Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Эффективные формы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

обобщение опыта работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Вохтожская школа»

Эффективные формы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Барабанова Е.А.,

учитель русского языка и литературы

ВОХТОГА, 2021

Оглавление

Введение………………………………………………………….............................3

I.Методологическое и теоретическое обоснование опыта ……………….4

1. 1.Методы, формы и приемы обучения, используемые в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку……………………………………………4

1. 2. Описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку…………………………………………………………………………………7

II. Практическое описание опыта……………………………………………….9

2.1.Эффективные методы и приемы при подготовке к ЕГЭ на разных этапах урок …………………………………………………………………………………...9

2.2.Эффективные методы и приемы по формированию орфографических навыков…………………………………………………………………………….10

2.3.Эффективные приемы лексической работы с текстом и словом……………12

2.4.Эффективные методы и приемы по формированию пунктуационных навыков…………………………………………………………………………….15

2.5.Эффективные методы и приемы по подготовке к сочинению-рассуждению……………………………………………………………………….18

III. Результативность применения форм ,методов и приемов при подготовке к ЕГЭ, представленных в работе………………………………...20

Библиография…………………………………………………………………….24

Введение

Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ) отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д. На основе этого происходит формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи.

Следовательно, ЕГЭ заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого, учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.

Цель работы: описать форм , приемов , методов подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Задачи:

1. Раскрыть понятия форм , приемов , методов обучения и определить их место в процессе подготовки к ЕГЭ .

2.Раскрыть алгоритм подготовки к выпускному экзамену.

3.Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.

I.Методологическое и теоретическое обоснование проблемы

1.1. Методы, формы и приемы обучения, используемые в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Общеизвестно, что методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при которой усваиваются знания, умения и навыки, развиваются личностные качества и способности учащихся, формируется научное мировоззрение, достигается необходимая подготовка подрастающего поколения не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и трудовой жизни в целом. Вместе с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы методы обучения совершенствуются. Заметим, методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются составными частями методов обучения. Проблема классификации методов является одной из острых проблем современной дидактики. Поэтому при классификации методов обучения мы придерживаемся классификации, разработанной Ю.К. Бабанским.

В процессе подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий, разработанных в соответствии с требованиями Кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена, мы считаем необходимым осуществлять целостный подход к организации учебной деятельности, в основе которого:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечивается процесс опосредования учащимся учебной информации;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности, благодаря которым осуществляются функции контроля и самоконтроля в ходе обучения.

Выбор метода обучения учащихся к государственной аттестации по кодификаторам элементов содержания по русскому языку ЕГЭ определяется не только принципами, целями и задачами обучения, но и их учебными возможностями:

а) возрастными (физическими, психическими);

б) уровнем подготовленности (образовательной и воспитательной);

в) особенностями классного коллектива (учебного взвода).

Однако особую роль, считаем, играет еще один фактор - возможности самих педагогов: их предшествующий опыт, уровнем их теоретический и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, умением избрать оптимальный вариант, личностными качествами и пр.

Использование различных методов и форм обучения вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Формы обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке, режиме. Мы придерживаемся традиционной, классно-урочной формы организации обучения. При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников:

-это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию,

-факультативные занятия,

-индивидуальные консультации,

-интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая навыки усвоения орфографических, пунктуационных, орфоэпических, грамматических правил русского языка и приемов работы с текстами. Остановимся лишь некоторые из них.

Учебные консультации, на наш взгляд, эффективны как форма организации учебного занятия, проводимого в виде собеседования индивидуально или по группам (сильные и слабоуспевающие), во внеучебное время по определенному графику. График проведения консультаций утвержден учебной частью школы-интерната и обязателен для исполнения. На данных консультациях отрабатываются навыки выполнения тестов на тестах-тренажерах, правила оформления записей, воспитанники закрепляют совершенствуют умения и навыки работы с текстом.

Дополнительные занятия с учащимися – одно из средств преодоления и предупреждения неуспеваемости, повышения качества знаний, глубины изучения предмета, надежности формирования учебных навыков воспитанников при организации работы с тестами. Дополнительные занятия нами организуются индивидуально или для небольшой группы учащихся, воспитанники на них приходят по собственной инициативе. Дополнительные занятия помогают слабо успевающему воспитаннику поверить в свои силы, ощутить «ситуацию успеха». Как правило, на дополнительных занятиях проводится целенаправленная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания) – одна из форм самостоятельной работы школьников. Нами, как правило, на самостоятельную внеаудиторную работу предлагаются задания, предполагающие копирующие действия учащихся по заданному образцу, их узнавание путем сравнения с известным образцом. Но современные средства обучения предполагают использование новых методов обучения. Обучение с использованием Интернет- ресурсов, выполнение тестов на базе репетитора-тренажера формирует навык работы с заданиями в целом, развивает скорость выполнения заданий ЕГЭ.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед педагогом, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Формированию устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, способствуют такие приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности учащихся, как:

1.Информационный этап подготовки к ЕГЭ

2. Роль содержания учебного материала в мотивации учения.

