Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в условиях ФГОС ООО».

Основная цель данного опыта – формирование речевой компетенции учащихся 5 класса через использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Основная цель данного опыта – формирование речевой компетенции учащихся 6 класса через использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Задачи:

- формировать умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- развивать способность пользоваться различными способами интегрирования информации;

- формировать умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- научить вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- научить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- развивать у учащихся способность самостоятельно заниматься своим обучением.

Таким образом, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов (evocation). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление (realization of meaning). Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию, осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия (reflection). Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. (Подробнее они описаны в приложении.)

Данная технология представляется мне очень эффективной в процессе обучения школьников, потому что она предлагает многообразные приёмы, пробуждающие интерес к изучаемому материалу, учит с ним работать и его обобщать. Они дают мне возможность делать урок разнообразным, ярким и содержательным.

Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря этой технологии у ребят возрастает самооценка, развивается рефлексия, растёт потребность в познании нового. Технология РКМЧП даёт возможность учителю обучать ребенка решению проблем, а это уже задел для реализации проблемного обучения.

Рассмотрим те приемы, которые я эффективно использую при обучении английскому языку по УМК «English» для 6 класса под редакцией С.Г.Тер-Минасовой. Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по иностранному языку, рассчитан на 102 часа в год, то есть 3 часа в неделю. Содержание учебника обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников, включает множество естественных ситуаций общения, создает мотивацию к изучению английского языка.

УМК «ENGLISH» для 6 класса состоит из 7 разделов:

1. Beyond the lessons

2. The way you live is the way you like

3. Natural and cultural diversity of the English-speaking countries

4. The hidden soul of Russia

5. The first wealth is health

6. North America- the continent of wonders

7. Leisure time

Наиболее часто я применяю в своей практике следующие приемы:

Прием «I know, I learnt, I want to know more»

Интересной формой контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (I know, I learnt, I want to know more). Цель: систематизация материала по теме; контроль эффективности чтения (понимание содержания прочитанного). Вид работы: индивидуально, парно, работа в группах. Учащиеся должны ознакомиться с текстом и ввести необходимую информацию в колонки таблицы. Этот приём облегчает контроль за работой с текстом каждого ученика. Работа может быть выполнена на уроке или закончена дома.

Например, работая с текстом " Lego world" (раздел 7, упр.4, стр.100-101) шестиклассники составили таблицу:

What the word LEGO means.

Who invented LEGO.

What is LEGOs future?

There is a Legoland in Denmark.

This theme park brings LEGO to life.

How can I get there? How much is the ticket?

Прием «Пометки на полях»

При чтении текста ребята отмечают значками на полях знакомый материал ("V"); то, что противоречит их представлениям значком (-), новые сведения значком (+). И то, что вызвало интерес, мотивировало на желание узнать лучше значком (?). Вот такие данные учащиеся внесли при чтении текста «Myshkin. Where and what is it? » (раздел 7, упр.4, стр. 116-117):

Where this town is situated.

Why this town was so called.

What other places I can visit in Myshkin

What can I see in this museum?

?

How can I get Myshkin?

Is there Museum of Myshkin in this town?

Why do people like their town? What famous people lived in this town?

Прием «Thick and thin questions» («тонкие и толстые вопросы») служит для развития диалогической речи на основе данного текста. Использовать приём можно индивидуально и в группах. На определенном этапе урока ученикам даётся задание:

1. Самим составить «тонкие вопросы»

2. Составить толстые «вопросы», т.е. вопросы, предполагающие подробный развернутый ответ.

3. Обсудить все вопросы, выбрать наиболее соответствующие задаче. (Например, краткий пересказ текста)

4. Обсудить данные вопросы в группах.

5. Представить работу классу.

Например, после текста «The history of Thansgiving Day» (раздел2, упр.4, стр.66-67) предлагаю подобрать к тексту «тонкие» вопросы, начинающиеся со слов:

1. What time (does the history of Thanksgiving Day go back)?

2. Who (were the pilgrims)?

3. How many (pilgrims made the voyage)?

4. How (did they spend their first winter)?

5. Whom (did they invite to the feast)?

6. How much time (did the feast last)?

7. Who (made Thanksgiving Day a national holiday)?

8. How (do people celebrate Thanksgiving Day nowadays)?

После этого предлагаются «толстые» вопросы:

1. Why did the pilgrims go to America?

2.Why did they decide to celebrate the autumn harvest?

3. Do you think it was right that the pilgrims invited Indians to their feast?

4. Is Thanksgiving Day a family holiday? Why?

Кроме того, учащиеся невольно запоминают перевод этих похожих слов (thick and thin).

Прием «Cluster»

Кластеры - это графическое изображение смысловых единиц текста в виде грозди. Они призваны помочь школьникам систематизировать знания по грамматике и лексике, облегчить при помощи схем пересказ или сообщение по изучаемой теме. Например, кластер по теме «Passive Voice» (раздел 3) помог учащимся запомнить грамматический материал.

образование:

Или систематизировать материал по теме «Tenses for Future Actions» (раздел 1)

Tenses for Future Actions

Present Simple

Future Simple

Present Continuous

Действия, запланированные в ближайшем будущем или предусмотренные расписанием

Однократное или повторное действие в будущем;

решение, которое принимается в мданный момент

Планы на ближайшее будущее

V или Vs

will V

is

am + Ving

are

В качестве основы кластера могут выступать также вопросы, ключевые слова, полученные в ходе мозгового штурма.

Кластер является и опорной схемой для пересказа текста (раздел 4, упр. 4, стр. 26-27). Прочитав текст, ученики составили кластер, что на стадии рефлексии позволило им легко пересказать текст.

The word «bylina» Russian

bogatyrs

Ilya Muromets and Nightingale the Robber

Ilya Muromets from Murom The Prince didnt believe

Fight between

Monster Ilya Muromets

Nightingale the Robber and Nightingale the Robber

Немаловажно, что используя кластер, пересказывают текст даже не очень успешные дети. При этом повышается мотивация к учению, а успех стимулирует интерес. Кроме того, составление кластеров развивает творческий потенциал ученика (каждый кластер имеет своё «лицо», свою изюминку).

Прием «Brainstorm» (мозговой штурм) используется при решении проблемных ситуаций по содержанию текста. Класс делится на группы по 3-4 человека. Ведущий наблюдает за правилами, фиксатор идей записывает идеи.

Например, я использую этот прием, когда прошу объяснить название раздела учебника «Why do people call health the first wealth?» (раздел 5), «Does the way you look depend on the way you live? Why?» (раздел 2), «Why is North America the continent of wonders?» (раздел 6).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области