Проект в старшей группе «Кем быть?»
Автор проекта:
Манн Т.И. - воспитатель МБДОУ №8 «Зоряночка».
Тип проекта: долгосрочный, информационный - практика ориентированный.
Образовательная область: социализация, коммуникация, познание, труд, художественное творчество.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022).
В работе над проектом участвуют:
Содержательный раздел.
Актуальность.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем.
Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.
Возможность работы обусловлена следующими факторами:
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое.
Проблемы:
Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи:
Работа с детьми:
Работа с родителями:
Оборудование и пополнение развивающей среды:
Ожидаемые результаты.
Организационный раздел.
План работы
Сроки | Методы и приёмы | Вид детской деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь | Презентация Беседы Рассматривание иллюстраций Рисование | НОД: «Как появились профессии». «Встречи с интересными людьми различных профессий». «Трудовые династии». «Все профессии важны, все профессии нужны». Сюжетные картины о профессиях. Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях. «Кем я хочу быть». | Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Профессии». Беседы с родителями об участии в проекте. Консультация: «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями». |
Октябрь | Чтение художественной литературы Рисование Экскурсия на кухню детского сада. Лепка | Стихотворение С Маршак «Почта». «Почтальон». Наблюдение за работой повара. Цель: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых. «Хлебобулочные изделия». | Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр: «Салон красоты», «Аптека», «Поликлиника», «Автомастерская», «Заправка». Приобретение костюмов разных профессий: врача, пожарного, инспектора ДПС, парикмахера Папка–передвижка «Профориентация дошкольника». |
Ноябрь | Беседа Чтение художественной литературы Дидактическая игра Рисование | «Знакомство с профессией полицейского». С. Михалков «Дядя Степа». «Что нужно для работы парикмахера?». «В парикмахерской». | Консультация: «Как сформировать положительное отношение к труду взрослых». |
Декабрь | Сюжетно – ролевые игры Аппликация Беседа Рисование | «Пожарные». «Служба спасения». «Пожарная машина». «Что значит быть трудолюбивым?». Выставка рисунков «Кем быть?». | Вовлечение родителей в совместную познавательно -творческую деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада. Консультация: «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников». |
Январь | Беседа Сюжетно-ролевая игра Аппликация | «О тех, кто хлеб растит». «Хлебный магазин», «Кондитер». «Пирожное». | Памятка для родителей: «Как знакомить детей с профессиями». |
Февраль | Беседа Рисование Дидактическая игра Развлечение «Мир интересных профессий». | «Кем вы хотите стать, когда вырастите». «Есть такая профессия – Родину защищать». «Кому, что нужно для работы». «День юного фотографа». | Пригласить некоторых родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей. Консультация: «Формирование интереса у детей 6-7 года жизни к людям разных профессий». |
Март | Беседа Аппликация Сюжетно-ролевая игра Конструирование | «Профессия моей семьи». «Матрос с сигнальными флажками». «Строители». «Мы строители». | Папка-передвижка: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых» |
Апрель | Беседа Презентация Просмотр мультфильма Аппликация | «Что такое профессия?». Профессия космонавт. «Космос – это интересно!». «Тайна третьей планеты». «Космонавт». | Консультация: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у дошкольников». |
Май | Беседа Аппликация Музыкальное развлечение Создание лэпбука | «Профессия врача, очень важна». «Доктор». «День труда». «Все профессии важны, все профессии нужны!». | Консультация: «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка». |
Список литературы.
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
6.Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.