Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Комбинированный урок "Роль имен прилагательных на примерах текстов о "детях улиц" применительно к акции "Дети улиц"

Показать, как можно выстроить учебное занятие на литературном материале, соответствующем социальным акциям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

Роль имен прилагательных в тексте

(на примерах текстов произведений о «детях улиц»)

ФИО (полностью)

Брежнева Антонина Евгеньевна

Место работы

МАОУ лицей №35 (филиал)

Должность

Учитель русского языка и литература

Предмет

Русский язык – Литература – Воспитательная работа в рамках акции «Дети улиц» (комбинированный урок)

Класс

6

9. Задачи:

- самостоятельно формулировать тем урока и цели

- выяснить суть роли имен прилагательных в художественных текстах

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, способность сопереживать.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА                                 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный

Мотивация к учебной деятООрргргельности

Организационный момент

Доброжелательное приветствие

Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

Ответная позитивная реакция

Проверка готовности к уроку.

1мин

Актуализация знаний

Скажите, какую науку о языке мы сейчас изучаем? (морфологию)

Что является предметом морфологии? (части речи)

Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя прилагательное)

Расскажите о прилагательном.

Отвечают на вопросы, фокусируются на разделе.

2мин

Постановка проблемы.

Выявление темы урока и цели урока

Для того, чтобы понять, в каком направлении мы будем изучать данную часть речи, мы поработаем с высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева (раздаточные карточки с высказыванием):

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Поработаем в парах: найдите и выделите ключевые слова.

При выслушивании ответов обратить особое внимание на прилагательные: Почему все прилагательные являются ключевыми словами?

Кто может сформулировать цель нашего занятия?

( исследовать роль прилагательных в языке и речи)

Молодцы! Записываем тему урока: Роль прилагательных в языке и речи.

Работа в парах.

Выделяют ключевые слова в высказывании.

Формулируют тему и задачи урока.

Записывают тему.

4 мин

Включение в систему знаний и повторения

а) работа с материалами учебника на стр.15

Работа с текстом №1.

В текстах какого типа чаще встречается имя прилагательное? (описание)

Что может описываться в этих текстах? (внешность, местность, характер человека, интерьер, предмет)

Давайте посмотрим на примере знакомого вам текста.

(на раздаточных карточках)

Под другим окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся. Струя света падала на ее белокурую головку, заливая ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Когда там, вверху, над землей, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте, а потом опять выступали жесткими, холодными камнями, смыкаясь крепкими объятиями над крохотною фигуркой девочки. Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный.

Вопросы к тексту:

Текст из какого произведения вам представлен? Какой герой описывается и как?

Какова ее судьба? Как передается отношение автора к Марусе? Какие чувства испытываете вы, читая о Марусе?

Задание: Найдите прилагательные, перешедшие из одного разряда в другой. Какой художественной нагрузкой обладают эти слова?

Отвечают на вопросы беседы, в ходе которой получают жетоны для отметки.

Изучают текст.  Делают выводы.

7мин

Создание своего текста.

Вспомните, как выглядит место жительства Маруси и Валека?

Какие прилагательные мы можем использовать для описания?

(предлагается поработать детям в паре: написать два-три предложения, описывающие жилище «детей подземелья»)

Заслушать желающих.

Составление устного монологического высказывания.

8 мин

Сравнение текстов детей с оригинальным авторским.

На экране появляется текст. Давайте сравним с авторским текстом.

Я молчал. Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни, и оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма. Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовывали ярким золотом старые, ободранные стены. Я увидел внутреннюю сторону запертой двери, провалившиеся хоры, старые, истлевшие колонны, как бы покачнувшиеся под непосильною тяжестью. Углы были затканы паутиной, и в них ютилась та особенная тьма, которая залегает все углы таких старых зданий. От окна до пола казалось гораздо дальше, чем до травы снаружи. Я смотрел точно в глубокую яму и сначала не мог разглядеть каких-то предметов, еле выделявшихся на полу странными очертаниями.

Задание: какие прилагательные уже звучали на уроке? Какое настроение они создают?

Дети сравнивают тексты. Находят ключевые прилагательные. Делают обобщающие выводы.

3мин

Беседа. Знакомство с текстом №3.

Учитель: В литературе большое место уделяется «детям подземелья». Еще Ганс Христиан Андерсен, Федор Михайлович Достоевский и другие писатели описывали их судьбы, надеясь на милосердие окружающих. Познакомимся с отрывком из рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Какое чувство вызвал вас этот текст?

Скажите, можно ли сказать, что и в наши дни можно встретить детей, живущих на улицах в неблагоприятных условиях?

Как вы думаете, почему так случается?

Как вы, школьники, можете помочь таким детям?

Чтение рассказа. Беседа по вопросам учителя.

7мин.

4 мин.

Синквейн. Рефлексия.

Мы с Вами работали с тремя текстами. Какой темой они объединены?

Предлагаю составить синквейн на тему «Дети улиц». Разрешается работать в парах.

Заслушиваются ответы желающих.

Высказывают свою точку зрения. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Оценивают своё и чужое высказывание.

4мин

Слово учителя.

Ребята! Мир меняется, он не без добрых людей. Государство готово помочь детям, попавшим в трудную моральную или материальную ситуацию. Для этого в школах существуют классные руководители, готовые вас выслушать, психологи, социальные педагоги. Если не можете открыться нам, существуют бесплатные горячие линии помощи ребенку.

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Горячая линия Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям

Тел.: 8-800-505-51-23 (звонок по России бесплатный)

Записывают номера горячих линий.

3мин

Домашнее задание.

Д.З. на выбор.

Прочитать рассказ «Девочка со спичками, выписать по 2-3 примера прилагательных разных разрядов, объяснить их роль. Найти сходства с изученными на уроке текстами.

Или

Написать обращение к сверстнику, собравшемуся уйти из дома.

Записывают д.з.

2 мин

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области