Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 56»

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ НАЧАЛЬНОГО

ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

Автор работы: преподаватель

по классу гитары

Михалина И. А.

Анжеро-Судженск

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

Глава 1 Начальный этап обучения, как залог успеха юного гитариста.7

Глава 2 Основные способы звукоизвлечения на гитаре 24

Список литературы 41

Введение

Начальный период обученияигре на гитаре является самым трудным, ответственным и значимым этапом. Именно в первые годы обучения закладывается фундамент знаний, те основные навыки и умения, которые создают предпосылки для дальнейшего творческого роста учащегося.

В процессе работы с начинающими музыкантами нет стандартов в обучении и воспитании. Это творческий процесс, основанный на принципах индивидуального подхода к каждому ученику. Главная задача педагога - заинтересовать ребенка, ввести его в мир музыки. В этот период необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенкупсихологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях, поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к музыке, к преодолению трудностей.

Трудно перечислить все качества, необходимые педагогу в его нелёгком труде. Необходимо обладать целым комплексом различных дарований, многое знать и уметь, но самое главное - это безграничная любовь к детям. Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет ему душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной работы с ним.

В класс гитары приходит обучаться большое количество желающих различного возраста. Программа обучения гитариста предлагает целый комплекс знаний, умений и навыков, получаемых детьми в процессе обучения: исполнительские навыки, музыкально-теоретические знания, умения слушать и анализировать музыку. Но главная задача педагога-гитариста – воспитать исполнителя с набором различных игровых приемов, умением ярко, образно и выразительно исполнять пьесы и песни. В силу различного уровня природных данных не каждый ребенок может в будущем стать профессиональным исполнителем, но любой ученик к концу обучения может исполнять посильные ему музыкальные произведения для небольшого круга слушателей, друзей и родственников.

Формирование исполнительских качеств юного гитариста – непростой и многогранный процесс. Он включает в себя работу с учеником в различных направлениях на всех этапах обучения и носит развивающий характер, но самым ответственным этапом обучения является начальный этап работы с гитаристом. Ведь без грамотной постановки игрового аппарата невозможно обучиться качественному звукоизвлечению, исполнительским приемам и штрихам, начальный этап обучения безусловно является основополагающим для воспитания музыканта-исполнителя.

Данная работа основана на опыте известного педагога-гитариста, заслуженного работника культуры России Ю. П. Кузина. [14,15,16]. Рекомендована для обучения детей 7-8 лет.

Мы раскрываем основные моменты начального этапа обучения игре на гитаре. А именно, правильная постановка рук и посадка за инструментом, основные приемы звукоизвлечения, артикуляции как фактора, от которого во многом зависит будущий успех начинающего исполнителя.

Для достижения оптимальной и естественной посадки, постановки рук, предлагаем подготовительные упражнения Кузина Ю. П., Щербаковой И.В., Сиземова Э.Ф., Гитмана А.Ф., способствующие формированию не только хорошей осанки и устойчивой и красивой посадки за инструментом, но и нахождению трудового тонуса. Гимнастические упражнения помогают понять работу мышц, технологию игровых движений, избежать зажимов, физически и психологически подготавливают ученика к работе за инструментом. Вызывают у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, способствуют созданию доброжелательной, комфортной рабочей обстановки.

Избранная нами тема исследования представляется весьма актуальной и практически востребованной.

Цель данной работы:

исследовать начальный этап обучения на шестиструнной гитаре для того, чтобы проследить и раскрыть важнейшие методические стороны этого процесса.

Задачи:

последовательно раскрываются вопросы посадки за инструментом, постановки правой и левой руки на инструменте, свободы игровых движений, техники звукоизвлечения.

Объект:

Объектом исследования является метод обучения игре на гитаре

Предмет:

Предметом исследования является начальный период обучения игре на гитаре.

Методы исследования:

Анализ педагогической и методической литературы по выбранной проблеме

Эмпирические (сравнение, сопоставление, наблюдение).

База исследования:

г. Анжеро-Судженск МБОУ ДО «Музыкальная школа №56»

Гипотеза:

Именно в начальный период обучения закладывается тот фундамент, та база, на которой в дальнейшем будет строиться развитие всех навыков и способностей ученика

Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя: введение; две главы, содержащие: 1 глава - два параграфа, 2 глава – три параграфа; заключение; список литературы, состоящий из 28 источников; приложения.

Введение включает: актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы, базу исследования.

В первой главе «Начальный этап обучения как залог успеха юного гитариста» рассматриваются вопросы посадки за инструментом, постановки игрового аппарата, требующие от педагога большого опыта, знаний, терпения и внимания. Ведь начальный период является основополагающим для воспитания музыканта-исполнителя.

Во второй главе «Основные способы звукоизвлечения на гитаре» говорится об основных приемах апояндо, тирандо, артикуляции, которые являются основополагающими в освоении гитары, расширяют звуковые и технические возможности, способствуют повышению уровня исполнительского мастерства.

В заключении сделаны выводы, подведены итоги исследования.

Список литературы состоит из 28 источников.

ГЛАВА 1 НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ, КАК ЗАЛОГ УСПЕХА ЮНОГО ГИТАРИСТА

Самым главным этапом начального обучения на гитаре является непосредственное знакомство ребёнка с инструментом: строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечение на ней.

Для детей пяти-семи лет знакомство со строением инструмента лучше проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации для лучшего запоминания. Представить гитару как нового друга, удивляя «схожестью» её с человеком, например, головка грифа как голова человека; гриф как длинная шея; корпус гитары как красивое человеческое тело: а пятка есть как у человека, так и у гитары. Также нужно обратить внимание на сложные названия деталей инструмента: дека, колки, розетка, порожки и т.д. При этом обязательно пояснить, для чего они нужны. Дать возможность вслушаться в звучание каждой струны, обращая внимание на то как звучит звук в самом начале, как он длится, и как угасает. Каждой струне следует дать образную характеристику вроде такой: "Первая струна - самая тонкая, самая младшая сестренка с тоненьким голоском, и зовут её - Ми. Попробуй ее спеть - звук следует тянуть продолжительно. Голос твой должен слиться со звучанием струны. Вторая струна - Си, - голос ее более сильный звучит более продолжительно, тембр ее другой..." Подобным образом, подбирая яркие характеристики и определения, расскажите о звучании всех струн - высоких низких. Сравнения и примеры возможны самые разные, построенные на воображении ученика и учителя.

Детямнравится задание нарисовать дома на листке гитару красками или карандашами, тем самым ещё раз дается возможность закрепить полученные знания о частях инструмента и обратить внимание на более мелкие детали.

Очень важно звуковое восприятие инструмента: чем больше преподаватель играет на уроке, тем больший интерес к инструменту у ребёнка появляется. Пока он ещё не владеет инструментом, но он уже видит и слышит какая музыка и как получается при игре на гитаре. У ребёнка возникает желание научиться играть на инструменте также хорошо, и при этом он начинает уважать своего учителя, который так мастерски владеет гитарой и замечательно играет.

Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата. Всё, чем они занимаются на уроке, для них ново и непривычно. В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующий большого опыта, знаний, терпения и внимания, так как у каждого ребёнка своя приспособляемость к инструменту, свои физиологические и психологические особенности, которые нужно учитывать.

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику, в зависимости от его возраста, воспитания, способностей, необходимо подходить индивидуально. Поэтому занятия следует проводить поэтапно; в какой-то степени вся педагогическая деятельность строится на импровизации.

Вот как описывает правильную посадку с использованием подставки под ногу Эмилио Пухоль, педагог и музыковед, автор «Школы игры на классической гитаре», которой отдаёт предпочтение большинство современных музыкальных школ[24]: “При игре на гитаре гитарист должен сидеть на устойчивом сиденье без пружин и подлокотников, высотой пропорционально его росту. Левую ногу необходимо поставить на подставку, гитара кладётся выемкой обечайки на левое бедро. Нижняя дека прижата к груди. Корпус тела слегка наклонён вперёд, плечи сохраняют своё естественное положение. Левое бедро образует с корпусом тела небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на подставку. Правая нога твёрдо стоит на полу под прямым углом. Необходимо следить, чтобы пятка не отрывалась от пола. Нижняя часть гитары кладётся на правую ногу. Гитара должна принять устойчивое положение”.

Объясняя ребёнку как он должен сидеть и держать инструмент, для начала можно предложить сесть ему на стул наоборотИзвестный французский гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую «позу наездника», когда ученик садится на стул, повернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу, локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное и комфортное ощущение с тем, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.

Наиболее рациональное положение корпуса на стуле — это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на инструменте. Под левую ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное — чтобы левая нога по отношению к корпусу была под острым углом. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола, следует под ногу подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть ногу вправо.

Частой ошибкой при посадке бывает нахождение правой ноги под стулом, что говорит о неправильном подборе высоты стула или игнорировании подставки для ног при домашних занятиях. Непроизвольно ученик начинает «хватать» инструмент руками, испытывая дискомфорт в устойчивости инструмента, что приводит к зажатию рук во время игры.

Плечи ребёнка должны быть расслаблены, при неправильной посадке правое плечо поднимается, обычно это происходит при низком положении грифа инструмента. Также частой ошибкой при посадке является разворот корпуса влево. К сожалению, это приводит к искривлению позвоночника ребёнка и причиной боли в спине и руках. Локоть левой руки свободен, не прижимается к туловищу, но и не отходит от него в напряжении. Локоть правой руки свободно лежит на самой высокой точке корпуса гитары, ниже 3-4 см. от сгиба локтевого сустава.

Главное в посадке — естественное положение корпуса, плеч, головы, что является важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука и рациональную работу исполнительского аппарата. Заботясь о здоровье ученика, преподаватель должен сформировать у него правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища.

Прежде чем обучать ученика играть на инструменте, заниматься постановкой рук, необходимо добиться свободной, естественной посадки за инструментом. Для этого необходимо изучить комплекс подготовительных упражнений.

Гимнастику желательно проводить в начале занятия, это дает ученику хороший мышечный тонус, а инструменту - возможность адаптироваться, приспособиться к температуре, влажности помещения, в котором проходит урок.

Упражнения, развивающие шейный отдел позвоночника

Рекомендуется, для того чтобы не кружилась голова, выполнять движения вперед, назад, вправо, влево поочередно (не совмещая эти движения в одном упражнении).

Упражнение 1

Наклоны головы в сторону. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнение 2

Наклоны головы вперед-назад. Достаем подбородком грудную клетку, а грудную клетку в этот же момент поднимаем к подбородку. Поднимаем – вдох, опускаем – выдох. Вперед – 10 раз. Назад – 10 раз.

Упражнение 3

Повороты головы в сторону. Поворачивая голову в сторону, подбородок немного приподнимаем вверх. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнения, развивающие плечевой пояс

Упражнение 4

«Весы». Одно плечо поднимаем вверх, другое в этот же момент опускаем. Как бы ставим гирьку, то на одну чашу весов, то на другую. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнение 5

«Прятки». Гитару чуть наклоняем вперед и прячемся за нее. Возвращаемся в исходное положение. Выполняется 10 раз.

Упражнения, развивающие грудной отдел позвоночника

Упражнение 6

Наклоны вперед. Наклоняясь вперед, поднимаем гитару с колена, держим ее перед собой. Грудной клеткой стараемся достать колена левой ноги (стоящей на подставке). Затем возвращаемся в исходное положение. Выполняется 10 раз.

Упражнение 7

Наклоны назад. Наклоняем туловище назад, достаем спинку стула, возвращаемся в исходное положение. При этом гитару лучше держать в одном положении, наклоняя только туловище. Выполняется 10 раз.

Эти упражнения описаны в статье И.В. Щербаковой «Гимнастика для юного гитариста» в Тезисах IV научно-практической конференции 11-12 апреля 2009г «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание».

Предлагаемые упражнения формируют хорошую осанку и красивую посадку за инструментом, ведут к созданию благоприятной почвы для воспитания естественных и свободных движений, способствуют воспитанию культуры обращения с инструментом.

Правильная посадка сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины.

Ю. П. Кузин для развития и естественности движений начинающего гитариста предлагает следующие упражнения:

- руки положить на колени. Наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Следить за осанкой, ноги от пола не поднимать. После каждого наклона фиксировать корпус в исходное положение.

-повороты туловища вправо, влево. Плечи не поднимать, положение головы – естественное. Фиксировать все повороты и исходное положение, следить, чтобы ученик не снимал ног со скамейки.

Эти упражнения проделывать до тех пор, пока корпус не будет раскрепощен и не будет выработана устойчивая посадка.

- дышать - спокойно, не задерживая дыхания. Если у ученика возникают проблемы с дыханием, необходимо сделать глубокий вдох и постепенный полный выдох. После паузы повторить.

Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Правильный контакт со струнами необходимо воспитывать через оптимальную организацию игровых движений. Прежде чем дать ученику инструмент, нужно научить его управлять своими руками, научить отличать свободу, легкость от зажатости и скованности.

Предлагаемые упражнения позволяют ученику понять состояния «напряжения - расслабления», «зажатости - свободы»:

— максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак — затем расслабить;

— сделать глубокий вдох - корпус напряжен, затем выдох - корпус расслаблен.

Разъясняем ученику три состояния корпуса и рук:

- максимальное напряжение;

- полное расслабление — состояние покоя и отдыха;

- оптимальное, активное напряжение — состояние бодрости, радости, легкости — оно является основным при игре на гитаре.

Главное — научить понимать и фиксировать свои ощущения. Все упражнения, пройденные на уроке, надо закреплять дома. Данные упражнения репетировать перед зеркалом, обращая внимание на состояние мышц лица и мимику.

