Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Одной из важнейших задач изучения русского языка в национальной школе - это развитие у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении. И от того, насколько этот навык будет сформирован в начальной школе, зависит речевая и орфографическая грамотность учеников, их способность усваивать язык в письменной и в устной форме.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Данилова Елизавета Петровна,

Секова Лияна Федоровна-

учителя начальных классов

МБОУ «СНОШ им. В.Г. Павлова»

Одной из важнейших задач изучения русского языка в национальной школе - это развитие у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении. И от того, насколько этот навык будет сформирован в начальной школе, зависит речевая и орфографическая грамотность учеников, их способность усваивать язык в письменной и в устной форме».

Многих учителей волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы. 

В национальной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.  

Известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Поэтому целесообразно вести работу над развитием орфографической зоркости. 

Причин снижения орфографической грамотности учеников мы видим: 

Часто учителя, работая над формированием орфографической зоркости учащихся, в первую очередь стремятся быстрее познакомить их с правилом и приступить к практическому применению. Это нерационально, так как ученики, выяснив какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать на практике изученные правила. 

Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка. 

На уроках русского языка и во внеурочной работе в национальной школе разработали разные виды работ, которые вызывают активность учащихся, а с другой стороны способствуют развитию орфографической зоркости. 

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. 

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 

Орфографическую работу необходимо реализовывать через: 

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:      

1. Комментированное письмо.   

2. Письмо с проговариванием.  

3. Письмо с пропуском орфограмм.  

4. Какографические упражнения.  (Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.) 

5. Письмо по памяти.  

6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. (зрительный диктант)  

7. Работа по заданному алгоритму.

 Особое внимание уделяем выборочному списыванию, что является подготовительной работой к написанию сочинений и изложений. Установкой к выборочному списыванию можно предложить разнообразные и разноуровневые задания: 

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д. 

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 

5. Спиши слова определённой части речи. 

6. Выпиши словосочетания. 

  

8. Скоростное письмо. 
      Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

 1.Чтение текста хором с учителем. 
2.Самостоятельное чтение хором. 
3.Объяснение орфограмм (коллективно). 
4.Считают количество предложений в тексте. 
5.Чтение по предложениям. 
6.Орфографическое чтение. 
7.По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 
8.Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 
9. Проверка написанного. 

  

9.  Диктанты. 

       - Предупредительный диктант. 

       - Объяснительный диктант. 

       - Выборочный диктант. 

       - Свободный диктант. 

       - Самодиктант. 

       - Зрительно-слуховой диктант. 

     - Словарный диктант. 

 10. Орфографические минутки.      

 - Минутки-переклички 

- Устная работа с помощью сигнальных карточек 

 11. Орфографическое чтение. 

 Если ежедневно на каждом уроке отводить по 2 минуты для орфографического чтения, это принесет хороший результат. 

12. Творческие работы.  

- составление словарных диктантов; 

- орфографические сказки; 

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то, или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе. 

13. Работа над ошибками. 

Большое внимание в своей практике уделяю работе над ошибками. Она проводится после каждой проверенной учителем работы.  

14. Игровые ситуации. 

Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации обучения. 

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. 

- «Волшебный» квадрат (5×5). Используется для проверки написанного: накладывается на первое слово предложения и постепенно двигается вправо, открывая сначала первый слог, потом второй. Таким образом, он легко обнаружит ошибки, если ученики будут внимательны. 

- Игра «третий лишний». 

- Игра «Назови ошибку». 

- Найди «Опасное место». 

Учитель называет слово, если в нем есть «опасное» место, дети хлопают в ладоши. 

- Игра - физминутка «Покажи орфограмму жестом». 

Использую игры на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала отрабатываем умения видеть орфограмму в слове и ее опознавательные признаки, определять морфемы, в которых находится орфограмма, формирую практические навыки применения правила в различных ситуациях. На уроках закрепления и обобщения материала используем игры на отработку правописных умений и навыков учащихся, применение знаний в нестандартных ситуациях, что способствует устойчивости знаний. Активно применяем игровые технологии на уроках-практикумах, во внеклассной работе и на последних уроках учебного года.

15. Ведение словарика и тетради-шпаргалки. К ним ученик может обратиться при затруднении в написании орфограммы и выяснить, как пишется слово и какое правило применить к написанию. Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля. 

 Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:  

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 

 2. Слуховой фактор. Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 

 3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. 

 4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 

Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу. 

Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии:

- работу по формированию орфографической зоркости необходимо вести систематично, последовательно, непрерывно начиная 1- ого класса;

- в работе по формированию орфографической зоркости использовать систему как специальных (направленных на развитие способности обнаруживать в словах орфограммы) упражнений, так и неспециальных (направленных на создание условий для развития орфографической зоркости);

- осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- применять разнообразные формы и средства воздействия;

- осуществлять взаимосвязь и взаимодействие слова и практической деятельности.

В итоге пришли к выводу, что работа по развитию орфографической зоркости на уроках и во внеурочной деятельности должна вестись по следующим направлениям:

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие умения осуществлять морфемный анализ слов;

в) формирование и совершенствование морфологических умений;

г) совершенствование синтаксических умений;

д) развитие умения осуществлять самоконтроль.

При соблюдении совокупности методических и психолого-педагогических условий эффективности формирования орфографической зоркости у младших школьников будет проходить более успешно и уровень орфографической грамотности повысится.

Использованная литература:

Приложение 1. Пособие «Диктанты в начальных классах». Данилова Е.П., Матвеева Р.С.

Приложение 2. Электронное пособие по русскому языку. Данилова Е.П., Петрова С.А., Секова Л.Ф.

Приложение 3. Игры по развитию грамотности. Данилова Е.П., Секова Л.Ф.

Игра “Найди орфограмму” помогает ориентироваться в системе изученных орфограмм. Предлагаю группам учащихся одинаковые карточки с набором слов на разные правила. Дети должны выбрать из них слова на заданную орфограмму и составить с ними словосочетания. Выигрывают учащиеся, нашедшие больше орфограмм. За объяснение орфограммы присуждаются дополнительные баллы.

игра “Верно-неверно” позволяет в устной форме выявить уровень понимания учащимися темы урока. Задаю вопросы, а дети отвечают только “верно” или “неверно”. Выигрывает команда/ряд, давшие больше правильных ответов.

Игра “Верните пропажу” создает условия для закрепления знаний по теме урока. На доске (экране) записываю слова с пропущенными буквами. Учащиеся должны вернуть их, мотивировав свой выбор.

Игра “Орфографический баскетбол” представляет собой распределительное письмо в увлекательной форме. Цель игры — отработка правописных навыков учащихся по теме. Участники команд забрасывают слова-“мячи” в нужную корзину, изображенную на доске (поочередно записывают, например, по 5 слов). За верный ответ присуждается 1 очко. После выполнения задания определяется победитель.

Игра “Мягкая посадка”. Ее цель — закрепить знания детей по теме урока. Учащиеся встают в круг, а учитель — в его центр. Бросаю мяч кому-либо из учащихся и называю слово (например, с орфограммой “Правописание о, ё после шипящих в корне слова”). Учащийся отвечает, какую букву нужно писать в слове, и возвращает мяч мне. Если школьник отвечает правильно, он может сесть на место (если в классе мало учащихся, то участник садится пос­ле 2—3 правильных ответов), а если ошибся, продолжает играть.

Игра “Переводчик”, в которой учащиеся составляют словарик слов с заданной орфограммой.

Игра “Корректор”. Задача — найти их, исправить и посчитать количество. Выигрывает команда, нашедшая наибольшее количество ошибок. Игра удобна тем, что с ее помощью легко определить уровень сформированности орфографических навыков учащихся одновременно по нескольким темам. Таким образом видно, какие навыки требуют дальнейшей коррекции. Текст № 1: “Позней осинью в нашей месности пагода часто бывает ненаснай, словно осинь тежело пережывает свой проигрышь зиме. По нибеснаму своду клочями литят облока. Лъёт дождь. Сонце похоже на пажилтевший от даждя фудбольный мячь. Деревъя кочяються и скрипят ат реских парывов ярасного ветра”. Текст № 2: “Наступила бальшая засуха. Пыль стаяла над палями. Ручи и речьки высахли. На траве нет расы. Длинные сухие ветки деревев трищят от жары. Молодые берёзки и дупки апустили свои листочьки. Вдруг паявилась тучя. Замалчали птицы, ударил сильный гром. Он ухадил через паля и лиса на юг. Палил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радосно”.

Игра “Орфографический бой” помогает в увлекательной и непринужденной форме провести контроль знаний по любой теме. Особенность игры в том, что команды-участницы заранее составляют вопросы команде-сопернице. Выигрывает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов.

Игра “Скалолазы”. Класс делится на команды. Побеждает команда, которая быстрее доберется до последнего слова и сделает работу без ошибок: расст..латься, забл..стел, зам..рать; разб..ру, заб..рать, расст..лил; бл..стящий, проб..раться, разд..рать; выт..рать, приб..рать, зап..реть; бл..стает, переб..ру, уд..рает; ст..реть, бл..снуть, зам..рло; вым..рать, зад..раться, выт..р.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области