Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Типологический подход и методика его реализации в курсе география России 8 класс

Целью исследования является разработка методики реализации типологического подхода в курсе география России. Типологический подход в географии и в частности в преподавании географии рассматривался многими исследователями-географами и педагогами, в числе наиболее крупных исследователей следует назвать Н.Н.Баранского, Н.Н.Колосовского, И.В.Никольского, А.И.Преображенского, Ц.Д.Гончикова, В.Ф.Задорожного. [2] Типологический подход в курсе географии, до настоящего времени, применялся в разделах «Экономическое районирование» и «Картографирование». В данной же работе сделана попытка провести типологический подход по всем основным темам курса «География. Природа России. 8 класс». [6] Для реализации поставленной цели практического исследования были определены следующие задачи эмпирической части 1. Разработать тематический план на основе учебника И.И.Бариновой География. Природа России. 8 класс. 2. Составить таблицы в соответствии с разработанным тематическим планом на основе учебника И.И.Бариновой География. Природа России. 8 класс. 3. Определить эффективность проведенной работы по реализации типологического подхода, используя таблицы А.Л.Миллера. 4. Сделать выводы на основе проведенного исследования по реализации типологического подхода на основе учебника И.И.Бариновой География. Природа России. 8 класс.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Типологический подход и методика его реализации

в курсе география России (8 класс).

Ефимова Нина Николаевна

учитель географии МОБУ «СОШ 12 ГО г. Якутск»

г Якутск, Республика Саха (Якутия)

Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. Такая ориентация на личность и ее развитие отражает гуманистическую направленность образования. Гуманизация образования, в том числе и географического, является объективной потребностью современности, так как одним из решений проблемы утверждения общечеловеческих ценностей. Поэтому в преподавании географии необходимо учитывать как личностные, так и деятельностные характеристики обучаемого, обращать особое внимание на обеспечение возможностей для осуществления самореализации, личностного роста, создание уровней для саморазвития творческой индивидуальности, новый субъект – субъектные отношения ученика и учителя.

Целью исследования является разработка методики реализации типологического подхода в курсе география России.

Типологический подход в географии и в частности в преподавании географии рассматривался многими исследователями-географами и педагогами, в числе наиболее крупных исследователей следует назвать Н.Н.Баранского, Н.Н.Колосовского, И.В.Никольского, А.И.Преображенского, Ц.Д.Гончикова, В.Ф.Задорожного. [2]

Типологический подход в курсе географии, до настоящего времени, применялся в разделах «Экономическое районирование» и «Картографирование». В данной же работе сделана попытка провести типологический подход по всем основным темам курса «География. Природа России. 8 класс». [6]

Для реализации поставленной цели практического исследования были определены следующие задачи эмпирической части:

Основой типологического подхода, является изучение разделов, с точки зрения деления на типы.

Изучая географическое положение России, учащимся предлагается таблица, в которой изложено основное деление России, на основании представленной таблицы учащиеся заполняют свободные графы таблицы примерами. Примеры учащиеся приводят самостоятельно по данной теме, потому что края, автономные округа и республики учащиеся в основном знают, так как проживают на изучаемой территории.

По теме «Моря, омывающие берега России», учащимся также предлагается таблица, разделенная на типы морей (внутренние и окраинные), по каждому типу представлены примеры.

При изучении особенностей рельефа России изучаются карты атласа и определяются формы рельефа, преобладающие на территории России. Для этого представлен профиль рельефа России. Изучив профиль рельефа России, учащимся предлагается определить горы и равнины, расположенные на данной территории, выделив крупнейшие из них отмечают их на схеме.

Изучение темы «Минеральные ресурсы России». Учащимся дается краткая характеристика полезных ископаемых и история их происхождения.

При изучении темы «Развитие форм рельефа», учащимся предлагается задуматься над изменением рельефа Земли. Современные рельефообразующие процессы можно разделит на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры, и внешние (экзогенные).

Изучая тему «Типы климатов России», учащиеся работают с картами, после небольшой вводной беседы.

Учащиеся изучают типы климатов и на основании показателей выделяют климатические области, выделяемые в климатическом поясе России, а климат в данном регионе варьируется от климата тайги до климата пустынь, от морского климата побережий до резко континентального внутри материка на той же широте. На основании показателей, характерных для определенного типа климата, учитель приводит учащимся типологию климатов России.

При изучении темы «Образование почв и их разнообразие», учащимся предлагается рассмотреть схему в учебнике, на которой представлены основные типы почв и их соотношение.

Типологический подход в курсе география России предусматривает контроль знаний, построенный на принципе деления на типы. В настоящее время тестов по всем курсам школьной географии опубликовано достаточно много, поэтому выбрать их достаточно просто. Что касается практических работ, то для обобщения знаний по различным отраслям географии тестов разработано достаточно мало, имеющиеся же не приемлемы в 8 классе. Поэтому нами использовался метод, предложенный А.Л.Миллер для контроля знаний при переходе из VIII класса в IX. [9]

По некоторым отраслям, где запоминание факторов размещения затруднительно, например, по химической промышленности, подобные таблицы не разработаны.

В данном практическом исследовании приведена табличная форма контроля знаний. Табличная форма обобщения знаний по изученным отраслям наилучшая, поскольку именно с помощью таблицы лучше всего систематизировать знания. Кроме того, в табличной форме легче обнаружить пробелы в знаниях учащихся.

В зависимости от уровня подготовки класса учитель может упростить любую таблицу.

Использование типологического подхода в курсе «География. Природа России», показал эффективность применения, и что немаловажно, простоту использования данного подхода. За основу взяты исследования Н.Н.Баранского, Н.Н.Колосовского, В.В.Докучаева по изучению природного районирования, картографии и т.д.

Составлены схемы и таблицы, которые упростили использование типологического подхода, и раскрыли учащимся содержание урока. Так же, как показало практическое исследование, использование типологического подхода в курсе «География. Природа России» значительно улучшает запоминание материала, на основе изученной схемы, то есть деления на типы и рассмотрение каждого типа в отдельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области