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, необходимо приступить к занятиям с инструментом (к этому периоду ученик должен знать название частей гитары).

Гитара имеет четыре точки соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами:

- Левая нога — бедро. Гитару выемкой положить на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба плотно легла на бедро. Вес грифа и вес корпуса с центром опоры на выемке обечайки на бедре должны уравновешивать друг друга. Такое положение гитары облегчает работу исполнительского аппарата. Верхняя дека не будет строго вертикальна к полу. Излишне наклонное или строго вертикальное положение осложняет владение инструментом.

- Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. В ее функции входит не только поддерживание инструмента, но и регулирование положения гитары при игре в позициях с XII лада и далее. Правая нога в названных позициях занимает более жесткое, фиксированное положение (чуть поднимая и опуская корпус гитары) для удобства игры пальцев левой руки в высоких позициях.

- Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки.

- Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса. Головка грифа находится выше плеча. Выбор высоты скамейки и уровень положения головки грифа зависят от длины туловища (при длинной верхней части туловища скамейка должна быть более высокой). Поэтому педагог должен тщательно определять высоту скамейки и высоту головки грифа индивидуально для каждого ученика.Размеры инструмента, должны соответствовать росту, учащегося. В работе с детьми дошкольной группы рекомендуется пользоваться инструментами меньших размеров. По мере роста ребенка меняется размер инструмента.

1.2. Постановка игрового аппарата

После того как будет определено правильное положение инструмента, следует приступить к изучению положения правой руки на гитаре, но необходимо помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно не лежит пассивно, на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо.

Во время игры используется целый комплекс ощущений – пальцев, кисти, предплечья и плеча. Ни одна из названных частей руки не занимает при игре пассивной позиции. Все они образуют единую систему, главенствуют в которой пальцы. От контакта пальцев со струнами в большей степени зависят качество и плотность звука.

Функции правой и левой руки у исполнителей на струнных грифовых инструментах, совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает «музыку», а правая уже непосредственно извлекает звуки.

Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук «создается» правой рукой. Именно правой руке надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

Многие трудности в постановке правой руки возникают именно потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности, и в результате к неполноценному звуку. Руку надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.

Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении, А. Гитман предлагает проделать следующее:

1. Ученик встает. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой.

2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90 градусов. Кисть держится на одной линии с предплечьем.

3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча.

4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперед, примерно, на 45 градусов.

5. Запястье делается слегка выпуклым. Это и есть положение правой руки. Надо заметить, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении.

В сборнике «Золотой звук» Э.Ф. Сеземов в своей статье «Подготовительные упражнения» описывает комплекс упражнений «Гимнастика». Упражнения способствуют нахождению трудового тонуса, помогают понять работу мышц, технологию игровых движений, избежать зажимов, физически и психологически подготавливают ученика к работе за инструментом.

Вот некоторые из них:

- Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Ученик поднимается на носки, делая вдох, поднимает ненапряжённые руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разводит руки в стороны и на выдох, свободно наклонившись вперёд, мгновенно расслабляет мышцы шеи, рук, плечевого пояса. Голова опускается. Руки падают вниз и раскачиваются до полной остановки.

- Упражнение на выработку свободных движений всей руки.

Преподаватель поднимает в сторону расслабленную правую или левую руку ученик, ощущает её вес. По команде учащийся должен «выключить» мышцы, необходимые для удержания руки. По другой команде, например, «брось» - расслабить мышцы, дав руке свободно упасть.

Преподаватель должен фиксировать внимание ученика на активном и пассивном состоянии мышц.

- Упражнение на укрепление мышц, участвующих в работе пальцев.

а) ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.

б) ученик отпускает мяч и сразу же подхватывает его той же рукой, не давая упасть.

Преподаватель фиксирует внимание ученика на активном и пассивном состоянии мышц.

- Упражнения, имитирующие игру на инструменте:

№1 - выработка округлой формы пальцев.

Ученик кладёт свободные руки на колени или на резиновый мячик. Рука, полежав, принимает форму свода, становится округлой.

№2 - выработка правильного положения пальцев правой руки.

Преподаватель здоровается за руку с учеником и обращает внимание на положение пальцев. Они собраны, слегка касаются друг друга. Такими они должны быть при игре на инструменте. В дальнейшем можно использовать фразу «Слепи пальцы».

№3 - выработка правильного положения запястья правой руки.

Ученик сгибает руку в локте и по команде расслабляет запястье. Преподаватель объясняет, что естественный изгиб руки в запястье должен быть при игре и называется «Мостик».

Комплекс упражнений, проделанный несколько раз подряд, освобождает большинство мышц от напряжения. Испытав это ощущение, ученик уже будет иметь представление, что такое общая мышечная свобода, научится контролировать и сознательно руководить своими движениями

Выполняя упражнения, имитирующие игру на инструменте, ученик осознает, что в основе игровых движений лежат естественные, повседневные движения рук и пальцев, а не какие-то особенные и непривычные.

Подготовительные упражнения вызывают у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, способствуют созданию доброжелательной, комфортной рабочей обстановки, непринуждённо подводят к освоению инструмента.

Приступаем к изучению положения правой и левой рук.

Положение правой руки:

Убедившись, что правая рука заняла исходную позицию на корпусе гитары, следует положить кисть ладонью на струны таким образом, чтобы палец m-medio (средний), оказался около розетки справа, то есть на уровне окружности инкрустации. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец р-pulgar находится впереди на шестой струне. Это положение правой руки на струнах является исходным для начального этапа обучения.

Предлагаемое положение кисти должно быть усвоено учеником и отработано до автоматизма. Задача подготовительного упражнения — это научить ученика фиксировать свои ощущения в достижении естественности и удобства положения кисти и правой руки в целом.

Положение левой руки:

Действия обеих рук имеют разного рода трудности. Для преодоления этих трудностей в процессе обучения приходится тратить много сил и времени. Поэтому с первых уроков необходимо уделять внимание в одинаковой степени развитию как левой, так и правой руки.

Упражнения для определения положения левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца, с пятой позиции. Это связано с физическими данными ученика, прежде всего с малой растяжкой пальцев, ведь в первой позиции прижимать, струны труднее, чем в пятой, что вызывает излишнюю скованность и зажатость не только правой руки, но и левой.

Большой палец поставить на тыльной стороне грифа на уровне VI лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью (вместе с предплечьем) влево и вправо, еще раз убеждаясь, что левая рука свободна и раскована. Указательный палец, то есть первый, положить на все струны вдоль порожка по принципу барре на V ладу, второй — барре на VI ладу, третий палец — VII ладу, четвертый — VIII ладу. Таким образом, зафиксировано положение левой руки на инструменте.

При этом большой палец левой руки не только поддерживает гриф, но и выступает как сила, противодействующая давлению остальных пальцев. Противодавление большого пальца помогает разгрузить плечевой пояс от излишнего напряжения: плечо, предплечье, кисть и пальцы левой руки свободны.

