Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная программа «Ловкие пальчики» художественная направленность для детей 6-7 лет

Цель Программы создание условий для развития мелкой моторики у детей 6-7 лет. Задачи Программы - обучать различным приемам работы с бумагой - создавать композиции с изделиями - формировать умения следовать устным инструкциям - развивать эстетическое восприятие - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. - развивать внимания, речи, памяти, мышления и воображения, развитие и укрепление мелкой моторики - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. - воспитывать у детей наблюдательность, стремление к достижению результата, аккуратность, интерес, эмоциональную отзывчивость, усидчивость и положительное отношение к выполненной работе - способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей - совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 комбинированного вида»

(МДОУ «Д/с №10»)

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ловкие пальчики»

Направленность: художественная

Возрастная категория: для детей 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Пуговкина Н.А.,

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Ухта, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Ловкие пальчики» (далее – Программа): социально-гуманитарная.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – 3-9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, мышление, память, внимание.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.  Поэтому  работа по развитию тонкой моторики рук – обязательное направление в работе с детьми.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде

В образовательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

В настоящем мире, оснащённом компьютерами и различными современными играми, очень тяжело предложить ребёнку интересную деятельность без участия технических средств.   И очень важно, чтобы занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук,  были интересны ребёнку. И тут на помощь приходит оригами, аппликация и объемная аппликация.

Все эти виды деятельностиразвивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, вырезание, склеивание.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания .

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ изображения наиболее удобный, он создает большой эстетический эффект лаконичностью и яркостью форм.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный).

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из ткани традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из ткани способом обрывания.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний

Специфика детской аппликации заключается в том, что благодаря ее материалам дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.

Знания и умения, приобретаемые в ходе занятий аппликацией, могут использоваться детьми и в других видах деятельности, поскольку они имеют определенную долю универсализма. Так, в процессе создания аппликационного образа малыши приучаться планировать свою работу, а это умение важно как в учебной деятельности, так и трудовой, игровой.

В аппликации используются следующие приемы: сгибание, сминание, сложение, выгибание, выщипывание, обрывание, накручивание, скручивание, надрезание, разрезание; прорезание, вырезывание, наклеивание; приклеивание, заклеивание, присоединение, пришивание.

Приёмы вырезывания можно расположить в определённо системе по трудности их применения: вырезывание правильных геометрических форм, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой», вырезывание по частям, силуэтное вырезывание, вырезывание по контору, обрывание краёв бумаги.

Умея строить композицию, ребенок готовится к поступлению в школе. Композиционные умения дети осваивают в таких видах деятельности, как продуктивные виды деятельности, конструктивные виды деятельности, игровой деятельности.

Аппликация дает много возможностей для приобретения этих навыков. Ребенок учится размещать предметы на листе, соблюдать ритм и симметрию, ориентироваться в композиционном центре и сторонах, правильно сочетать детали по форме и цвету. Освоив основные принципы создания композиции, дети учатся создавать разные виды композиционных аппликаций, что позволяет решать разнообразные задачи. А это, в свою очередь, способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Актуальность Программы заключается в том, что в процессе ее реализации развиваются мелкая моторика, зрительное восприятие, внимание, раскрываются индивидуальные творческие способности.

Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

Отличительные особенности Программы:

Аппликация, оригами помогают развивать у ребенка:

А так же, помогают снять детские страхи, знакомит с разнообразным материалом. Во время выполнения работы дети получают эстетическое удовольствие.

Такой вид деятельности не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Адресат Программы: Данная программа рассчитана на детей 6-7-лет. Программа предназначена для детей, у которых:

– слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук;

– не сформировано умение следовать инструкциям и навыки работы с бумагой.

Данная программа предназначена воспитанникам группы компенсирующей направленности.

Объем Программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период Программы- 31 час в год.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая.

