Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как преодолеть трудности в обучении обучающихся 7 класса

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель

(начальник учебного курса 7-х классов)

_______________А.Н. Кашкаха

«____»___________2021 г.

План-конспект

воспитательного мероприятия

Тема: «Нет слов таких, чтоб выразить сполна, что значит мать, и что для нас она».

Дата проведения: 23.11.2021 г.

Участники: воспитанники 7 «Г» класса.

Форма: поэтическая гостиная

Цель: способствовать расширению представлений воспитанников о произведениях русских поэтов, раскрывающих ценностное отношение к матери, как главной опоре в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать расширению знаний обучающихся о творчестве поэтов разных эпох, раскрывающих в своих произведениях свои чувства к маме;

Воспитательные:

-способствовать развитию воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия поэзии;

Развивающие:

- способствовать повышению уровня коммуникативной культуры обучающихся.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Методы и приемы

Этапы мероприятия

Элементы ИКТ технологии.

Метод сбора и обработки информации

Подготовительный этап

Элементы технологии деятельного метода

Метод ротации

Организационный момент

- приветствие, самоопределение к деятельности, формулирование темы

Элементы личностно – ориентированных технологий

Групповой метод

Основная часть:

Выполнение заданий 1-4

Элементы информационно-коммуникационной технологии

Метод обобщения

Подведение итогов:

презентация выполненных заданий

Рефлексия: написание стихов

Методическое оснащение: мультимедийное оборудование, презентация

Слайд 1

…Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Классный руководитель: добрый день, товарищи кадеты!

В своем творчестве многие поэты русской литературы обращались к теме и образу, которые я хочу предложить вам рассмотреть сегодня в ходе нашего классного часа.

Начнем с просмотра фрагмента из популярного российского фильма. Ваша задача – просмотрев, ответить на вопрос: Какой образ в поэзии мы будем сегодня рассматривать?

(Просмотр фрагмента из к/ф «Мамы») – 4 мин.

После просмотра фрагмента ответы воспитанников.

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о простом, и в то же время вечном – о любви к матери. Тема эта выбрана не случайно, так как в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации В России отмечается «День матери». В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и бабушек.

Слайд 2

  «Нет слов таких, чтоб выразить сполна, что значит мать, и что для нас она» - эти строки принадлежат венгерскому поэту Шандору Петефи, и именно эти поэтические строки сегодня станут темой нашего мероприятия.

Слайд 3

Знаменитому писателю, актёру и режиссёру Василию Шукшину принадлежат следующие слова: « Мать - это самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное. Она вся состоит из жалости. Все  мы  в  долгу  перед  нашими матерями».

Слайд 4

Как вы понимаете слова известного писателя, актёра и режиссёра?

(ответы воспитанников: мать жалеет детей, любит и ждёт)

Любовь к Маме заложена  в  нас  самой  природой,  но  мы  не  всегда  познаем, как  важно  не  допустить,   чтобы  повседневные  заботы не оттеснили  на  второй  план  любовь  к  самому  близкому  нам человеку.

Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

В произведениях большинства авторов разных лет в этом образе воплотились самые лучшие материнские черты – любовь к детям, верность, сочувствие.

Классный руководитель: Работая в группах, вам предстоит выполнить задания, которые познакомит вас тем, как раскрывают образ Матери поэты в своем творчестве и почему. Выполненную работу каждая группа должна презентовать классу.

(классный руководитель раздает детям карточки разного цвета. В соответствии с цветом карточки дети делятся на четыре группы)

Слайд 5

Группа 1. Детская литература

Познакомьтесь с историей деятельности Агнии Барто по поиску детей. Прочтите предложенные стихи о маме написанные А.Барто. Отражается ли, по вашему мнению, работа в программе «Ищу человека» и чувствах к Маме, описанных в стихах А.Барто? Как это взаимосвязано?

(Приложение 1)

Группа 2 . Золотой век русской поэзии на примере творчества А.С.Пушкина

Познакомьтесь с историей детства А.С.Пушкина. Прочтите написанные им стихи « Няне» и «Ах! умолчу ль о мамушке моей». Проанализировав прочитанное, ответьте на вопрос – к кому «Солнце русской поэзии» питал настоящие сыновьи чувства. Почему?

(Приложение 2)

Группа 3 Серебряный век русской поэзии на примере творчества С.А.Есенина

Познакомьтесь с историей жизни матери Сергея Есенина. Прочтите стихотворение Сергея Есенина «Письмо к матери». Сделайте вывод, каково отношение Есенина к матери? На чем основан ваш вывод?

Работа в группах 5 мин.

Фоновая музыка - Allegro

Классный руководитель: Образ матери был и остаётся одним из основных в творчестве поэтов. Все стихотворения объединяет любовь к матери, нежные чувства к ней. Воспоминания о дорогом человеке связаны с самым прекрасным периодом в жизни – детством и юностью. Всем прекрасным мы обязаны своим матерям. Образ матери, любящей, тревожащейся о своих детях, желающей им только счастливой доли во всех стихах очень лиричный, близкий каждому читателю.

Много стихов о маме мы знаем с раннего детства. Какие детские стихи о маме вы помните?

(ответы воспитанников, примеры стихов)

Классный руководитель: Группа 1 сегодня изучала стихи о маме в творчестве детской поэтессы Агнии Барто и сейчас готовы представить нам результаты своей работы.

Cлайд 6-7

Выступление группы 1

Классный руководитель:

На уроках литературы, с первого класса, вы не раз изучали биографию и творчество Александра Сергеевича Пушкина, ведь он занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни. Какие стихи великого поэта первыми возникают в памяти, когда вы слышите его имя?