После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение, следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево, данную фиксацию обеих рук и корпуса нужно основательно отрепетировать, чтобы в действиях ученика не прослеживалось угловатости и скованности.

Если у ученика появилась зажатость, скованность, следует проделать упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо; повороты влево, вправо.

Вновь обратимся к правой руке.

Не меняя положения кисти (не нарушая ее параллельности по отношению к порожкам), постепенно округлить ее и пальцы: i-indice (указазательный), m-medio (средний), a-anular (безымянный) кончиками, ближе к ногтю, ставить на первую струну, e-extremo (мизинец) находится около безымянного пальца; р-pulgar (большой палец) скользит по шестой струне и постепенно принимает удобное положение под острым углом по отношению к шестой струне. Расстояние между декой и кистью должно соответствовать примерно ширине ладони ученика. Четыре пальца левой руки должны свободно проходить между запястьем правой руки и декой.

Кисть правой руки сохраняет легкое напряжение и занимает не со всем удобное положение. Чтобы привести ее в естественное свободное положение, необходимо расслабить мышцы всей руки и кисти. При этом мышцы кисти становятся мягкими и эластичными. Только после раскрепощения кисть и вся правая рука займут естественное, сугубо индивидуальное положение.

Чрезвычайно важно закрепить положения кисти над струнами многократным повторением упражнений: кисть опустить на струны, чтобы она была параллельна порожкам, затем округлить, проверить расстояние между запястьем и декой, снять напряжение.

Важно помнить, какую большую роль в освоении положений рук играет переключение внимания ученика от правой руки к левой и наоборот. Подобное умение полезно не только для освоения оптимального положения рук, но и вносит необходимое разнообразие в ход урока, влияет на настроение и работоспособность ученика.

Необходимо учитывать внимание и активность ученика. Если появляется утомляемость, нужно переключить внимание ученика на другие виды деятельности или уменьшить продолжительность урока. Не следует перегружать ребенка, затем можно вновь вернуться к посадке и продолжить работу над положением рук.

Освоив положение большого пальца левой руки и поняв его назначение, ученик свободно распределяет 1, 2, 3, 4-й пальцы, соответственно, на V, VI, VII, VIII ладах.

Упражнение для свободы левой руки:

Слегка приподнять пальцы над струнами, после чего кисть с предплечьем свободно падает вниз. При этом достигается полная расслабленность всей руки. Упражнение необходимо повторять много раз, как на уроке, так и дома.

В процессе работы над упражнениями формируется естественное индивидуальное положение исполнительского аппарата.

Именно индивидуальные занятия позволяют проводить подготовительную работу с учетом особенностей физического и психологического состояния ученика. Часто для достижения требуемого результата необходимо придумывать специальные дополнительные упражнения.

На начальном этапе обучения предварительная подготовка рук к игре на гитаре и их оптимальная организация, необходимы. Важно, чтобы в работе на гитаре движения были согласованными и представляли собой живую единую цепь, в которой задействован весь организм ребенка. Желательно, чтобы большая часть подготовительных упражнений данного периода освоения инструмента проходила в форме игры.

Прежде чем приступить к контакту пальцев правой руки со струнами, ученик должен уверенно сидеть на стуле с инструментом и устойчиво и удобно располагать инструмент. Самостоятельно фиксировать исходное положение рук, контролировать напряжение и расслабление мышц.

Правильное звукоизвлечение основывается на последовательном чередовании напряжения и расслабления.

Упражнение:

- поставить i - на 3-ю струну, m – на 2-ю струну, а –на 1-й струне. Затем кончиками пальцев подтянуть струны по очереди: 3-ю струну – к 4-й, 2-ю – к 3-й струне, 1-ю –ко 2-й струне.

i подтягивает 3-ю струну к 4-й недолго удерживает ее, ощущая при этом напряжение и сопротивление струны, после чего - i расслабить и вернуть в первоначальное положение. Ученик расслабляет кисть, предплечье плечо, спину. Благодаря чередованию напряжения и расслабления сохраняется эластичность мышц, восстанавливается их работоспособность. Поэтому же принципу выполняются упражнения с - m и - а.

При проведении первоначальных упражнений по освоению инструмента следует особое внимание уделить формированию независимости рук. При выполнении упражнений правой или левой рукой следует внимательно следить за состоянием противоположной руки. Взаимозависимость напряжений рук необходимо исключить с самого начала. Например, при поджатии и удержании струн пальцами правой руки левая рука должна свободно лежать на корпусе инструмента, и наоборот.

В дальнейшем в практической игре можно использовать и другие варианты упражнений, например, правой рукой играть форте (f), левой прижимать очень слабо, и, наоборот: с большим давлением работают пальцы левой руки, а извлечение звука в правой руке на пианиссимо (рр).

Упражнение способствующие свободной ориентации на грифе:

- Исходное положение левой руки: большой палец – с тыльной стороны грифа, кисть параллельна грифу, пальцы округлены, полусогнуты на уровне второй струны и расставлены друг от друга по ладам соответственно – 1-й палец на V ладу, 2-й на VI ладу, 3-й на VII ладу, 4-й на VIII ладу.

- 1) первый палец не прогибая суставы поставить на V лад второй струны (близко к ногтю и близко к порожку) справа и зафиксировать это положение так, чтобы палец не поднимался и не скользил не по струне, не по ладу.

- 2) поставить 2-й палец на VI, 3-й на VII, 4-й на VIII лад второй струны. Зафиксировав пальцы на грифе сильно прижать струну всеми пальцами одновременно на счет «раз-и», «два-и», а на счет «три-и», «четыре-и» расслабить, не отнимая пальцев от струн. Момент расслабления необходимо уловить и почувствовать не только в пальцах и кисти, но и во всей руке. Упражнения проделать на всех шести струнах, в различных позициях.

Необходимо добиваться, чтобы пальцы левой руки прижимали струну ближе к ногтю и ближе к порожку справа. Прижимать округленными пальцами, суставы не прогибать. Чаще всего ученики не могут поставить все четыре пальца сразу из-за слабой растяжки 3-го и 4-го пальцев, поэтому приучать их нужно постепенно, вначале 3-й, потом 4-й. Большой палец несет большую физическую нагрузку и выступает как сила, противодействующая остальным пальцам. В состоянии расслабленности 1,2,3,4 – пальцы только ощущают струну, не чувствуют ее упругости и эластичности. Это упражнение проделывать ежедневно.

Действия обеих рук при игре на гитаре преследуют разные цели и имеют различные трудности. Левой руке выпадает очень ответственная задача: она укорачивает струну для получения звука той или иной высоты. Для извлечения ясного и чистого звука требуется прижать струну с достаточным усилием и напряжением пальцев, кисти и всей руки. И здесь должен действовать закон рациональной экономии давления пальца на струну. Очень важно помнить, что прижимать струну следует не более чем требует ее натяжение и эластичность.