В процессе реализации Программы используются разнообразные формы занятий:

–беседы с детьми;

– рассказ педагога;

– рассказы детей;

– показ педагогом способа действия, а так же показ способа действий с применением ИКТ;

– практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием;

– подготовка и проведение выставок детских работ;

– игры, игровые приемы;

– организацияи оформление выставок детских работ.

Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения (с октября по май)

1 раз в неделю, всего - 31 час.Продолжительность занятий – 30 минут.

Срок освоения Программы составляет 31 неделя, 8 месяцев,1 год.

Цель Программы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 6-7 лет.

Задачи Программы:

2. Учебный план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

( 1 год обучения)

Всего

«Осенний ковер» (аппликация)

1

1

«Мы с корзинкой в лес пойдем»(объемная аппликация)

1

1

«Знакомство с искусством оригами» (оригами)

1

1

«Кошка» (оригами, аппликация)

1

1

«С днем Народного единства» (оригами, коллективная работа)

1

1

«Кролик» (оригами)

1

1

«Пожарная машина» (объемная аппликация)

1

1

«Новогодняя игрушка. Рыбка»

1

1

«Снегурочка» (объемная аппликация)

1

1

«Новогодняя композиция» (объемная аппликация)

1

1

«Украсим елочку игрушками» (объемная аппликация)

1

1

«Золотая рыбка» (оригами)

1

1

«В гостях у мышки» (объемная аппликация)

1

1

«Расписной цветочный платок» (объемная аппликация)

1

1

«Скалярия»(оригами)

1

1

«Подарок папе» (объемная аппликация)

1

1

«Кораблик в море» (объемная аппликация)

1

1

«Ежик» (объемная аппликация)

1

1

«Веточка мимозы» (объемная аппликация)

1

1

«Букет цветов» (аппликация)

1

1

«Морская черепашка» (объемная аппликация)

1

1

«Вышла курочка гулять» (объемная аппликация)

1

1

«Павлин» (оригами)

1

1

«Ракета» (оригами)

1

1

«Космическое путешествие»(аппликация)

1

1

«Зимний и весенний лес» (оригами)

1

1

«Одуванчик из салфеток» (объемная аппликация)

1

1

«Круглое панно с ромашками» (объемная аппликация)

1

1

«Жужжащая полянка» (аппликация)

1

1

«Кремлевская стена» (аппликация)

1

1

«Белка под елью» (объемная аппликация)

1

1

Всего

31

31

3.Календарный учебный график

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01 октября 2020 г.

31 мая 2021 г.

31

последняя неделя мая

4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Материалы и оборудование

Количество часов

Дата проведения

Дата проведения (факт)

1

«Осенний ковер»

(аппликация)

Учить детей наклеивать заготовки на заранее подготовленный сюжет. Закреплять приемы наклеивания, дорисовывать недостающие элементы фломастерами. Формировать навыки аккуратной работы, умение содержать в порядке свое рабочее место.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, фломастеры.

1

05.10.2021

2

«Мы с корзинкой в лес пойдем» (объемная аппликация)

Учить детей наклеивать заготовки на заранее подготовленный сюжет, закреплять приемы наклеивания, дорисовывать недостающие детали фломастером. Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам. Развивать речевое общение детей в процессе работы. Учить давать оценку своей работы по наводящим вопросам взрослого. Формировать навыки аккуратной работы, умение содержать в порядке свое рабочее место.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

1

12.10.2021

3

«Знакомство с искусством оригами» (оригами)

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Воспитывать у детей интерес к окружающему.

Цветная бумага, схемы.

1

19.10.2021

4

«Кошка» (оригами, аппликация)

Учить детей наклеивать заготовки на заранее подготовленный сюжет, закреплять приемы наклеивания, дорисовывать недостающие детали фломастером. Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам. Развивать речевое общение детей в процессе работы. Учить давать оценку своей работы по наводящим вопросам взрослого. Формировать навыки аккуратной работы, умение содержать в порядке свое рабочее место.

Цветная бумага, схемы , картон, клей, фломастеры.

