Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «Моя Республика Башкортостан!»
Подготовила: воспитатель I категории
Иванова С.С.
г. Салават
Доминирующая образовательная область (ДОО):
«Познавательное развитие».
НОД: Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Моя Республика – Башкортостан!»
Интеграция областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграционные задачи:
Образовательные: закрепить знания воспитанников о Республике, о столице, о городе, в котором живем. Дать представления о народах Башкортостана, о его традициях в прошлом, закрепить понятие орнамент.
Развивающие: развивать речь детей, психические процессы, двигательную активность, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес к предкам, к истории города и Республики, любовь и уважение к Республике и родному городу, трудолюбие, уважение к друг другу.
Виды деятельности:
- двигательная;
- познавательно – исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная.
Формы организации:
- беседа «Моя Республика»;
- беседа «Символика РБ»;
- беседа на тему «Мой город»;
- беседа на тему «Башкиры – кочевой народ»;
- физминутка «Журавли»;
-пальчиковая гимнастика «Пчёлы»;
- презентация на тему «Моя Башкирия»;
- аппликация «Эскизы башкирской посуды»;
- итоговая беседа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Моя Башкирия», цветная бумага, клей, салфетки.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с Вами очень интересный день. Я хочу вам рассказать о нашей Республике, и показать все её красоты.
Воспитатель: Как называется наша Республика?
Дети: Наша республика называется Башкортостан
Воспитатель: Правильно. Как называется столица нашей республики Башкортостан?
Дети: Столица нашей республики Башкортостан называется Уфа.
Воспитатель: Верно ребята, у нашей республики Башкортостан есть свой флаг, гимн и герб. Кто мне скажет какие цвета имеет наш флаг?
Дети: Голубой, белый, зеленый, а на белом фоне изображен узор.
Воспитатель: Этот узор называется курай. Курай – это цветок, который растет на берегу реки, а древние башкиры сделали из него национальный музыкальный инструмент, обозначающий символ дружбы.
Воспитатель: Также у нашей республики есть свой гимн, в котором звучит курай, и поётся о благополучии родного края, о его красоте и дружелюбии.
Воспитатель: Наша республика Башкортостан очень богата, как вы думаете ребята чем?
Дети: Наша республика богата лесами, дикими животными, горами, водоемами, красивыми городами и селами, многонациональным дружным и трудолюбивым народом, еще республика богата нефтью и природным газом.
Воспитатель: Назовите мне города, которые вы знаете (ответы детей).
Воспитатель: А какие водоемы и реки вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: А что вы знаете о многонациональном народе?
Дети: Это разные нации, проживающие в нашей республике. Башкиры, татары, русские, украинцы, армяне, узбеки, мордва.
Воспитатель: Посмотрите на экран, какая красивая наша республика Башкортостан, какие заповедные места, нетронутая природа. Это все наша Родина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, какие красивые дома нас окружают, в каких уютных квартирах мы живем, у нас очень много помощников в доме, вокруг нас очень много магазинов, и мы можем себе многое позволить. Но в давние времена древние башкиры, и жилось очень трудно, и приходилось много работать.
Воспитатель: Какой это был народ? Как они жили? Они жили в таких же условиях как мы сейчас?
Дети: Нет. Древние башкиры – это был кочевой народ и жили они в юртах.
Воспитатель: А кто такой кочевой народ?
Дети: Это когда часть переезжают с одного места на другое.
Воспитатель: Почему древние башкиры часто переезжали?
Дети: Потому что они содержали очень много домашнего скота, для того чтобы животные были здоровыми и приносили пользу – им нужна свежая трава и чистая вода. Когда на старом месте заканчивалась трава, то приходилось искать новое место.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое юрта?
Дети: Юрта – это круглая палатка с земляным полом, она очень быстро разбиралась и собиралась.
Воспитатель: Юрта как раз для кочевого народа.
Воспитатель: Что находилось в юрте?
Дети: Полы застилали паласами, которые ткали башкирские рукодельницы, стояли сундуки с постелью и посудой.
Воспитатель: А какой посудой пользовались древние башкиры? Стеклянной? Фарфоровой? Глиняной?
Дети: Башкиры пользовались посудой из березовой коры.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда называлась берестяной, деревянной. В наше время такая посуда не используется.
Воспитатель: Ребята скажите, как вы думаете почему деревянная посуда использовалась древними башкирами?
Дети: Потому что древние башкиры были кочевым народом, а деревянная посуда была удобна в обращении и не боялась переезда.
Воспитатель: Ребята, хотите посетить очень удивительное место, где сохранилась деревянная посуда и традиции древних башкир? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь.
Летят высоко журавли,
Над опустевшими полями,
И рощи сонные, пустые,
Им машут голыми ветвями.
Лесам, где лето провели,
Они кричат «Летите с нами».
Кружатся листья золотые,
До свидания журавли!
Воспитатель: Вот мы и на месте. Здравствуй Гульбикай апа.
Гульбикай апа: Здравствуйте дети.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как тут красиво, какие ковры, какой красивый костюм. А чем же занимается наша Гульбикай апа?
Гульбикай апа: Я ребята очень люблю посуду. Я делаю её из дерева. Я изготавливаю посуду и дарю её людям. Вы поможете мне изготовить эскизы для посуды? (ответы детей).
Воспитатель: сейчас Гульбикай апа расскажет и покажет, как нужно украсить посуду. (рисует башкирский орнамент, показывает какие цвета используются. Орнамент повторяется, что означает орнамент).
Гульбикай апа: Проходите в мою мастерскую ребята, но сначала нам надо подготовить наши руки к работе и провести гимнастику для рук.
Домик маленький на елке (одна рука согнута в локте, пальцы растопырены - елка, на второй пальцы смыкаются в кольцо - улей).
Домик маленький на елке,
дом для пчел, а где же пчелки? (заглядываем в улей)
Надо в домик постучать (сжимаем кулаки, стучим друг об друга)
Раз, два, три, четыре, пять
Я стучу, стучу по елке
Где же, где же эти пчелки? (стучим друг об друга кулаками, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчелки летают)
Раз, два, три, четыре, пять!
Воспитатель: Берем кисточки, промачиваем в клейстере, и мажем заготовку узора, затем приклеиваем на тарелку, промакиваем салфеткой (напоминаем детям при необходимости).
Воспитатель: Вот как красиво и ярко получается у наших ребят. Они тоже очень трудолюбивые и старательные.
Гульбикай апа: Я вижу вы большие молодцы, так много знаете о родном крае, о своей республике, о своем народе. Спасибо Вам за помощь в изготовлении эскизов для посуды. За помощь я вас хочу угостить башкирскими сладостями. Называется это блюдо «Чак - чак».
Дети: Спасибо Гульбикай апа.
Гульбикай апа: До свидания ребята. До новых встреч.
(уход под башкирскую мелодию).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие по нашей республике Башкортостан?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Но, нам пора возвращать к себе в нашу любимую группу.
Воспитатель: До свидания.
Дети: До свидания.
(выход из зала под башкирскую мелодию).