«Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях
согласно требованиям ФГОС ДО»
Многие известные люди посвящали свои труды такой теме, как здоровье. Их высказывания вы можете прочесть на первом слайде.
И так, что же такое здоровьесберегающие технологии?
“Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющая внедрения ФГОС – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии.
Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду:
Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне.
Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Формирование умения поддерживать свое здоровье.
Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности.
Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
Задачи по здоровьесбережению в ДОУ:
-Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
-Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
-Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
развитие физических качеств;
-Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
-Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
-Воспитание привычки повседневной физической активности;
Система здоровьесбережения в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
• Оздоровительные режимы;
• Комплекс закаливающих мероприятий (хождение по “дорожкам здоровья”, пребывание
детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
• Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;
• Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей
(утренняя гимнастика);
• Физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии
оздоровления и профилактики ;
• Логоритмика;
• Организация рационального питания;
• Медикопрофилактическая работа с детьми и родителями;
• Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
• Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий сформирует у воспитанников полезные привычки в начале жизненного пути, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ представлены на данном слайде.
Оздоровительная гимнастика.
Игры – релаксации (игры с водой; игры с песком; сказкотерапия; музыкотерапия.
Разные виды массажа( массаж стоп ,ушных раковин, пальчиковая гимнастика, Су-Джок)
Привитие детям гигиенических навыков.
Массовые оздоровительные мероприятия, например: соревнования, дни здоровья , прогулки-походы.
Упражнения для глаз.
Витаминопрофилактика. Например включение в меню отвара шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты.
Аромотерапия по В. А. Иванченко используется с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний.
Закаливание. Для закаливания используют естественные факторы природы: воздух, воду, солнце.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела.
Фонетическая и логопедическая ритмика. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Занятия по ОБЖ воспитают в детях чувство ответственности за свою безопасность и жизнь.
На данном слайде представлен перечень мероприятий, которые проводятся в ДОУ для педагогов.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей является неотъемлемой частью для достижения лучших результатов по укреплению здоровья детей. Данный слайд содержит пункты, по которым необходимо вести работу с семьей в данном направлении.
Результаты применения здоровьесберегающих технологий отражены на следующем слайде.
На следующих слайдах представлена работа нашей группы по сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.
Закончить свое выступление я бы хотела следующим:
Единственно правильный путь к сохранению и укреплению здоровья детей – знать самим и творчески применять эти знания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Существует легенда. У древнего бога Эскулапа были две дочери – Панацея и Гигиена. Обе владели даром целительства, но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена говорила, что на все случаи жизни одного-единственного лекарства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов Жизни. Этим законам людей надо научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной.
Состояние здоровья в большей степени зависит от самого человека.
Людей, ведущих нездоровый образ жизни, можно разделить на несколько групп:
1) «непросвещенные» (у них отсутствуют знания);
2) «парадоксальные» (знают, что поступают неправильно, но считают, что обстоятельства не позволяют им изменить свой образ жизни);
3) «рабы обыденного сознания» (считают, что это может повредить кому-то, но не им);
4) «упрямцы» (сознательно не желают следовать правилам).
А к какой группе, на Ваш взгляд, относитесь Вы, или это распределение к Вам не относится, так как Вы ведете здоровый образ жизни!?
Помните: «Деньги потерял – ничего не потерял. Время потерял – многое потерял. Здоровье потерял – все потерял».