Левочкина Елена Александровна
Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок глобальных компетенций.
Размышляя на тему глобальных компетенций и о том, как они развиваются у детей дошкольного возраста, необходимо определиться с самим понятием «Глобальные компетенции». Сразу определимся и с тем, что глобальные компетенции мы будем рассматривать, не выделяя ее в отдельную компетенцию, а как составную часть коммуникативных и социальных компетенций. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь не только сегодняшнего, но и будущих поколений.
Система дошкольного образования, в которой учитывается необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят малышей к жизни в современном мире.
Современные реалии требуют от ребёнка соответствие его следующим качествам:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
- способность строить дружеские взаимоотношения со сверстниками, не зависимо от национальности, религиозных и жизненных ценностей;
- стремление к постоянному развитию, познаванию и обучению.
Почему понятие глобальные компетенции стали актуальными для современных дошколят? Могут ли дошкольные образовательные учреждения способствовать развитию глобальных компетенций? Ответ очевиден. Детский сад играет решающую роль в развитии глобальных компетенций детей, он может предоставить им возможность изучить современные мировые события в игровой форме, которые оказывают влияние, как на мировое сообщество, так и на них самих. Воспитатели могут научить детей как критически и эффективнее использовать цифровые источники информации и средств массовой информации.
Зачем нам глобальные компетенции? Чтобы жить в гармонии в многонациональных сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности детей как в ближайшем будущем, там и в далекой перспективе. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху во многих жизненных ситуациях и будут оставаться таковыми, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Каким образом происходит развитие у детей дошкольного возраста предпосылок глобальных компетенций? Отвечая на этот вопрос, вспомним о том, что детский сад – это идеальное и в тоже время первое общественное место для ребёнка, где он входит в контакт с большим количеством сверстников и взрослых людей. При этом зачастую, бывает, что в одной группе до пяти – шести национальностей, каждая из которых со своими «жизненными правилами», религией, национальным языком, традициями и культурой. Сама среда, атмосфера, режим работы, обучения и отдыха детского сада устроены так, что в ребенке начинают развиваться те качества, о которых мы сказали выше. Если к этому добавить современные образовательные технологии, то предсказуемо включается механизм формирования глобальных компетенций.
Я в своей работе применяю игровые методы:
- Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:
«Комплимент» - похвали друга, глядя ему прямо в глаза, скажи самые добрые слова.
«Улыбка» - подари всем самую добрую улыбку, какая только есть.
Ситуация: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».
- Игры для выразительности речи:
«Изобрази, как бурлит река, шумит волна».
«Каким голосом говорят сказочные герои (колобок, баба Яга, змей Горыныч)».
- Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:
«Расскажи сказку без слов».
«Угадай, что делаем?».
- Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:
«Ты хочешь играть с другом одной игрушкой. Попробуй договориться».
«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения».
«Друзья не хотят принимать тебя в игру, как нужно поступить».
«Два твоих друга поссорились, как их помирить».