Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Оренбуржцы - казаки

Цель занятия Дать представление обучающимся об Оренбургском казачестве. Задачи Воспитательная Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма к малой Родине. Развивающая Развивать у обучающихся познавательный интерес к работе с информацией. Образовательные 1. Познакомить с историей Оренбургского казачества. 2. Формировать представление об Оренбургской пограничной линии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Отдел образования администрации Гайского городского округа

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Радуга»

Конспект занятия на тему:

«Оренбуржцы - казаки»

Выполнила: педагог дополнительного

образования первой квалификационной категории

Воронина Ирина Александровна

г. Гай,

2021

Пояснительная записка

Конспект занятия разработан с целью изучения темы «Оренбуржцы - казаки» для обучающихся детского объединения «Моё Оренбуржье». Направленность – туристско - краеведческая. Возраст обучающихся 10 – 11 лет.

Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями группы продлённого дня, вожатыми, организаторами внеклассной и внешкольной работы для проведения урока или классного часа по проблеме изучения оренбургского казачества.

Любовь к малой Родине, к месту, где мы живем, к людям, которые нас окружают, необходимо прививать у детей еще в раннем возрасте. Если заложить любовь к Родине в раннем детстве, то и став взрослым, человек будет чтить и уважать традиции своего народа. Чтобы заложить основу для развития чувства патриотизма ребенка, необходимо знакомить младших школьников с историей и традициями родного Оренбургского края, с историей Оренбургского казачества.

На данном занятии применяются следующие технологии:

Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования (например, знакомство с материалом повышенной трудности).

Цель занятия: Дать представление обучающимся об Оренбургском казачестве.

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма к малой Родине.

Развивающая:

Развивать у обучающихся познавательный интерес к работе с информацией.

Образовательные:

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: Практическое занятие.

Методы: словесный, иллюстративный, частично - поисковый, метод игры, метод группового взаимодействия, практический.

Оборудование:

1. Презентация «Оренбуржцы – казаки».

2. Контурная карта «Оренбургская пограничная линия» (размер 120 см на 70 см), на которой отмечены реки Урал и Самара, а также населенные пункты: Орск, Оренбург, Таналык (бывший), Колпак, Красногор, Тоцкое, Сорочинск, Бузулук.

3. Карточки для игры «Строим дом казака» с названием строительных материалов: кирпич, бетонные плиты, глина, камни, железо, дерево, камыши, керамическая плитка, солома, шифер, хворост, металлопластик, обои, краска, цемент, мел (размер 8 см на 15 см).

4. Карточки для выполнения задания «Отыщи редут Калпацкий (размер 10 см на 20 см).

5. Карточки для выполнения задания «Строим крепости Оренбургской пограничной линии» с названием крепостей: Таналыкская, Орская, Оренбургская, Красногорская, Сорочинская, Тоцкая, Бузулукская и редута Калпацкого (размер 4 см на 10 см).

Методическое обеспечение

В ходе проведения занятия применяются информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедиапроектор, Интернет-ресурсы.

Увеличение умственной нагрузки в школе заставляет задуматься над тем, как в системе дополнительного образования поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу. Эта проблема является в настоящее время очень актуальной. В связи с этим, представленные на занятии игровые методы обучения являются наиболее оптимальными для изучения истории родного края.

Целевая аудитория: Методическая разработка занятия рассчитана на обучающихся 4 -х классов.

План занятия:

1. Организационный этап

2. Подготовительный этап

4. Контрольный этап

5. Рефлексивный этап

6. Итоговый этап

Ход занятия

- подготовка учащихся к занятию;

- приветствие;

- введение в тему занятия

Педагог: Здравствуйте, дети! На прошлом занятии мы с вами познакомились с темой «Основание города Оренбурга и Оренбургской губернии». Итак, в каком году был основан город Оренбург? В каком году была образована Оренбургская губерния?

Ответы обучающихся:

- Оренбург был основан в 1743 году.

- Оренбургская губерния была образована в 1744 году.

Педагог: Хорошо, правильно.