(ответы воспитанников, примеры стихов)

Мотив Дома, Семьи и Домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина. Важность темы для Пушкина была обусловлена обстоятельствами его жизни и творчества.  О том, как в стихах А.С. Пушкина раскрывается образ Матери, расскажут кадеты группы 2.

Выступление группы 2

Слайд 8

Видеоролик со стихами «Няне» (1 мин 10 сек)

Слайд 9

Классный руководитель:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

"Ангел-Хранитель над тобой!"

 Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что Он со мной,

И верой в счастье очаруешь.

Я помню, помню голос твой!

Эти строки принадлежат поэту «серебряного века» Ивану Бунину. На уроках литературы вы уже изучали творчество поэтов этой эпохи, в том числе тихи Сергея Есенина, в творчества которого особое место занимала тема природы и Родины. О том, как в своих произведениях С.А. Есенин писал о маме - изучала и готовила доклад Группа 3.

Выступление группы 3

Слайд 10-11

Классный руководитель: Любовь к матери – одна из сокровенных тем не только русской, но и мировой поэзии. Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь. Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери. Однако, в современной поэзии чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Классный руководитель читает стихи «Колыбельная сыну»

(Приложение 4)

На экране ролик – песочная анимация «Мать» ( 4 мин)

Классный руководитель: Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем потребность в маме, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны.

Я предлагаю вам сейчас написать свои стихи - вашим мамам. Затем, поздравляя своих мам с Днем Матери, вы сможете прочитать им эти стихи по телефону или на каникулах при личной встрече.

(работа 3-5 мин)

Товарищи кадеты, благодарю вас за работу. Не забудьте поздравить своих мам с Днем Матери!

Классный руководитель 7 «Г» класса Попова О.Н.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО

учебного курса 7-х классов Походня Н.В.

Приложение 1

Всем известная детская поэтесса Агния Барто прославилась не только стихами, но и добрыми делами. Тысячи людей благодарны ей за работу на радиостанции «Маяк» в послевоенное время. Там Агния Барто вела передачу, которая помогала родным людям, которых раскидала по стране война, воссоединиться спустя годы разлуки.

В 1947 году, сразу после окончания войны, Агния Барто выпустила книгу «Звенигород». Она рассказала о детском доме в Звенигороде, где обитали дети войны – ребята, которые потеряли родных, были оставлены в бомбоубежищах или отосланы родителями в относительно спокойные места. Многие из найденышей не могли ничего рассказать о себе и родных. Кто-то даже не помнил имени матери.

Эта книга вдохновила некую Софью Гудьеву начать поиски своей дочери – им пришлось расстаться во время войны. Женщина написала напрямую Агнии Барто, та же в свою очередь сделала несколько запросов. Дочка Софьи нашлась.

В 1965 году Агния Барто начала вести на радио «Маяк» передачу «Найти человека». К тому времени дети военных лет выросли, память стерла многие страшные моменты и... лица родителей. Агния Барто не просто зачитывала письма в эфире – она тщательно отсеивала крупицы правды, пытаясь выудить из замыленных детских воспоминаний реальные факты, по которым можно найти маму. За восемь лет работы на «Маяке» нашлось более 900 человек. За поиски брались все неравнодушные: на станцию приходили письма не только с просьбами о помощи, но и послания людей, которые сами хотят принимать участие в поисках. За дело брались и взрослые, и школьники, и пенсионеры – все, кто не может сидеть сложа руки, пока еще есть родители, более двадцати лет не видевшие своих детей.

Кто-то записывал имена потерянных и помогал расспрашивать воспитателей в детских домах, другие забывали о работе и бросали все силы, чтобы поскорее связать по телефону найденных спустя столько лет родных. Агния Барто помогала каждому, кому могла. Кто-то рассказывал забавные истории из детства, другие помнили только баню на букву «О» или жуткий ковер над кроватью – и больше ничего. Из осколков детских воспоминаний она собирала картинки, по которым искала выросших людей. Благодаря грандиозной работе Агнии Барто многие семьи объединялись после долгой мучительной разлуки.

Мама

Я говорила маме:
— Не уходи далеко!
Слезы польются сами,
Если ты далеко…
Вдруг ты в лесу дремучем —
И от меня далеко!
Лучше, на всякий случай,
Не уходи далеко.

Мама

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

Мама поет

Мама по комнатам
В фартуке белом
Неторопливо пройдёт,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.
Голос знакомый
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.

Приложение 2

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Его мама Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова. Ей он посвятил стихотворение «Мадонна». Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Приложение 3

С. А. Есенин, или «последний поэт деревни», как он сам называл себя, прожил довольно короткую, но драматичную, полную любви и душевных потрясений жизнь. Лишь за год до смерти С. А. Есенин написал «Письмо матери» в село Константиново, где мать поэта и ждала сына. Окончив школу в родных местах, ее мальчик уехал в Москву. Однако, несмотря на достойную столичную жизнь, он так и не смог полностью преодолеть тягу к Родине и семье. Единственным человеком, которому он мог откровенно поведать об этом, была мать, которая ассоциировалась у него с малой Родиной, куда он, блудный сын, так хотел вернуться.

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей. Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Приложение 4

Колыбельная песня (Вера Инбер)

Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.

Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.

За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.

Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.

Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.

И прилаженную долю
Вскинет, как мешок,
Сероглазый комсомолец,
На губе пушок.

А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой…

Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.

Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.

Вновь пройдет годов немало…
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».

Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.

И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.

А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.

И фланелевые брючки,
Первые свои,
Держат мальчикины ручки,
Пальчики мои.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области