3. Рациональная организация учебной деятельности.

5. Влияние коллективных форм учебной деятельности (позитивное и негативное).

6. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.

Подготовку к Единому государственному экзамены лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов.

Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

Содержание обучения выступает для учащихся в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы, причем мотивационное влияние оказывает тот материал, содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям выпускников. Учащиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать раздел программы, какова учебная задача предстоящей работы.

Нельзя не отметить влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. Использование групповых форм обучения втягивает в работу даже «глухих» учащихся. Работая в коллективе, как правило, ученик старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Несомненно, эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся и детальной диагностики знаний учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Контроль выполняет значительную воспитательную функцию в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в процессе выполнения учебных заданий.

Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен. Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По-настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.

Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. Осуществлению контроля способствует ведение диагностической карты учащегося .В диагностической карте представлены разделы учебной программы по русскому языку в соответствии с Кодификатором, причем нами вынесены темы, изучаемые в 10-11 классах и проверяемые на едином государственном экзамене.

Тестирование как форма контроля может быть использовано на разных этапах обучения: как для промежуточного контроля, так и для выявления результатов обучения (итоговый контроль). Тестовые задания должны выстраиваться в соответствии с целями, сформулированными в сфере знаний и умений.

1.2. Описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку

Изучение дисциплины ведется в соответствии с разработанной нами авторизованной программой по русскому языку для 10-11 класса, составленной на основе программы Н.Г. Гольцовой («Русский язык. Программа курса 10-11 классы». - М. : Русское слово, 2004).

Настоящая программа рассчитана на изучение дисциплины 1 часа в неделю (10 класс - 34 часа; 11 класс - 34 часа). В течение 10 и 11 классов велись элективные курсы «Стилистика и культура речи» ( 10 класс -34 часа), «Подготовка к ЕГЭ» ( 11 класс-34 часа)

В ходе анализа содержания дидактических единиц Кодификатора элементов содержания для единого государственного экзамена разработана пошаговая программа деятельности ученика и учителя. Это значительно повышает эффективность обучения воспитанников при подготовке их к ЕГЭ.

Шаг 1. На первом занятии учитель и учащиеся определяют конкретные цели, задачи изучения дисциплины, результаты, к которым должен стремиться каждый ученик, желающий успешно сдать ЕГЭ. Ими точно определяется эталон (критерий) усвоения темы (занятия), соответствующий Программе изучения дисциплины и отраженный в Кодификаторе.

Шаг 2. Учебный материал разбивается на отдельные элементы – дидактические единицы. Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала, соответствующий Программе изучения дисциплины и отраженный в Кодификаторе.

Шаг 3. Проводится диагностическое (стартовое) тестирование с целью корректировки целей обучения, выбора наиболее эффективных методов, форм, средств обучения.

Шаг 4. Определение результатов (критериев), которые должны быть достигнуты учащимися в ходе изучения учебного материала. Считаем целесообразным определить результаты («вехи») конкретно для каждого ученика с учетом результатов стартового теста и его возможностей.

Шаг 5. Рабочий материал систематизируется и оформляется в виде текущих проверочных работ – тестов, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой дидактической единицы.

Шаг 6. Изложение учителем теоретических сведений по изучаемой теме в сжатой, лаконичной форме. Задача учителя – не только сообщить учащимся необходимые лингвистические знания, но и объяснить, как выполняется определенный вид заданий ЕГЭ, цель которых проконтролировать уровень сформированности определенных умений и навыков по русскому языку.

Шаг 7. Работа с эталоном (образцом) выполнения задания. Наблюдение, пробные преобразования при выполнении заданий А.

Шаг 8. Анализ выполненных работ. Правила оформления записей. Типичные ошибки, допущенные при выполнении задания. Рекомендации учителя по предупреждению ошибок и недочетов.

Шаг 9. Объяснение учащимися алгоритма мыслительных операций при выполнении заданий.

Шаг 10. Выполнение контрольного теста.

Таким образом, в процессе организации работы по подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку, прослеживаются разнообразные формы, методы, средства и приемы обучения и виды деятельности педагога и учеников

II. Практическое описание опыта

2.1.Эффективные методы и приемы при подготовке к ЕГЭ на разных этапах урок

Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса, поэтому на этапе повторения теоретического материала за курс основной школы необходимо продумать методы систематизации ранее полученных знаний.