- мотивация деятельности обучающихся;

- актуализация ранее приобретенных знаний.

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. Тема звучит так:

«Оренбуржцы – казаки». Мы с вами познакомимся с историей Оренбургского казачества. Кто такие казаки? Чем они занимались? Для того, чтобы это узнать, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории Оренбургского казачества.

Ребята, мы с вами живем в Оренбургской области. Оренбуржье находится на территории огромной страны, которая называется Российская Федерация. Несколько веков назад наше государство, как и сейчас, стремилось к обороне своих границ от внешних врагов.

После присоединения Казани царем Иваном Грозным был построен город Уфа и появилась необходимость охраны новых границ нашего государства. Именно сюда начинают заселяться вольные люди – казаки.

- рассказ педагога;

- показ презентации «Оренбуржцы – казаки»;

- выполнение задания «Строительство Оренбургской пограничной линии».

Педагог: Кто же такие казаки? Казаки по мнению ученых произошли от хазар и черкесов, то есть выходцев из Кавказа. Недаром форма казаков напоминает национальный костюм черкесов.

Педагог показывает фотографии «Национальный костюм черкеса» и «Форма донского казака»

(Приложение 1)

Казаки - особые, вольные люди, очень свободолюбивые, селившиеся особняком, вдалеке от городов и деревень. Чаще всего это были беглые крестьяне. Они вели свое хозяйство, занимались рыболовством, охотой, скотоводством, седельным и сапожным ремеслом, добывали соль. В военное время мужчины объединялись в войско. Так возникли поселения на реке Илек, Яик (так ранее называлась река Урал). Казаки участвовали в военных действиях. Часто их нанимали на военную службу за прекрасное владение военным ремеслом.

При основании города Оренбурга было создано Оренбургское казачье войско. В 1748 г. был образован Оренбургский нерегулярный корпус. В состав Оренбургского казачьего войска вошли самарские и уфимские казаки. С весны до осени они участвовали в разъездах, караулах, конвоях, пикетах. К нелегкой военной службе добавлялись ремонт и строительство дорог, мостов, заготовка и перевозка леса, конвоирование почты, охрана населения и торговых караванов от набегов кочевников.

Ребята, а теперь познакомимся с презентацией «Оренбуржцы – казаки».

Показ презентации «Оренбуржцы – казаки».

Педагог : Ребята, вы познакомились с презентацией «Оренбуржцы – казаки». Что нового вы узнали?

Ответы обучающихся:

- Оренбургские казаки охраняли границы нашего государства, храбро сражались во всех воинах, защищали население и торговые караваны от набегов кочевников.

- По повелению Императрицы Елизаветы Петровны было создано Оренбургское казачье войско.

- Под руководством И. Кирилова было начато строительство Оренбургской пограничной линии.

- В Оренбургской области есть памятники, посвященные оренбургским казакам.

Педагог: Хорошо, молодцы.

Выполнение задания «Строим крепости Оренбургской пограничной линии».

Педагог: Ребята, главная задача казаков – охрана границ нашего государства. Для этого было необходимо построить Оренбургскую пограничную линию. Как же выглядела знаменитая и грандиозная Оренбургская пограничная линия? Давайте попробуем «построить» крепости и редут «Калпацкий» на контурной карте.

Педагог размещает на доске контурную карту «Оренбургская пограничная линия». На карте обозначены названия населенных пунктов (Оренбург, Колпак, Таналык (бывший), Орск, Бузулук, Красногор, Тоцкое, Сорочинск), реки Урал (Яик) и Самара.

(Приложение 2)

Педагог: На карте вы видите обозначенные названия населенных пунктов, реки Урал (Яик) и Самары. Вы отвечаете на вопросы и «строите» крепости на Оренбургской пограничной линии.

Выполнение задания «Строим крепости Оренбургской пограничной линии».