Основные ошибки при посадке и постановки рук

Довольно часто учащийся наклоняет инструмент назад, тем самым откидывая корпус тела и выдвигая нижнюю часть гитары вперёд. Делается это для того, чтобы видеть лады гитары. Необходимо с первого занятия объяснить и на примере упражнений показать, что при правильной посадке и постановке рук постановка пальцев левой руки на лады гитары будет естественной и непринуждённой, и наклон инструмента назад не нужен. Он только затрудняет игру.

Также довольно часто у ученика исчезает естественное положение плеч, идёт непроизвольное поднятие левого или правого (в некоторых случаях обоих) плеча. Происходит это из-за зажатости и излишнего напряжения в плече. Это приводит к зажатости во всей руке, и вследствие этого напряжение и зажатость переходит в пальцы. Необходимо следить и напоминать, что положение плеч должно быть естественным и расслабленным. От расслабленного плеча идёт естественное положение локтевого сустава и самой кисти. Чаще всего проблемы в звукоизвлечении и работе пальцев левой и правой руки необходимо искать в неправильной посадке. Причиной этого может быть и неправильное и неестественное положение плеч.

Кроме напряжения в плечах появляется напряжение и искривление в спине и позвоночнике. Необходимо следить за корпусом учащегося в целом, чтобы не было зажатости и искривления. Довольно часто, стараясь следить работой правой или левой руки, учащийся очень сильно выгибает шею, зажатость и напряжение в которой вызывает боль и дискомфорт. Положение головы и шеи также должен быть естественным, без зажатости.

И последнее, это положение ног. Ноги должны твёрдо стоять на полу. Необходимо следить, что учащиеся не подгибали ноги или вытягивали их вперёд, угол в коленном суставе должен быть 90 градусов. Пятка, носок, ступни не должны отрываться от пола.

Вывод по первой главе: самое первое, чему мы учим на классической гитаре - это посадка и постановка рук, как правильно держать инструмент. Чем больше внимания преподаватель уделяет этому, тем скорее пройдёт зажатость и скованность, которые являются причиной многих ошибок. Важно помнить, что обучение должно быть методичным, поскольку наша цель – выработка навыка правильной посадки, правильной постановки рук, а значит постоянный контроль со стороны преподавателя и самоконтроль ученика – непременное и самое важное условие обучения. Следует также учитывать, что причиной зажатости ученика могут быть психологические факторы: стеснение от новой обстановки, боязнь ошибки, а значит на начальном этапе обучения преподаватель должен помочь ученику преодолеть этот психологический барьер, как именно – каждый преподаватель решает индивидуально.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

Звук на гитаре извлекается посредством щипка (удара по струнам кончиками пальцев правой руки). Большой палец производит щипок от себя. Движение остальных пальцев, кроме мизинца, направлено к ладони. Сила удара исходит от ногтевого сустава пальца. Кисть, предплечье находятся в одном положении, педагогу следует следить за тем, чтобы рука не зажималась. Указательный, средний, безымянный пальцы, находятся в полусогнутом положении, подготовленные к удару по струне.

Извлекать звук на струне можно от подставки и до грифа. Отрезок, на котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на три части:

1)Верхняя часть – у грифа (мягкое и тихое звучание);

2)Средняя часть – у нижней части звуковой розетки (самое сильное и яркое звучание);

3)Нижняя часть - у подставки (резкое и сильное звучание).

Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн. Полноценный гитарный звук извлекается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только затем отпускается.

На начальном этапе обучения при извлечении звуков ученику следует овладеть двумя приемами, так как на них построена вся техника правой руки – тирандо и апояндо.

2.1 Апояндо

Работа над звуком в становлении ученика-исполнителя — процесс очень трудоемкий, требующий внимания, собранности, постоянного слухового контроля и педагога, и ученика. Достаточно часто педагоги по классу гитары недооценивают значение важности формирования красивого и качественного звучания инструмента.

Несмотря на некоторые акустические и конструктивные недостатки быстро угасающий звук, громкостная ограниченность, малый диапазон — гитара является богатейшим в тембровом и динамическом отношении инструментом. Это обязывает преподавателя и ученика с первых уроков придавать огромное значение воспитанию интонационно чистого, плотного, яркого и конкретного гитарного звука.

Главная задача педагога по классу гитары - достижение качественного определенного, красивого гитарного звука.

Основными приемами звукоизвлечения являются апояндо и тирандо.

Апояндо (удар). Этот приём заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне. При апояндо следим, чтобы палец сохранял округлость, несколько выпрямляется только кончик пальца, при этом сохраняется перпендикулярное положение пальца к струне. Звук, получаемый при апояндо, глубокий, объёмный, сильный и определённый. Применяется апояндо в мелодической линии, в педальном басу (особенно на первой доле такта), в гаммаобразных пассажах.

Приступая к работе над звукоизвлечением на гитаре, необходимо с самого начала вырабатывать важный профессиональный навык: слух — движение. Процесс извлечения звука состоит из трех этапов:

1) увидеть

2) услышать;

З) извлечь.

Как показала практика, звукоизвлечение на гитаре следует начинать с освоения приема игры апояндо:

1) пальцы правой руки i-(indice), m-(medio) поставим на вторую струну, а-(anular) и е-(ecstremo) на весу. Первая струна, открытая — нота Ми, ученик уже знает, где эта нота записывается на нотном стане, свободно узнает ее звучание по высоте и тембру, может спеть. Далее i поставим на первую струну, затем кончиком пальца, подушечкой и ближе к ногтю, энергично, с определенным усилием, чтобы ощутить сопротивление, нажимаем на первую струну, при этом палец соскальзывает на вторую струну.

2) палец i после звукоизвлечения возвращается на вторую струну и по инерции подтягивает ее к третьей струне. Чрезвычайно важно вернуть палец i и вторую струну в исходное положение, расслабить и раскрепостить мышцы пальца, кисти, предплечья, плеча — всей названной цепи, почувствовать, проконтролировать и понять расслабление. При нажатии на струну происходит определенное напряжение соответствующих мышц. что должно находиться под контролем. Основное давление на струну происходит от третьей фаланги, но сама кисть при этом остается неподвижной. Большой палец р правой руки при работе i, m находится на шестой струне, это положение р необходимо для устойчивости, организованности и поддержания правильного положения кисти. Левая рука - находится на пятке гитары или на корпусе.

То же самое упражнение проделываем для m. Поставим m на первую струну, т. е. зафиксировать его на первой струне, ощутить ее упругость и извлечь звук.

Данное упражнение проделывать до появления ощущения свободы в движениях и достижения слуховой «комфортности», состояния радости и уверенности, удовлетворения: «Да, у меня получается живой, конкретный, четкий звук!». Это чувство важно воспитывать в ученике, для реализации его перспектив и надежд.

Описанный метод извлечения звука на первой струне перенести на вторую и третью струны, соблюдая основной принцип «слух — движение».