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы.

Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия.

Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела.

В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений.

При работе с таблицей "Инсерт" старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.

На этапе объяснения нового материала Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

На этапе закрепления полученных знаний активно используется работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал ЕГЭ , это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.

Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

2.2.Эффективные методы и приемы по формированию орфографических навыков

Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы.

Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме.

Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", "Диаграмма Венна", орфографический диктант "Проверь себя".

Рассмотрим варианты таких заданий:

Словарно-орфографическая работа:

Академик, арендатор, эксперимент, талисман, филолог, честолюбие, предприимчивый, профессор, инициатор, инициативный, диалектология, добропорядочный.

Распределительный диктант по теме "Глагол":

Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.

У учащихся появляется вот такой вариант Сетки-орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.

Не с глаголом

Ь-в гл.2л., ед.ч.

-е-и в оконч.гл.

Ь в гл. пов.накл.

гл. перед суф. - Л

БЫ с глаг.

-ова, -ева

-ыва, -ива

суф. - И в пов.накл.

? сомнения

.

справочные материалы по подготовке к ЕГЭ. Например, в пособии Б.Г. Меркина, Л.Г. Смирновой "Русский язык: Подготовка к ЕГЭ" в разделе "Орфография" предложены упражнения на все виды орфограмм. Задание во всех упражнениях однотипные: вставьте пропущенные буквы; вспомните правила правописания (указывается конкретная орфограмма). (Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. 2006, с. 6-37).

Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.

2.3.Эффективные приемы лексической работы с текстом и словом

Лексическая работа с текстом и словом

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".

Памятка "Лексический разбор слова".

1)Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным.

2)В прямом или переносном значении употреблено слово?

3) Какие синонимы и антонимы имеет слово?

4).Какова стилистическая характеристика слова: разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное. Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова?

5). Каково происхождение слова?

6). Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях.

Образец лексического разбора слова.

Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед.

Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности". Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая.

Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:

Вариант заданий 1:

Вариант заданий 2:

- Подберите к существительным свои определения-эпитеты.

- Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения?

Подбор определений

Авторский вариант

Народился месяц _____________

Робко он __________ зарями

Светит над _______ водой,

По садам сияя меж ветвей.

Народился месяц молодой.

Робко он весенними зарями

Светит над зеркальною водой,

По садам сияя меж ветвей.

Тотчас вслед за тем в горницу вошла ____, тоже ______ и тоже ещё ____ не по возрасту женщина, похожая на ____ цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, ____ на ходу, но _____ с большими грудями под _____ кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под ______ шерстяной юбкой.

Приезжий мельком взглянул на её _______ плечи и на ________ ноги в _______ поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка здесь или служишь?

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, легкая на ходу, но полная с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

Приезжий мельком взглянул на её округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка здесь или служишь?

- Прочитайте текст стихотворения И. Бунина "Первый снег".

- Создайте свою миниатюру по этому стихотворению. Употребляйте к созданию миниатюры такие слова: "И всё хочется получше сказать, поглубже выразить мысль, поточнее описать, представить живописную картину, ясно вижу".

Первый снег. И. Бунин.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала. А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

2.4.Эффективные методы и приемы по формированию пунктуационных навыков

Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько заданий, помогающих отработать постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях:

А) Обособленные / необособленные определения.

Б). Обособление вводных слов и вводных предложений.

Для выпускников, обладающих талантом к языкознанию, можно предложить более сложные задания: (даны задания и образцы их выполнения)

а) в предложении является определением; б) выражено относительным местоимением;

а) интонация незавершенности первой предикативной единицы;

б) соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в обеих предикативных единицах выражены глаголами несов. в., наст. врем.) свидетельствует об одновременности происходящих событии.

б) структура предложения нерасчлененная, так как подчинение присловное; в) характер обусловленности придаточной части - морфологический, так как придаточное предложение раскрывает морфологическую природу опорного слова - сущ. Предметы, которое нуждается в атрибутивной характеристике, содержащейся в придаточной части; связь придаточного предложения с главным базируется на структурной связи "слово + предложение";

г) придаточное определительное.

Графическая схема: [ 1) ], и [ 2) ].

2.5.Эффективные методы и приемы по подготовке к сочинению-рассуждению

Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГЭ текст. Это задание обозначено в 27: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленные автором текста". При обучении восприятия текста обращаем внимание на три аргумента:

Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Детям предлагается слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.

