ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Роль имен прилагательных в тексте
(на примерах текстов произведений о «детях улиц»)
ФИО (полностью) | Брежнева Антонина Евгеньевна | |
Место работы | МАОУ лицей №35 (филиал) | |
Должность | Учитель русского языка и литература | |
Предмет | Русский язык – Литература – Воспитательная работа в рамках акции «Дети улиц» (комбинированный урок) | |
Класс | 6 |
9. Задачи:
- самостоятельно формулировать тем урока и цели
- выяснить суть роли имен прилагательных в художественных текстах
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, способность сопереживать.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационный Мотивация к учебной деятООрргргельности Организационный момент | Доброжелательное приветствие Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих. | Ответная позитивная реакция Проверка готовности к уроку. | 1мин | |
Актуализация знаний | Скажите, какую науку о языке мы сейчас изучаем? (морфологию) Что является предметом морфологии? (части речи) Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя прилагательное) Расскажите о прилагательном. | Отвечают на вопросы, фокусируются на разделе. | 2мин | |
Постановка проблемы. Выявление темы урока и цели урока | Для того, чтобы понять, в каком направлении мы будем изучать данную часть речи, мы поработаем с высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева (раздаточные карточки с высказыванием): Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Поработаем в парах: найдите и выделите ключевые слова. При выслушивании ответов обратить особое внимание на прилагательные: Почему все прилагательные являются ключевыми словами? Кто может сформулировать цель нашего занятия? ( исследовать роль прилагательных в языке и речи) Молодцы! Записываем тему урока: Роль прилагательных в языке и речи. | Работа в парах. Выделяют ключевые слова в высказывании. Формулируют тему и задачи урока. Записывают тему. | 4 мин | |
Включение в систему знаний и повторения а) работа с материалами учебника на стр.15 Работа с текстом №1. | В текстах какого типа чаще встречается имя прилагательное? (описание) Что может описываться в этих текстах? (внешность, местность, характер человека, интерьер, предмет) Давайте посмотрим на примере знакомого вам текста. (на раздаточных карточках) Под другим окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся. Струя света падала на ее белокурую головку, заливая ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Когда там, вверху, над землей, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте, а потом опять выступали жесткими, холодными камнями, смыкаясь крепкими объятиями над крохотною фигуркой девочки. Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Вопросы к тексту: Текст из какого произведения вам представлен? Какой герой описывается и как? Какова ее судьба? Как передается отношение автора к Марусе? Какие чувства испытываете вы, читая о Марусе? Задание: Найдите прилагательные, перешедшие из одного разряда в другой. Какой художественной нагрузкой обладают эти слова? | Отвечают на вопросы беседы, в ходе которой получают жетоны для отметки. Изучают текст. Делают выводы. | 7мин | |
Создание своего текста. | Вспомните, как выглядит место жительства Маруси и Валека? Какие прилагательные мы можем использовать для описания? (предлагается поработать детям в паре: написать два-три предложения, описывающие жилище «детей подземелья») Заслушать желающих. | Составление устного монологического высказывания. | 8 мин | |
Сравнение текстов детей с оригинальным авторским. | На экране появляется текст. Давайте сравним с авторским текстом. Я молчал. Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни, и оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма. Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовывали ярким золотом старые, ободранные стены. Я увидел внутреннюю сторону запертой двери, провалившиеся хоры, старые, истлевшие колонны, как бы покачнувшиеся под непосильною тяжестью. Углы были затканы паутиной, и в них ютилась та особенная тьма, которая залегает все углы таких старых зданий. От окна до пола казалось гораздо дальше, чем до травы снаружи. Я смотрел точно в глубокую яму и сначала не мог разглядеть каких-то предметов, еле выделявшихся на полу странными очертаниями. Задание: какие прилагательные уже звучали на уроке? Какое настроение они создают? | Дети сравнивают тексты. Находят ключевые прилагательные. Делают обобщающие выводы. | 3мин | |
Беседа. Знакомство с текстом №3. | Учитель: В литературе большое место уделяется «детям подземелья». Еще Ганс Христиан Андерсен, Федор Михайлович Достоевский и другие писатели описывали их судьбы, надеясь на милосердие окружающих. Познакомимся с отрывком из рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу. Какое чувство вызвал вас этот текст? Скажите, можно ли сказать, что и в наши дни можно встретить детей, живущих на улицах в неблагоприятных условиях? Как вы думаете, почему так случается? Как вы, школьники, можете помочь таким детям? | Чтение рассказа. Беседа по вопросам учителя. | 7мин. 4 мин. | |
Синквейн. Рефлексия. | Мы с Вами работали с тремя текстами. Какой темой они объединены? Предлагаю составить синквейн на тему «Дети улиц». Разрешается работать в парах. Заслушиваются ответы желающих. | Высказывают свою точку зрения. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Оценивают своё и чужое высказывание. | 4мин | |
Слово учителя. | Ребята! Мир меняется, он не без добрых людей. Государство готово помочь детям, попавшим в трудную моральную или материальную ситуацию. Для этого в школах существуют классные руководители, готовые вас выслушать, психологи, социальные педагоги. Если не можете открыться нам, существуют бесплатные горячие линии помощи ребенку. В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия. Горячая линия Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Тел.: 8-800-505-51-23 (звонок по России бесплатный) | Записывают номера горячих линий. | 3мин | |
Домашнее задание. | Д.З. на выбор. Прочитать рассказ «Девочка со спичками, выписать по 2-3 примера прилагательных разных разрядов, объяснить их роль. Найти сходства с изученными на уроке текстами. Или Написать обращение к сверстнику, собравшемуся уйти из дома. | Записывают д.з. | 2 мин |