятия; коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и др.
На третьем - заключительном (результативном) этапе, цель которого - оценить результат работы всех участников проекта, выявить качественную основу уровня информационной компетентности родителей будущих первоклассников - рекомендуется провести анализ эффективности внедрения проекта в МБДОУ
Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что за время реализации проекта были достигнуты определенные положительные результаты. Так, по данным мониторинга эффективности реализации проекта 87% родителей удовлетворены полученными знаниями; 56 % готовы к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
Результаты проекта.
В ходе проекта:
- отработаны новые способы и приемы поведения родителей, взаимодействия их с ребенком;
- родители преодолели неадекватные личные установки, особенности поведения;
- увеличилось количество обратившихся за консультативной помощью к педагогу-психологу;
- родители и педагоги получили нужные психологические знания о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- родители и педагоги получили возможность более детально ознакомиться с программными требованиями начальной школы: видами программ начального обучения, требованиями, предъявляемыми к будущему первокласснику; кружковой работой школ и направлением обучения в среднем и старшем звене;
- в рамках МБДОУ выпущены журналы для родителей «Скоро в школу», в журналах освещены следующие темы: «Школьные программы. Какую предпочесть?», «Речевое развитие ребенка на пороге школы», «Специфические расстройства школьных навыков», «Почему дети не успевают в начальной школе?», «Физическая готовность к школе.», «Как сохранить осанку за партой», «Берегите глаза первоклашки»