Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.
Тема: «Наступила зима»
Задачи:
Речевое развитие:
-активизировать и обобщать словарь по лексической теме «Зима»;
Познавательное развитие:
- формировать представление о сезонных изменениях в природе зимой;
Физическое развитие:
- развивать общую и мелкую моторику и координацию движений и речи;
- формировать физиологическое и речевое дыхание.
Материал: картины с изображение зимы и зимних забав (приложение), игрушка Колобок, облако из картона, бумажные снежинки.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте, поприветствуем друг друга.
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
(Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
(Погладить рука об руку, похлопать в ладоши).
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
(Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру).
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!
(Поднять руки вверх)
-Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, пожалуйста, вы видите? (Снег, сугробы, снежная горка, дети катаются на ледянках, снеговик)
С каждым днём всё холоднее,
Солнце греет всё слабее
Всюду снег, как бахрома,
Значит к нам пришла … (зима)
-Молодцы, правильно, наступила Зимушка-зима. А что мы знаем о зиме? (стало холодно, выпадает снег, есть лёд, можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть снежками, лепить снежную бабу, зима холодная, снежная, морозная)
Пальчиковая гимнастика: « Зима»
Пришла зима
(трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз
(пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима
(трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос
(ладошкой массажируем кончик носа)
Снег
(плавные движения ладонями)
Сугробы
(кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед
(ладонями проводят по ногам)
Все на улицу – вперед
(ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Теплые штаны наденем
Шапку, шубу, валенки
(ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем
(круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики
(ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
-Апчхи!..
-Ой, дети, кто это тут чихает, слышите?
(воспитатель достает игрушку Колобка)
-Кто это, ребята? (Колобок) Как ты тут оказался, Колобок?
Колобок дрожит, издает непонятные звуки.
-Ребята, Колобка заморозил Мороз, поэтому он дрожит и не может говорить. Давайте поможем Колобку согреться. Сначала выполним упражнения для язычка, чтобы он мог разговаривать.
Артикуляционная гимнастика:
«Форточка» - ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт, язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
«Сосулька» - высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 8-10).
«Санки-ледянки» -сделать язык в форме «чашечки».
«Саночки» -рот открыт, губы в улыбке. Движения языком вперёд-назад, боковые края скользят по коренным зубам.
«Горка» - открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Снеговики» - радуются зиме – надуть щёки и весёлое выражение глаз.
- Здравствуйте, дети! Ух, язычок мой, вроде, разморозился. Спасибо вам, друзья! Я сбежал от деда и бабки и пока гулял по лесу, стало очень холодно. Да тут еще лиса меня хотела съесть, я от неё спрятался под елку. И просидел там так долго, что очень сильно замерз, что не мог даже пошевелиться и разговаривать.
- Это, Колобок, наступила зима. С наступлением зимы наступают холода и морозить. Дети, мы ведь смелые ребята и не боимся мороза.
Упражнение «Мороз»
А мороз зимой – ой, ой! -обхватывают плечи руками, ёжатся;
Но нам не хочется домой - вертят головой;
Ручки трите, трите, трите – трут руку об руку;
Ручками похлопайте – хлопают;
И на ручки подышите – дышат на руки, сделав длительный выдох.
-Здорово! Это значит мороз меня заморозил! Что-то мне не нравится эта зима…Я люблю больше в печке греться. А белое, что лежит на елках, земле, да вообще везде это что?
-Так это снег, снежинки. Из снега строят снежные горки, где можно кататься на санках и ледянках. Давайте, ребята, мы поиграем с Колобком и покажем, что зимой тоже может быть весело.
Игра «Снег»
(движения в соответствии с текстом, воспитатель высыпает с облачка бумажные снежинки, дети берут по снежинки)
Выпал беленький снежок
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам
Физкультминутка «Как на горке снег. Снег»
Как на горке снег, снег
(встать на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег
(приседаем)
И на елке снег, снег
(встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь
(покачались из стороны в стороны, руки согнутые в локтях, перед грудью ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь
(пальчик к губам, шепотом)
-Ух, здорово! А мне начинает нравиться ваша зима, что приносит снег, холода. Даже мороз меня страшит. Ещё можно зимой в снежки, кататься с горки на санках и ледянках. Спасибо вам!
-Мы рады, что тебе понравилось.
-Ну теперь, мне надо спешить домой, покатился я. До свидания, ребята!
-До свидания, Колобок, больше не сбегай из дома.
-Ребята, напомните, мне, пожалуйста, с наступлением зимы, что происходит? (становиться холодно, морозит, падает снег)
-А в какие игры можно играть зимой? (кататься на снежных горках, играть в снежки)
-А теперь у меня вам предложение ребята. Давайте, мы сейчас снежинками украсим наше окно в группе. Будет очень здорово!
(Украшение окна)
Приложение 1
Приложение 2