На этом этапе освоения звукоизвлечения есть два важных момента: слух и движение. Учащийся должен предслышать, предчувствовать появление звука ми. Извлекаемый звук, разумеется, должен быть конкретным, плотным и ярким. Обращаем внимание ученика на неуправляемость взятого звука, его быстрое угасание. Попросим его внимательно контролировать слухом угасание и иные изменения в звуке: тембральные, колебания высоты и громкости звука.

Известно, что современные музыканты-исполнители на гитаре извлекают звук ногтем.

Ногтевой способ, когда звук извлекается с помощью ногтей на пальцах правой руки Этот способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев касаются струн и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать

На начальном этапе следует извлекать звук без использования ногтей: причина не только в том, что у ребенка слабые ногти и есть сложности в их обработке, — дело в обучении контакту со струной. Именно кончик пальца, или ногтевая фаланга, рождает звук. От умения контактировать, ощущать подушечками пальцев правой руки струны, и возникает разнообразная палитра звуковой выразительности, которую мы так ценим в исполнении великих мастеров.

Непосредственно через пальцы, а точнее через кончики пальцев, воспроизводятся разнообразные звуки, создающие неповторимые музыкальные образы, наполняемые гибкой динамикой от конкретного рр до ярчайшего f. Развитие рецепторной чувствительности кончиков пальцев пробуждает и обогащает чувства, повышает исполнительский опыт и культуру будущего музыканта. Именно поэтому так важно и необходимо на начальном этапе обучения работать над звукоизвлечением без использования ногтей. Не на последнем месте стоит задача укрепления суставов, развития четкости движений и силы пальцев.

Организация и дисциплина движений пальцев правой руки

Организованность движений, или дисциплина пальцев, при исполнении на гитаре играет немаловажную роль. Организованность и органичность движений необходимо прививать ученику с первых шагов освоения инструмента.

Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Вначале ребенок видит ноту, слышит ее, после чего готовит палец и завершает процесс звукоизвлечением. Расстояние от первого этапа «вижу» до произношения звука со временем будет сокращаться — у опытного исполнителя оно приближается к мгновению. Постепенно пальцы правой руки становятся «слышащими». При рациональном движении пальцев исполнитель может в кратчайший срок решать сложные вопросы техники и звука.

На примере звукоизвлечения апояндо на первой струне рассмотрим организацию работы пальцев, которая называется «подготовка»:

Пальцы i, m находятся на второй струне, после чего i следует поставить на первую струну. Палец проходит только расстояние от второй струны до первой, ощущая ее, контактируя с ней, и далее, преодолевая ее противодействие, срывается и останавливается на второй струне. Палец m проходит тот же путь, что и i. Это и есть то самое кратчайшее, экономическое расстояние для извлечения звука от струны к струне.

Из практики исполнения данного упражнения возникает следующее обязательное правило: вначале следует подготовиться к извлечению звука, после чего извлекать. Как только у ученика появится уверенное исполнение - i, - m, подключить - m, - a, и - i, - а.

Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по степени подвижности, так и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания независимо от извлекающего звук пальца.

Кратко напомним основные моменты начального освоения звукоизвлечения апояндо:

- напряжение и расслабление корпуса, комфортность физического состояния, упругость мышц;

- слуховые упражнения «вижу — слышу»;

- организация движений пальцев, их подготовка;

- контакт кончика пальца со струной и ощущение ее упругости и противодействия;

- звукоизвлечение: штрих нон легато, mf - сила звука, (восьмая — звучание, восьмая — пауза, внимание к тишине).

При суммировании данных компонентов напрашивается вывод, что широта и объем работы при начальном извлечении апояндо требуют, чтобы ученик был собранным, внимательным, имел свежую голову и чистые руки.

2.2 Тирандо

Тирандо - (щипок). Обучение звукоизвлечению тирандо нужно начинать примерно спустя две недели после начала обучения апояндо.Приём заключается в оттягивании струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальца, то он коснётся ладони. Остановки на струне он не имеет. Характер звука, извлеченного щипком, лёгкий, суховатый, но этот приём обеспечивает пальцам достаточную беглость. Тирандо используется при игре созвучий, интервалов, аккордов, а также при игре арпеджио, в которых исполнитель, накладывая звук на звук, собирает их в аккорд, при проведении подголосков и в аккомпанементе. Это создает неповторимый эффект и является особым преимуществом звучания гитары перед другими музыкальными инструментами.

Для начала педагог должен сам извлечь звук, показывая этим ученику силу звук и ритм. Это создает в восприятии ребенка определенную звуковую модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении упражнений. Затем ученик старается сам воспроизвести услышанное. Главная задача упражнений – звук, глубокий, чистый, равномерный по силе и длительности.

На первых уроках для игры на гитаре лучше использовать 1, 2 и 3 струны.

Тирандо. Пальцы правой руки поставить на струны, как при упражнениях на поджатие: р - на шестой струне. i - на третьей, m - на второй, а - на первой. Начнем с поджатия.

Вспомним: третью струну подтягивать к четвертой, вторую к третьей, первую ко второй. Это важные ежедневные упражнения и на начальном этапе не следует их забывать. Тирандо очень легко получается на основе упражнения "поджатие". В самом деле, кончик пальца - i от третьего сустава с силой нажимает и подтягивает третью струну и соскальзывает со струны, но не попадает на четвертую струну, как при апояндо, а проходит буквально рядом с четвертой струной в направлении к пятой. Движение пальца после звукоизвлечения не следует сдерживать, позвольте по инерции продолжить движение до его естественной остановки. Послушаем звучание третьей струны, затем быстро возвратимся - i в исходное положение, то есть поставим на третью струну. Палец - i в исходном положении необходимо расслабить. При этом расслабим не только палец, но и всю двигательную часть руки, как это было описано ранее.

Постоянно обращаем внимание ученика на необходимость слушать как звучание, так и тишину. Играем упражнение не спеша, но ритмично: на "раз" - звук, на "и" - тишина, возвращение пальца. Здесь и нарабатывается технологический навык "нажим", "толчок", но не удар.

Отрабатываем игру пальцем - i до четкого произношения им звука и верного движения. После чего - i поставим на третью струну, а продолжаем работать с пальцем - m. Затем с пальцем - а. При звукоизвлечении – а, мизинец прижат к - а и округлен, а - i и - m находятся на струнах. Движения мизинца и безымянного пальца осуществляются как бы вместе.