1

26.10.2021

5

«С днем Народного единства» Цветы, оригами (коллективная работа)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Цветная бумага, клей, кисти, клеенка, салфетки, схемы «тюльпана».

1

02.11.2021

6

«Кролик» (оригами)

Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками.

Белый лист, схема.

1

09.11.2021

7

«Пожарная машина» (объемная аппликация)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой, нитками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Картон, нитки клей, кисточка, ножницы.

1

16.11.2021

8

«Новогодняя игрушка. Рыбка»

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой, ватой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Цветная бумага, картон, ножницы, клей, блестки, альбом «Рыбки»

1

23.11.2021

9

«Снегурочка» (объемная аппликация)

Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм; упражнять в правильном наклеивании. Развивать воображение, чувства формы, Совершенствовать умение детей анализировать образец и воспроизводить его в аппликации. Закреплять правила работы с материалами, необходимыми для аппликации. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратной работы. Повышать самостоятельность и активность детей.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, вата, манная крупа.

1

07.12.2021

10

«Новогодняя композиция» (объемная аппликация)

Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

1

14.12.2021

11

«Украсим елочку игрушками» (объемная аппликация)

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Развивать согласованность в движениях рук и глаза. Воспитывать умение планировать свою работу

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

1

21.12.2021

12

«Золотая рыбка» (оригами)

Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками.

Цветная бумага, схема.

1

28.12.2021

13

«В гостях у мышки» (объемная аппликация)

Закреплять умения аккуратно пользоваться клеем. Выполнять подражательные действия по образцу действиям взрослого.

Развивать интерес к игровым действиям с бумагой и к ее свойствам (рвется, мнется).

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

1

11.01.2022

14

«Расписной цветочный платок» (объемная аппликация)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой, нитками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, нитки, штамп.

1

18.01.2022

15

«Скалярия» (оригами)

Закрепить основное понятие «композиция». Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Цветная бумага, схемы.

1

25.01.2022

16

«Подарок папе» (объемная аппликация)

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Развивать согласованность в движениях рук и глаза. Воспитывать умение планировать свою работу

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

01.02.2022

17

«Кораблик в море» (объемная аппликация)

Упражнять в технике рисования тычком, ватными палочками. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

08.02.2022

18

«Ежик» (объемная аппликация)

Закреплять умения аккуратно пользоваться клеем. Выполнять подражательные действия по образцу действиям взрослого.

Развивать интерес к игровым действиям с бумагой и к ее свойствам (рвется, мнется).

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

15.02.2022

19

«Веточка мимозы» (объемная аппликация)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой, нитками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

22.02.2022

20

«Букет цветов» (аппликация)

Закрепить основное понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

01.03.2022

21

«Морская черепашка» (объемная аппликация)

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Развивать согласованность в движениях рук и глаза. Воспитывать умение планировать свою работу

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

15.03.2022

22

«Вышла курочка гулять» (объемная аппликация)

Упражнять в умении декорировать образы. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

22.03.2022

23

«Павлин» (оригами)

Закрепить основное понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

29.03.2022

24

«Ракета» (оригами)

Закреплять умения аккуратно пользоваться клеем. Выполнять подражательные действия по образцу действиям взрослого.

Развивать интерес к игровым действиям с бумагой и к ее свойствам (рвется, мнется).

Бумага, схемы.

1

05.04.2022

25

«Космическое путешествие»(аппликация)

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Развивать согласованность в движениях рук и глаза. Воспитывать умение планировать свою работу

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

12.04.2022

26

«Зимний и весенний лес» (оригами)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой. Упражнять в умении декорировать образы. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Цветная бумага, схемы

1

19.04.2022

27

«Одуванчик из салфеток» (объемная аппликация)

Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

26.04.2022

28

«Круглое панно с ромашками» (объемная аппликация)

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

11.05.2022

29

«Жужжащая полянка» (аппликация)

Закрепить основное понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

17.05.2022

30

«Кремлевская стена» (аппликация)

Закреплять умения аккуратно пользоваться клеем. Выполнять подражательные действия по образцу действиям взрослого.

