Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекция связной речи у ребенка с ОНР в семье.

Привлечь внимание родителей, для коррекции связной речи у детей с ОНР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коррекция связной речи у ребёнка с ОНР в семье.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Для ребенка-дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада – развивать устную связную речь ребенка. К шести годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало – содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. Овладение детьми связными формами высказываний – сложный длительный процесс и, пожалуй, самый трудный в работе воспитателя. И здесь на помощь должны прийти родители.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые приемы обучения связной речи детей, которые с успехом могут быть использованы в семье и окажут значимую помощь в работе логопеда и воспитателя по устранению речевых недостатков.

Как известно, одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности. По данным исследователей, элементы монологической речи появляются у детей третьего года жизни, а к шести голам у ребенка развивается умение строить связные высказывания. Однако, у детей с ОНР происходит запаздывание речевого развития.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

Поэтому при отсутствии целенаправленной работы по обучению составлению связным высказываниям дети с ОНР к моменту поступления в школу не владеют в полном объеме навыками монологической речи.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так ребенок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. («Жили-были дед и … баба» и т.д.). Затем можно переходить к пересказу по вопросам.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – кукольный театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Во время посещения музея дети получают не только эмоциональное удовлетворение, но и учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Дети очень любят рассматривать игрушки. Именно это побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть внимательно игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Затем предлагается сравнить две игрушки, называя наиболее характерные их признаки.

Во время совместных игр с ребенком можно составлять небольшие сюжетные рассказы с использованием игрушек. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Всегда и везде побуждайте ребенка вспоминать и рассказывать о том, что он видел интересного на прогулке, как ходили в гости и т.д.

Памятка

«Учимся рассказывать, играя»

Возьмите несколько предметы и внимательно их рассмотрите с малышом.

Завяжите ребенку глаза шарфом.

Предложите ребенку на ощупь определить, что он держит в руках и, не называя сам предмет, назвать его свойства.

«Я начну, а ты закончи»

Предложить ребенку понаблюдать за тем, что его окружает.

Взрослый начинает предложение («На ветках… появились листочки»).

Предложить ребенку представить, что он художник и попросить его нарисовать картинку словами.

Тему картинку ребенок может придумать сам или ее предложите вы.

Прочитав сказку, предложите ребенку поиграть в нее.

Изготовьте вместе шапочки для героев

(они помогут ребенку войти в роль).

Обыграйте сюжет сказки.

Во время прогулки в лес, на дачу и т.д. предложите ребенку рассказать о предмете, который ему понравился.

А вы – отгадайте этот предмет.

Немаловажное значение для развития связной речи ребенка имеет интонация. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам, но часто у детей, при разучивании стихотворений и инсценировок наблюдается монотонность, невыразительность речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Памятка

«Как читать детям»

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7.Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение
к ней.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области