При освоении приема звукоизвлечения тирандо исключительно важно иметь в виду следующее: Движение пальца направлено параллельно струнам или почти параллельно струнам. Многие педагоги учат детей приему тирандо с движением пальцев к ладони. Это возможно, и нужно уметь делать, но только там, где того требует музыка. Владение этим способом звукоизвлечения потребуется на более поздней ступени обучения. Переходить от апояндо к тирандо и наоборот необходимо без изменения положения кисти. Описанное ранее положение кисти и требование к движению пальцев параллельно струнам поможет осуществить переход от апояндо к тирандо и, наоборот, соблюдением этого условия. Как это ни парадоксально, тирандо - это то же апояндо, потому что движение пальца и работа струны получаются те же, что при апояндо, но без касания соседней струны. Апояндо и тирандо - специфические гитарные штрихи. Штрих апояндо чаще всего применяем для выделения фразы, мотива, отдельных звуков. Его специфика - певучесть. Для достижения более острого звука употребляем штрих тирандо. Третьим и основным штрихом на гитаре, дающий ясный, полный, чистый, яркий звук, является нечто среднее между апояндо и тирандо. Можно с уверенностью сказать, что лучший и более короткий путь в освоении яркого звука на гитаре - тирандо, по насыщенности полноте звучания приближенный к звучанию апояндо.

При работе над исполнением тирандо делаются первые шаги к независимости движений пальцев. Извлекая - i, пальцы - m, - а оставляем на струнах, при игре – а, - i, - m оставляем на струнах, при игре – m, - i, - а, и так далее. Каждый палец должен действовать самостоятельно, независимо от других, что в целом очень важно в технике игры гитаре. Многоплановость звучания инструмента создается независимостью движений пальцев правой руки.

Великий испанский гитарист А.Сеговия называет прием тирандо «свободным ударом»

Поэтому апояндо чаще всего используется гитаристами для акцентированно-выразительного исполнения отдельных звуков, мелодий или мелодических пассажей. Прием тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодий. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначений не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения (обоих вместе).

Практика показывает, что нет никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них, однако лишь в том случае, если звукоизвлечение выполняется правильно. Направление оттягивания струны и принципы работы пальцев при верном исполнении обоих приемов мало чем отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что тирандо— универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как апояндо невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры.

Апояндо— прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Ч.Дункан в «Искусстве игры на классической гитаре», рассуждая о том, какой прием игры следует выбрать в том или ином произведении, приводит в пример игру профессионального теннисиста, которого спросили бы, «почему надо отказаться от простого удара ракеткой сверху вниз в пользу более сложного удара. Он ответит – чтобы улучшить удар!» Поэтому иногда имеет смысл отказаться от игры тирандо в пользу апояндо, чтобы добиться большей яркости и громкости звучания.

Внедрение в исполнительскую практику апояндо сыграло важную роль в становлении гитары как солирующего инструмента на рубеже XIX—XX веков. Позже, в творчестве А. Сеговии, этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон А. Сеговии, активно использовавшего aпояндо, до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.

Овладение приемами игры тирандо и апояндо являются основополагающими в освоении гитары и требуют особого внимания от исполнителя.

Научить хорошему звуку трудно, многое зависит от ученика, но работать над техникой движений пальцев можно и нужно с самого начала. Такая работа представляется весьма необходимой, даже если она не приносит скорых результатов.

Практика показывает, что скрупулезное овладение основами правильного звукоизвлечения впоследствии окупается сторицей, расширяя звуковые и технические возможности, способствуя повышению уровня исполнительского мастерства.

2.3 Артикуляция

Артикуляция (от лат. articulo — расчленять) — способ исполнения звуков при игре на музыкальном инструменте или пении. Делится на три вида: связную (legato), раздельную (поп legato) и краткую (staccato) с большой градацией оттенков внутри каждого вида. В нотной записи артикуляция обозначается словами (legato, non legato, legatissimo, pizziccato, tenuto, portato, staccatissimo, legatoseccoи т. д.) или соответствующими графическими знаками — лигами, точками, черточками.

Многие музыканты-исполнители на различных инструментах сходятся в одном: применение различных видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы извлечения звука на данном инструменте.

Гитара богата разнообразными способами произношения звуков. На начальном этапе они разделяются на три основные группы: нажим, толчок, удар. Из всех названных самым сложным является «удар». Удар на гитаре есть, он необходим исполнителю. Этот прием имеет множество градаций в зависимости от решаемых задач, но обучать ему нужно несколько позже. Обучение игре на гитаре следует начинать в последовательности: нажим, толчок, удар. Ученики, как правило, в процессе обучения сами приходят к исполнению ударом как само собой разумеющемуся. Это связано с конкретными музыкальными и художественными задачами звучания определенных пьес. Тем не менее осваивать способы звукоизвлечения на гитаре необходимо в последовательности:

Воспитание звука должно вестись в двух направлениях. С одной стороны, ученик должен освоить типичную характерность гитарного звука, добиться однородного тембра звука на разных струнах, динамической ровности в разных регистрах гитары. С другой стороны, очень важно владеть разнообразием звучания, различными динамическими и тембровыми оттенками, различным их соединением. Поэтому, работа над воспитанием звука должна иметь универсальный характер, то есть охватывать все стороны и виды гитарной техники. Эта работа самым тесным образом связана со штриховой техникой.

Штрих – это типичный прием звукоизвлечения, присущий данному инструменту и соответствующий характеру музыкальной формы. Каждый штрих следует рассматривать не только с точки зрения его музыкально-выразительного содержания, но и сточки зрения специфики исполнения, поскольку они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от способа звукоизвлечения. Штрихи необходимо рассматривать как важное средство артикуляции. Иногда интерпретация исполнительского плана произведения связана, прежде всего, с проблемой штрихов.

Non legato (нажим), именно с этого штриха производится начальное звукоизвлечение.Нажиму должна предшествовать подготовка пальца правой руки.

При игре staccato (толчок), пальцы правой руки активизируются. Извлечение звука и возврат пальца в исходное положение происходит в более быстром темпе. Нужно проследить за эластичностью мышц, восстановлением их исходного состояния. Для достижения такой реакции мышц требуется играть начальные упражнения не спеша, но само звукоизвлечение и возврат пальца должны быть активными.

Staccato— отрывистое исполнение звуков с отделением одного от другого паузами. Staccato при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:

1) путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;

2) путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.

Второй способ более эффективен и распространен-. Он состоит в том, что после извлечения звука палец немедленно возвращается на звучащую струну, не давая ей отзвучать. Чем быстрее палец правой руки возвращается на струну, тем отрывистее staccato. Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные- ноты.

Возможны и другие варианты для одноголосных тем: например, указательный палец защипывает струну — и тут же средний палец правой руки ее глушит.

Legato— общемузыкальный штрих, означающий связное исполнение звуков. Именно с общемузыкальных позиций легато на гитаре применяется тогда, когда музыка требует максимальной певучести, непрерывности, слитности, полностью выдержанных звуков мелодии. Базируется такое легато, главным образом, на плавной форме движения левой и правой руки, их предельно точной координации, вибрации, на динамической сбалансированности звукового потока.

В игре на гитаре legato— это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, приема игры, имеющего первостепенное значение.