Развивать интерес к игровым действиям с бумагой и к ее свойствам (рвется, мнется).

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

1

24.05.2022

31

«Белка под елью»

(объемная аппликация)

Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, вырезать разнообразные предметы, используя знакомые предметы. Развивать внимание, творчество. Применять в работе свои знания и умения.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.

1

31.05.2022

5. Планируемые результаты

По окончанию обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемый результат работы кружка:

Дети умеют:

- правильно пользоваться ножницами;

- вырезать – из квадратов треугольники, из полосок квадраты, умеют вырезать по трафарету;

- пользоваться кистью и клеем, намазывать всю деталь клеем, правильно приклеивает деталь, к фону прижимая ее салфеткой;

- соблюдать ритм в аппликации, симметрию по всей плоскости лист, соотносить предметы по величине;

- в цветовом решении изображения передавать реальный цвет предмета;

- создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники (традиционные техники в аппликации: силуэтная, обрывная, плоская (мозаичная), симметричная, объемная; не традиционные техники в аппликации: из салфеток, из ваты (ватных дисков), из ниток, из природных материалов);

- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «конфета», «мороженое», «блинчик»;

- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба в оригами;

- следовать устным инструкциям.

6. Комплекс организационно – педагогических условий:

Условия реализации программы: Занятия проводятся в помещении логопункта МДОУ «Д/с № 10»

Оборудование: детские столы, стулья.

Информационно – методические ресурсы:

Средства и материалы:

Формы контроля Программы:

Основными методами контроля являются: наблюдение педагога, дидактические игры, изучение продуктов детской деятельности, организация выставок.

Формы проведения педагогической диагностики, оценочные материалы

Диагностика. Выявление уровня развития продуктивных видов деятельности

Диагностика. Уровень композиционных умений

Анализ детских работ

Для диагностики использовалось наблюдение в ходе выполнения задания, а так же готовые работы детей.

Умение детей оценивается по следующим критериям:

1. Умение вырезать.

1.1.Умение держать ножницы:

3 балла – держит правильно;

2 балла – есть незначительные ошибки;

1 балл – неправильно пользуется.

1.2.Умение вырезать круги из квадратов:

3 балла – форма передана точно;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

1.3.Вырезание четырех квадратов из полоски:

3 балла – форма передана точно;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

1.4.Вырезания треугольников из квадрата:

3 балла – форма передана точно;

2 балла – есть незначительные искажения.

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

1.5. Умение вырезать по трафарету

3 балла – форма передана точно;

2 балла – есть незначительные искажения.

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

2. Умения наклеивать.

2.1. Умение пользоваться клеем и кистью:

3 балла – кисточку держит правильно;

2 балла – есть незначительные нарушения;

1 балл – не правильно пользуется.

2.2.Умение намазывать деталь:

3 балла – промазывает полностью;

2 балла – есть незначительные пустоты;

1 балл – плохо намазана деталь.

2.3. Умение приклеивать деталь к фону:

3 балла – правильно кладет, прижимая салфетку;

2 балла – растирает салфеткой;

1 балл – не пользуется салфеткой.

3.Композиция:

3.1. Расположение изображений на листе:

3 балла – по всей плоскости листа;

2 балла – в одной части листа;

1 балл – не продумано, носит случайный характер.

3.2. Ритм:

3 балла – соблюдает;

2 балла – особо не соблюдает;

1 балл – не соблюдает.

3.3.Симметрия:

3 балла – по всей плоскости листа;

2 балла – в одной части листа;

1 балл – не продумано, носит случайный характер.

