Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Лексические игры » Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: Образовательные: познакомить детей с многозначными и родственными словами, а также учиться составлять слова из слогов путем их переставления Развивающие: Развивать умение подбирать антонимы, связную речь.
Воспитательные: воспитывать формирование положительного настроя на участие в занятии.
Словарная работа: обогащать словарный запас по теме (барсучиха, барсучата, барсучий).
Индивидуальная работа с детьми: совершенствовать умение произносить слова в единственном и во множественных числах, учиться устно переставлять слоги без зрительной подсказки Предварительная работа: знакомство детей со стихами о зиме. Методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение. Наглядные: показ слайдов презентации. Игровые: выполнять физкультурную паузу под музыку. Оборудование: ноутбук, проектор, доска. Демонстрационный материал: презентация
1.Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы будем заниматься развитием речи! Мы поиграем в игры. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов.
Афанасий Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
II. Основная часть занятия
1. Игра «Один – много» (с мячом)
Мама – мам
Окошко – окошек
Кошка – кошек
Нос – носов
Двор – дворов
Мороз – морозов
Снежок – снежков.
Снеговик – снеговиков
Метель – метелей
Снежинка – снежинок.
Коньки – коньков.
Шапка - шапок.
Шуба - шуб.
Снегопад – снегопадов.
Льдинка – льдинок.
Волк - волков
Чулок – чулок
Носок – носков
Простынь – простыней
Ухо - ушей
Молодцы!
2. Игра «Многозначные слова».
Воспитатель: Как вы думаете, что такие ИГОЛКИ
Дети: иголками мама шьет, вяжет, иголки у ежа, иголки у елки.
Воспитатель: Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Как вы думаете, что такое КИСТЬ
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОЛОКОЛЬЧИК
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА.
Дети: (ответы детей)
Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент
Воспитатель: Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Попробуйте объяснить значения слова КРАН.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое НОЖКА.
Дети: (ответы детей)
- Как вы думаете, что такое ШЛЯПА.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как называются слова, у которых несколько значений?
Дети: (ответы детей)
3. Зрительная гимнастика «Снежки».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
4. Родственные слова барсук, барсучиха, барсучата
Я недавно была в зоопарке и видела барсука . Очень красивый зверек. У слова барсук есть родственные слова: барсучиха, барсучата, барсучий (жир, хвост, нос.)
А теперь вы придумайте со словом КОТ, КОЗА, ЕЖ, ЗАЯЦ
5. Игра «слова с противоположным значением».
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО
МИРИТЬСЯ - ССОРИТЬСЯ
БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ
ЛЕТО-ЗИМА
ХОЛОДНО - ЖАРКО
ХМУРИТЬСЯ - УЛЫБАТЬСЯ
ДЕНЬ-НОЧЬ
УЗКИЙ - ШИРОКИЙ
ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ
ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ
МИРИТЬСЯ - ССОРИТЬСЯ
БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ
6. Физминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
7. Игра « Подбери слова» ????????????
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
8. Упражнение «Составь слово из слогов»
Ма - зи (зима);
ки- сан (санки);
роз - мо (мороз);
га - вью (вьюга),
жок - сне (снежок).
III. Заключительная часть занятия.
Давайте вспомним о чем мы говорили сегодня?
Скажите трудные были задания?
А какое задание вам больше всего понравилось?
Спасибо вам за занятие!
Мы познакомились с понятием многозначное слово.
Подбирали слова с противоположным значением.
И даже составили слова из слогов.