Педагог задает вопросы под номерами №1-8. Обучающиеся поднимают руку. Правильно ответившие на вопросы, выходят к доске и закрепляют (с помощью магнита) на контурной карте карточки с названиями крепостей и редута Калпацкий (Приложение 3).Для того, чтобы обучающиеся быстро нашли расположение крепостей, на карте заранее обозначены названия населенных пунктов: Орск, Оренбург, Сорочинск, Красногор, Тоцкое, Бузулук, Колпак, Таналык.

Вопрос №1. В каком году был заложен город Оренбург в первый раз, который в дальнейшем переименован в Орскую крепость?

Ответ: В 1735 году.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Орская»

Вопрос №2. Задание: «Отыщи редут «Калпацкий».

Педагог: Ребята, во время показа презентации вы познакомились с информацией о поселке Колпак Гайского Городского округа. В 1736 году на этом месте был построен редут. Что такое редут? Реду́т — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

В годы строительства Оренбургской пограничной линии было построено несколько крепостей, среди них: Губерлинская, Орская, Оренбургская, Красногорская, Сорочинская, Тоцкая, Бузулукская. Ширина рва вокруг крепости – 10 метров, глубина – более 3 метров, высота частокола – более 2 метров. Между крепостями строили небольшие наблюдательные и оборонительные сооружения (трети, редуты). В таких сооружениях казаки вели оборону от кочевников.

Территория Оренбургской губернии была разделена на военные отделы – их было три: Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий. Редут Калпацкий находился в одном из этих трех отделов. А в каком, вы сейчас попробуйте найти. Я раздаю карточки, на которых отмечены названия населенных пунктов, в которых жили казаки. Прочитайте названия населенных пунктов и назовите один из трех военных отделов, в котором находился редут «Калпацкий» (старинное название), который находится на территории Гайского городского округа.

Педагог раздает обучающимся карточки «Отыщи редут Калпацкий» (Приложение 4).

Ответ: Редут «Калпацкий» находился во втором военном отделе – «Верхнеуральском».

Обучающийся, который первым называет военный отдел, выходит к доске и прикрепляет на карте карточку «Редут Калпацкий».

Вопрос №3. Под каким номером на данных рисунках показана форма Оренбургских казаков?

№1

№2

№3

Ответ: Форма оренбургских казаков показана на рисунке под №1.

Обучающийся, который правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Бузулукская».

Вопрос №4. В каком году Оренбург был заложен в третий раз?

Ответ: Оренбург был заложен в третий раз в 1743 году.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Оренбургкая».

Вопрос №5. Под каким номером изображен на данных рисунках герб Оренбургского казачьего войска?

№1

№2

№3

Ответ: Герб Оренбургского казачьего войска изображен на рисунке №3.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Тоцкая».

Вопрос №6. Назовите имя оренбургского губернатора, под руководством которого завершилось строительство Оренбургской пограничной линии.

Ответ: Губернатор Иван Неплюев.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Таналыкская».

Вопрос №7. Как называется холодное оружие казаков?

Ответ: Холодное оружие казаков – кинжал, шашка.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Красногорская».

Вопрос №8. Ребята, вдоль каких рек располагались крепости?

Ответ: Это река Урал (Яик) и река Самара.

Обучающийся, который первым правильно ответил на вопрос выходит к доске и прикрепляет к карте название крепости «Сорочинская».

Педагог: Совершенно верно. Молодцы.

4.Контрольный этап (4 мин.)

Педагог: Ребята, в презентации вы видели, как выглядели дома казаков. Из чего строили дома?

Сегодня будем строить дом на радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём счастливым и весёлым.

Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом начинают строить дом

Послушайте правила игры «Построим дом казака».

Я вам буду показывать на карточке название материала, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы поднимаете руку. Если такой материал не применялся, то вы хлопаете в ладоши.

Дети встают. Педагог показывает карточки с названием возможных строительных материалов – дети хлопают в ладоши или поднимают руки.

(Приложение 5). Эту игру можно применять в качестве физминутки.

Педагог: Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, мел.

Правильные ответы: кирпич, глина, камни, железо, дерево, камыши, солома, хворост, мел.

5. Рефлексивный этап (3 мин.)

Педагог: Ребята, какую роль выполняло созданное в 1748 году Оренбургское казачье войско в истории Оренбуржья и России?