Звукоизвлечение legato (удар) является самым сложным из всех названных. Он труден не только точностью попадания кончика пальца с лёту на струну. Труднее «поймать», уловить изменения в колебаниях струны, происходящих при ударе. Это значит: колебание одного звука – «удара» и колебания другого звука – «удара» должны соответствовать друг другу. При ударе срабатывает та же активная подготовка пальцев, что и при толчке или нажиме. Разница в том, что теперь палец не ставится на струну, не останавливает, не глушит её, а играет с воздуха. Плотность звука не зависит от замаха пальца над струной. Подготовка к игре ударом с воздуха до предела экономична.

Совершенствуя и развивая исполнительский аппарат ученика, активизируя пальцы левой руки в начале обучения, следует более подробно остановиться на приеме исполнения legato на гитаре. Если ранее мы действовали только пальцами левой руки, то теперь они выполняются вместе с правой.

Восходящее legato и его исполнение:

- первый палец прижимает на пятом ладу, остальные пальцы находятся над последующими ладами второй струны;

- после извлечения на счет "раз" - i звука МИ апояндо на второй струне, второй палец левой руки на счет "и" энергично опускается на шестой лад второй струны и от его удара звучит ФА.

Это широко известный прием звукоизвлечения апояндо при восходящем legato. Теперь о самом принципе исполнения: после звукоизвлечения - i возникает своеобразная звуковая эстафета -- передача исполнительского действия от правой руки в левую (левая рука в данном случае становится не только фиксирующей положение звука, но играющей). В это время очень важно "поймать" звук от правой извлекающей руки и передать левой играющей, продлевая звучание.

На начальном этапе, как правило, в подобных случаях получается различное по интенсивности звучание: яркое апояндо в правой руке и, естественно, слабое, пассивное "произношение" звуков пальцами левой руки. В этот момент у ученика не только не сохраняется общий звуковой план, или лучше сказать баланс звучания, но и, как правило, теряется временной, нарушающий ритм. У ученика, осваивающего навык исполнения legato таким путем, обычно пропадает интерес к этому эффективнейшему гитарному приему. Следует разъяснить ученику, что при этом происходит и от чего зависит правильность исполнения legato.

Звукоизвлечение правой и левой рук неодинаково: правая рука извлекает звук в месте самого яркого звучания гитары, а левая рука извлекает звук на грифе, далеко от розетки: достижение ровного legato предполагает, что интенсивность извлечения звука правой рукой должно быть менее, а левой -- наоборот, более активной. Попросите его распределить игровые действия левой и правой рук таким образом, чтобы сила звучания первого и второго звука стала одинаковой. Кроме того, следите за обязательным сохранением временного равенства их звучания. Одним словом, нужны звуки не только одинакового качества, но и одинаковой длительности.

Эстафетное движение звука от правой к левой и далее от левой к правой проводится строго под слуховым контролем с учетом функционально различных действий рук. В силовом отношении действия рук должны быть независимы друг от друга. Итак, в ходе углубленного осознания приема при регулярных занятиях ученик приобретет уверенность и быстро усвоит восходящее legato.

Нисходящее legato:

При нисходящем legato пальцы левой руки занимают следующее положение:

- второй и первый пальцы прижимают плотно ноты «фа» и «ми» на второй струне;

- после извлечения на счет "раз" звука Фа второй палец на счет "и" сдергивает ноту Фа на VI ладу, и звучит Ми на V ладу.

Второй палец левой руки после "сдергивания" останавливается на первой струне. Для левой руки это исполнение нечто вроде апояндо. Именно на начальном этапе изучения нисходящее legato осваивается по принципу апояндо, в дальнейшем же пальцы левой руки при нисходящем legato могут занимать различные положения, например, при игре украшений, двойных звуков и аккордов.

При исполнении нисходящего legato кисть левой руки параллельна грифу. Пальцы действуют без помощи кисти, она остается в состоянии покоя. Пальцы левой руки прижимают струну ближе к ногтю, площадь подушечки левой руки задействована минимально. Сдергивание звука должно происходить без подтягивания самой струны вниз -- если это случается, то при движении второго пальца вниз первый должен противодействовать ему, слегка подтягивая струну вверх.

Недлинные ногти на левой руке помогают в работе пальцев при нисходящем legato они не позволяют смещаться подушечкам, а, напротив, фиксируют и уплотняют, что облегчает выполнение поставленной задачи.

Постоянно напоминайте ученику о слуховом контроле за звуком при исполнении legato: распределение силы звучания между звуками - равномерное и временное звучание по длительности - равномерное! Прием legato в исполнение пьес следует вводить постепенно.

Смешанное легато сочетает в себе и использует первый и второй (а иногда и третий) способы.

При исполнении всех видов легато необходимо помнить, что первая нота всякой слигованной группы нот невольно акцентируется, но качество остальных звуков зависит не от атаки (силы щипка или удара) первого звука, а от активности (срыва, удара, скольжения) движения пальцев левой руки.

Техника выполнения штрихов должна совершенствоваться на всё пути обучения гитариста. Это позволяет достичь высокого уровня артикуляционного мастерства, необходимого для исполнения более сложных произведений.

Освоение артикуляционных приёмов должно сопровождаться слуховым контролем, чтобы избежать механического воспроизведения нотного материала. Работа над артикуляцией создаёт предпосылки для прочной связи между представляемым музыкальным образом и движениями рук - штрихами. В результате ученик будет точно представлять, с помощью какого технического приёма артикуляции возможно достижение того или иного художественного эффекта.

Вывод по второй главе:

Практика показывает, что овладение основами правильного звукоизвлечения впоследствии, расширяет звуковые и технические возможности, способствует повышению уровня исполнительского мастерства.

Артикуляция должна органично входить в арсенал музыкальных выразительных средств юного гитариста с первых его шагов и в этом состоит одна из основных задач гитарной педагогики на сегодняшний день.

Заключение

Начальный этап имеет очень большое значение в становлении музыканта-гитариста. Первые впечатления ребёнка от соприкосновения с искусством оказывают влияние на его дальнейшее музыкальное развитие. Именно в начальный период обучения закладывается тот фундамент, та база, на которой в дальнейшем будет строиться развитие всех навыков и способностей ученика.

Вряд ли найдется гитарист, оспаривающий важность постановки рук. Однако постановка звука подчас остается за пределами учебного процесса, особенно на ранних этапах обучения. Научить хорошему звуку трудно, многое зависит от ученика, но работать над техникой движений пальцев можно и нужно с самого начала. Такая работа представляется необходимой, даже если она не приносит скорых результатов.

В данной работе мы определили понятие игрового аппарата гитариста, сформулировали общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, а также коснулись проблемы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения.

Практика показывает, что скрупулезное овладение основами правильного звукоизвлечения впоследствии окупается сторицей, расширяя звуковые и технические возможности, способствуя повышению уровня исполнительского мастерства.

Список литературы

Буреев Г. В. Азбука игры на шестиструнной гитаре. Пособие для учителя и ученика. – СПб: «Планета музыки», 2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области