Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательная программа журналистики «ПРЕСС-ЦЕНТР «АЛЬТАИР»»

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства инфор-мации глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные те-лефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рас-сказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр «Альтаир»». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Образовательная программа кружка

«ПРЕСС-ЦЕНТР «АЛЬТАИР»»

Составитель – Корнева А.П,

учитель русского языка и литературы

Кинель, 2021

Информация о деятельности объединения «Пресс-центр «Альтаир»

в 2021-2022 учебном году

Дни работы:

пятница 15.00-17.00

План работы кружка на 2021-2022 учебный год (68 часов)

Дата

Мероприятие/ Тема занятия кружка

1

3.09

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Распределение обязанностей в редакции.

2

3.09

Обсуждение концепции издания. Распределение заданий по сентябрьскому номеру.

3

10.09

Основные требования к информативной публицистике.

4

10.09

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша).

5-6

17.09

17.09

Создание и презентация текста определенного жанра.

7-8

24.09

24.09

Практика. Вёрстка сентябрьского номера.

9-10

01.10

01.10

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

11

15.10

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

12

15.10

Обсуждение октябрьского номера. Распределение занятий.

13

22.10

Практика. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

14-15

22-29.10

Выпуск октябрьского номера.

16

29.10

Особенности газетного языка.

17

12.11

Что такое авторский почерк. Что читать будущему журналисту (обзор литературы).

Участие в конкурсе.

18

12.11

Практика. Работа со справочной литературой.

19

19.11

Обсуждение очередного номера. Распределение заданий.

20

19.11

Анализ изданий периодической печати (журналы, газеты).

21-23

26.11

26.11

Выпуск ноябрьского номера.

24

3.12

Просмотр и прослушивание радио и телепередач, определение их жанровой принадлежности. Методы и приемы, используемые авторами.

25

3.12

Правовые и этические нормы работы журналиста.

Участие в конкурсе.

26

10.12

Закон о СМИ.

27

10.12

Свобода творчества и ответственность.

28

17.12

Эстетика как философская категория.

29

17.12

Эстетика оформления номера.

30

24.12

Сбор материала. Вёрстка номера.

31-32

24.12

14.01

Выпуск декабрьского номера.

33

14.01

Специфика аналитической публицистики.

34-35

21.01

21.01

Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка).

36-38

28.01

28.01

Выпуск январского номера.

39

28.01

Практика. Анализ очерков в печатных изданиях.

40-41

4.02

4.02

Практика: создание очерка.

42

11.02

Анализ и редактирование работ.

43-44

11.02

18.02

Выпуск февральского номера.

45-46

18.02

25.02

Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).

47-49

25.02

4.03

18.03

Практика: творческая работа.

50-51

18.03 -

25.03

25.03

Выпуск мартовского номера.

Участие в конкурсе.

52-53

1.04

1.04

8.04

Редактирование и анализ работ.

54-56

15.04

15.04

22.04

Экскурсия в редакцию газеты.

57-59

22.04

29.04

6.05

6.05

Выпуск апрельского номера.

60-63

13.05

13.05

Выпуск майского номера.

64-65

20.05

20.05

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

66-68

В течение года

Подготовка и создание специальных выпусков.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр «Альтаир»». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 1 год:

1-й год: 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 20 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

знания:

и умения

Виды деятельности обучающихся:

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Учебно-тематическое планирование и содержание программы

Первый год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Журналистика как профессия

2

2

4

3

Функции журналистики

2

1

3

4

Требования к журналисту

2

1

3

5

История российской журналистики

2

-

2

6

Формирование жанров журналистики

4

2

6

7

Язык журналистики

8

4

12

8

Стилистические фигуры речи

4

2

6

9

Стилистические фигуры в тексте

4

2

6

10

Выпуск школьной газеты

5

20

25

Итого

34

34

68

Содержание образовательной программы

1-й год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Формирование представлений о профессии журналиста.

3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Мой город». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.

Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».

8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

Источники информации

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области