Ответы обучающихся:

- Казаки охраняли границы Оренбургского края, России.

- Казаки участвовали в разъездах, караулах. К нелегкой военной службе добавлялись ремонт и строительство дорог, мостов, заготовка и перевозка леса, охраняли почту, охраняли население и торговые караваны от кочевников.

- Оренбургское казачье войско участвовало во всех воинах, которые вело наше государство.

Педагог: Ребята, что было интересно сегодня на занятии, а что оказалось трудным? Какие слайды из презентации вам запомнились? Что вам понравилось больше всего?

Ответы обучающихся:

- Интересным было узнать о военной форме казаков;

- Трудным было задание, в котором надо было отыскать редут Калпацкий.

- Больше всего запомнились слайды, в которых рассказывалось об оружии и памятниках.

- Понравилась игра «Строим дом казака».

Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами узнали об истории Оренбургского казачества. Оренбургской казачье войско во все времена участвовало во всех войнах, которые вело наше государство. Казаки всегда несли военную службу во имя Отечества. Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.

Педагог: Наше занятие окончено. До свидания!

Приложение 1

Национальный костюм черкеса

Форма донского казака

Приложение 2

Контурная карта

«Оренбургская пограничная линия»

Приложение 3

Карточки к выполнению задания «Строим крепости Оренбургской пограничной линии»

Таналыкская

Оренбургская

Орская

Красногорская

Сорочинская

Тоцкая

Бузулукская

редут Калпацкий

Приложение 4

Карточки для выполнения задания «Отыщи редут Калпацкий»

Первый военный отдел

(Оренбургский)

Второй военный отдел

 (Верхнеуральский)

Третий военный отдел

 (Троицкий)

1. Станица Богуславская

Посёлки:

Богуславский

Угольный 

Прохладный 

Ветлянский 

Перовский

 Ожаровский

 Елшанский 

выселок Ханский

2. Станица Буранная

Посёлки:

Буранный

 Изобильный

1. Станица Магнитная

Посёлок Магнитный

 хутор Пещерский

посёлок Янгельский 

хутор Поповский

2. Станица Таналыцкая

Посёлки:

Таналыцкий 

Берёзовский 

Уртазымский 

Орловский 

Севастопольский 

Тереклинский 

Калпацкий 

Банный 

Наследовский

1. Станица Михайловская

Посёлки:

Михайловский

 Алексеевский (на реке Тугузак)

 Лейпцигский 

Тарутинский 

Надеждинский

 Веринский

выселок Ново-Бобровский

2. Станица Коельская

Посёлки:

Коельский 

Чуксинский 

Кокушинский 

Шабунинский 

Верхнеувельский 

Поповский

Приложение 5

Карточки для игры «Построим дом казака»

Кирпич

Шифер

Хворост

Краска

Мел

Железо

Металлопластик

Керамическая плитка

Солома

Глина

Бетон

Цемент

Обои

Камыши

Камни

Дерево

Список литературы

1. Балаков, В.М., Гай – тысячный город России. / В.М. Балаков.- Пермь, АО «АДС», 1997г. 168с.

2. Дорофеев, В.В. Над Уралом – рекой / В.В. Дорофеев. - Челябинск. 2011г. 224с.

3. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося //Вестник Оренбургского ун-та. № 2, 2004г. 79с.

4. Зотова, А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося. // География в школе № 3,2004г. 49с.

5. Зотова, А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося. // География в школе № 4,2004г. 46с.

6. Конобевцев, Н. Знать и гордиться / Н. Конобевцев. - Оренбург. Димур. 2009г. 221с.

7. Лушников, Н.В., Яничкин В.А., Гайский район: история и современность/ Н.В. Лушников, В.А. Яничкин. - Новотроицк ООО «Урал печать сервис», 2014г. 308с.

8.Мурзина И.Я. Оренбургское казачье войско: История и современность/ И.Я. Мурзина. – Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. 134с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат - М.: «Академия», 2005г. 272 с.

Интернет – источники:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области