Технологическая карта совместно-организованной деятельности
Тема: «Почему взрослые работают?»
Степанова Наталья Владимировна
Воспитатель МБДОУ «Ласточка»
Ноябрьск, 2021 год
Возрастная группа: старшая
Форма совместной деятельности: познавательно - игровая
Форма организации: подгрупповая
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Задачи:
- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;
- продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.
Планируемый результат: активно используют в речи, в игровой деятельности основные экономические понятия: бартер, зарплата, деньги; представлять, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.
Оборудование: зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование, картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата».
Ход деятельности
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Ребята, к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними и пожелаем всем хорошего дня. | Дети проходят на ковер, встают лицом к гостям. | 1,5 мин. |
1.1 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Мотивация У каждого есть свои потребности! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или же хотим полетать!Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт. Р Ребята, что это за замечательный предмет? Ребята, хотите полетать на ковре – самолете? Проблемная ситуация: После полета дети находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предлагается высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы. | Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в полет. | 4 мин |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам СОД | Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации,…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег. Затем люди расплачивались за нужные товары камешками, а позже — ракушками. Позже появились металлические деньги – монеты. Со временем люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры. На бумажных деньгах написано, какому количеству монет они равны. Р Ребята, в самом начале мы говорили о наших потребностях. А кто мне скажет, что помогает людям удовлетворять свои потребности? Труд людей разных профессий помогает удовлетворять потребности. Ребята, назовите профессии, которые вы знаете? А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? – Сейчас мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться. Ребята, как вы поняли, о чем этот мультфильм? Что получают люди за работу? Всякая ли работа оплачивается? Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? физминутка | Дети рассказывают о профессиях мам и пап. Беседа после просмотра мультфильма. | 11 мин |
2.1 | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Ребята, художник нарисовал картины, но перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал. | Находят ошибки и рассказывают, что художник перепутал | 6 мин |
2.2 | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Создается проблемная ситуация, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда: Давайте представим, что мы попали в такую страну, где нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести? | В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей. | |
3. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, мы с вами узнали, что давным-давно предшественник современных денег был? ….. Что люди за свою работу получают…... Работа бывает самой разной… А какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться. | Ответы детей | 2 мин |
3.1 | Рефлексия | Выражение эмоционального отношения к деятельности с помощью жестов. | Класс! | 0.5 мин |