По результатам диагностики выявили уровень развития продуктивных видов деятельности (см. Таблица 1)

Таблица № 1

Уровень развития продуктивных видов деятельности

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

Σ баллов

Средний балл

Уровень

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Средний балл

С – сформировано

Ф- формируется

Н – не сформировано

Сформировано (3 – 2,4 балла) – ребенок умеет правильно пользоваться ножницами; вырезает – из квадратов треугольники, из полосок квадраты, умеет вырезать по трафарету. Ребенок умеет пользоваться кистью и клеем, намазывает всю деталь клеем, правильно приклеивает деталь, к фону прижимая ее салфеткой. Ребенок соблюдает ритм в аппликации, симметрия по всей плоскости листа.

Формируется (2,3 – 1,7 баллов) у ребенка возникают трудности при пользовании ножницами; вырезает –круги из квадратов, из квадратов треугольники, из полосок квадраты, вырезать по трафарету с незначительными искажениями. У ребенка есть незначительные нарушения в пользовании клея и кисточки, намазывает деталь клеем не полностью – возникают пустоты, приклеивает деталь, к фону растирая ее салфеткой. Расположение изображений на листе в одной части листа. Ребенок ритм не особо соблюдает, симметрия в одной части листа.

Не сформировано (1,6 – 1 балл) ребенок вырезает круг, из квадрата обрезая уголки, форма не удалась, углы не закруглены, не может вырезать по трафарету. Вырезает четыре квадрата из полоски, треугольники из квадрата искажения значительные, форма не удалась. Ребенок не правильно пользуется клеем и кисточкой, плохо намазывает деталь клеем, приклеивает деталь к фону, не используя салфетки. Расположение изображений на листе не продумано, носит случайный характер. Ребенок не соблюдает ритм, симметрия не продумана, носит случайный характер.

Приложение 2

Уровень композиционных умений

(анализ продуктов деятельности)

Умения оценивались по следующим критериям:

1.Расположение изображений на листе:

3 балла – по всему листу или внизу на плоскости;

2 балла – в одной части листа;

1 балл – не продумано, носит случайный характер.

2.Правильность расположение предметов относительно других и основы (фона, полосы):

3 балла – расположены правильно;

2 балла – имеются незначительные неточности;

1балл – имеются значительные нарушения.

3.Соотношение предметов в сюжете по величине:

3 балла – соотношение правильное;

2 балла – имеются ошибки ;

1 балл – не соотносится.

4.Цветовое решение изображения:

3 балла – передан реальный цвет предмета;

2 балла – есть отступления от реальной окраски;

1 балл – цвет предметов передан неверно.

5.Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

3 балла – многоцветная гамма (6 и более цветов);

2 балла – преобладание нескольких цветов в большей степени случайно (4-5 цветов);

1 балл – безразличие к цвету (3 и менее цвета).

По результатам диагностики выявили уровень композиционных умений в сюжетной аппликации (см. Таблица 2)

Таблица № 2

Уровень композиционных умений

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

Σ баллов

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Средний балл

Сформировано (3 – 2,4 балла) – ребенок расположил изображение по всему листу или внизу на плоскости, соотношение предметов по величине правильное, в цветовом решение изображения передан реальный цвет предмета. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: соответствующая замыслу и выразительности изображения (6 и более цветов).

Формируется (2,3 – 1,7 баллов) – ребенок расположил изображение в одной части листа, в соотношение предметов по величине имеются ошибки, в цветовом решение изображения есть отступления от реальной окраски. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная гамма (6 и более цветов).

Не сформировано (1,6 – 1 балл) – ребенок расположил изображение не продумано, носит случайный характер, в соотношение предметов по величине не соотносится, в цветовом решении изображения цвет предметов передан неверно. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: безразличие к цвету (3 и менее цвета).

Таблица 3

Диагностическая карта уровня развития детей

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

С

Ф

Н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

С

Ф

Н

С – сформировано Ф- формируетсяН – не сформировано

7. Список литературы:

ISBN 978-5-9949-1858-6

ISBN 5-89814-073-5

ISBN 5-86617-037-Х

ISBN 978-5-9949-1708-4

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области