Для раскрытия темы сочинения можно запланировать ряд упражнений, способствующих раскрытию темы:

Этот вид работы помогает рассмотреть готовое сочинение с разных позиций, увидеть все критерии "идеального" сочинения или недостатки сочинения и корректировку его.

III. Результативность применения форм ,методов и приемов при подготовке к ЕГЭ, представленных в работе

Эффективность представленных в работе форм и методов обучения можно судить на основании сопоставительного анализа результата сдачи ЕГЭ по русскому языку учеников Барабановой Е.А. в 2021 году с результатами ЕГЭ по русскому языку на федеральном и региональном уровнях.

Процент выполнения выпускниками 2021 года заданий

ЕГЭ по русскому языку

№ задания

Проверяемый элемент содержания

Российская Федерация

Вологодская область

Вохтожская школа

(учитель Барабанова Е.А)

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

86,3%

73,82%

100%

2

Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

79,1%

88,26%%

100%

3.

Лексическое значение слова

92, 8%

90,56%

100%

4.

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

75,5%

93,07%

94,1%

5.

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

72,5%

81,2%

88,2

6.

Лексические нормы

85,2%

85,18%

88,2%

7.

Морфологические нормы (образование форм слова)

76,4%

76,47%

76,5%

8.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

75,8%

92,94%

65,55%

9.

Правописание корней

68,1%

60,92%

100%

10

Правописание приставок

58,9%

73,3%

88,23%

11

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

57,2%

60,92%

88,23%

12

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

45,2%

51,98%

82,35%

13

Правописание НЕ и НИ

82,3%

87,86%

100%

14

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

80,8%

85,18%

100%

15

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

62,3

78,2

94,1

16

Знаки препинания в простом осложненном предложении(с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

82,8%

86,98%

100%

17

Знаки препинания в предложении с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

73,3%

81,2%

94,1%

18

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

69,3%

77,95%

88,24%

19

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

80,6%

89,55%

94,1%

20

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

57,1%

55,55%

94,1%

21

Пунктуационный анализ

41,6%

48,58%

94,1%

22

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

63,2%

60,86%

94,1%

23

Функционально-смысловые типы речи

48,1%

44,96%

82,3%

25

Средства связи предложений в тексте

47,6%

54,98%

64,7%

26

Речь. Языковые средства выразительности

75,5%

81,3%

95,58%

Процент выполнения 1-26 заданий ЕГЭ

66,8%

71,68%

83,56%

Процент выполнения этих1-26 заданий ЕГЭ показывает, что ученики Барабановой Е.А. справились с этими заданиями на 83,56%, что выше показателей по Вологодской области ( на 11, 88%) и по России ( на 16,76 %).

Эффективность занятий с использований приемов, представленных в работе, можно оценить и по проценту выполнения выпускниками заданий 27 ЕГЭ по русскому языку, которое непосредственно связано с самостоятельно-поисковыми формами работы с информацией, с ее критическим осмыслением, интерпретацией предложенного учащимся текста, а также умением продемонстрировать культуру чтения и письма, составлял 87% (этот результат выше результата по РФ (на 8,1%) и регионального (на 7,58% показателя). Из данных, представленных в таблице и на диаграммах, видны позитивные результаты написания сочинения (задание 27) на ЕГЭ по русскому языку по различным критериям.

Процент выполнения выпускниками 2021 года задания 27 задания

ЕГЭ( сочинения) по русскому языку

Критерии проверки сочинения ЕГЭ (задание №27)

Российская Федерация

Вологодская область

Вохтожская школа

(учитель Барабанова Е.А)

К1

Формулировка проблем исходного текста

98,3 %

98,99%

100%

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

74,3%

73,82%

76,47

К3

Отражение позиции автора исходного текста

94,7%

93,07%

94,12

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного

текста

89,3%

93,07%

94,12

К5

Смысловая цельность, речевая связность

и последовательность изложения

71,1%

75,1%

76,47

К6

Точность и выразительность речи

69,3%

70,51%

76,47

К7

Соблюдение орфографических норм

72,6%

51,79%

94,12

К8

Соблюдение пунктуационных норм

49,5%

57,7%

76,47

К9

Соблюдение языковых норм

65,6%

70,52%

73,52

К10

Соблюдение речевых норм

67,8%

72, 03%

82,35

К11

Соблюдение этических норм

98,5%

99,15%

100%

К12

Соблюдение фактической точности в фоновом материале

96,2%

97,32%

100%

Процент выполнения задания 27 ЕГЭ

78,9%

79, 42%

87%

Таким образом, можно сделать вывод, что приемы и методы, представленные в работе, являются эффективными.

Заключение

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Библиография

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области