Образовательная программа кружка
«ПРЕСС-ЦЕНТР «АЛЬТАИР»»
Составитель – Корнева А.П,
учитель русского языка и литературы
Кинель, 2021
Информация о деятельности объединения «Пресс-центр «Альтаир»
в 2021-2022 учебном году
Дни работы:
пятница 15.00-17.00
План работы кружка на 2021-2022 учебный год (68 часов)
№ | Дата | Мероприятие/ Тема занятия кружка |
1 | 3.09 | Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Распределение обязанностей в редакции. |
2 | 3.09 | Обсуждение концепции издания. Распределение заданий по сентябрьскому номеру. |
3 | 10.09 | Основные требования к информативной публицистике. |
4 | 10.09 | Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша). |
5-6 | 17.09 17.09 | Создание и презентация текста определенного жанра. |
7-8 | 24.09 24.09 | Практика. Вёрстка сентябрьского номера. |
9-10 | 01.10 01.10 | Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). |
11 | 15.10 | Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). |
12 | 15.10 | Обсуждение октябрьского номера. Распределение занятий. |
13 | 22.10 | Практика. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв. |
14-15 | 22-29.10 | Выпуск октябрьского номера. |
16 | 29.10 | Особенности газетного языка. |
17 | 12.11 | Что такое авторский почерк. Что читать будущему журналисту (обзор литературы). Участие в конкурсе. |
18 | 12.11 | Практика. Работа со справочной литературой. |
19 | 19.11 | Обсуждение очередного номера. Распределение заданий. |
20 | 19.11 | Анализ изданий периодической печати (журналы, газеты). |
21-23 | 26.11 26.11 | Выпуск ноябрьского номера. |
24 | 3.12 | Просмотр и прослушивание радио и телепередач, определение их жанровой принадлежности. Методы и приемы, используемые авторами. |
25 | 3.12 | Правовые и этические нормы работы журналиста. Участие в конкурсе. |
26 | 10.12 | Закон о СМИ. |
27 | 10.12 | Свобода творчества и ответственность. |
28 | 17.12 | Эстетика как философская категория. |
29 | 17.12 | Эстетика оформления номера. |
30 | 24.12 | Сбор материала. Вёрстка номера. |
31-32 | 24.12 14.01 | Выпуск декабрьского номера. |
33 | 14.01 | Специфика аналитической публицистики. |
34-35 | 21.01 21.01 | Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). |
36-38 | 28.01 28.01 | Выпуск январского номера. |
39 | 28.01 | Практика. Анализ очерков в печатных изданиях. |
40-41 | 4.02 4.02 | Практика: создание очерка. |
42 | 11.02 | Анализ и редактирование работ. |
43-44 | 11.02 18.02 | Выпуск февральского номера. |
45-46 | 18.02 25.02 | Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы). |
47-49 | 25.02 4.03 18.03 | Практика: творческая работа. |
50-51 | 18.03 - 25.03 25.03 | Выпуск мартовского номера. Участие в конкурсе. |
52-53 | 1.04 1.04 8.04 | Редактирование и анализ работ. |
54-56 | 15.04 15.04 22.04 | Экскурсия в редакцию газеты. |
57-59 | 22.04 29.04 6.05 6.05 | Выпуск апрельского номера. |
60-63 | 13.05 13.05 | Выпуск майского номера. |
64-65 | 20.05 20.05 | Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов. |
66-68 | В течение года | Подготовка и создание специальных выпусков. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр «Альтаир»». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год:
1-й год: 68 часов (2 часа в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 20 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
знания:
и умения
Виды деятельности обучающихся:
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Учебно-тематическое планирование и содержание программы
Первый год обучения
№ | Тема | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Журналистика как профессия | 2 | 2 | 4 |
3 | Функции журналистики | 2 | 1 | 3 |
4 | Требования к журналисту | 2 | 1 | 3 |
5 | История российской журналистики | 2 | - | 2 |
6 | Формирование жанров журналистики | 4 | 2 | 6 |
7 | Язык журналистики | 8 | 4 | 12 |
8 | Стилистические фигуры речи | 4 | 2 | 6 |
9 | Стилистические фигуры в тексте | 4 | 2 | 6 |
10 | Выпуск школьной газеты | 5 | 20 | 25 |
Итого | 34 | 34 | 68 |
Содержание образовательной программы
1-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Формирование представлений о профессии журналиста.
3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определённых групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Мой город». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».
8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.
Источники информации