Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Отдел развития и творчества «Парадокс»
Знакомство с согласными звуками[М] и [М'] и буквой «М»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Возраст детей 5 - 6 лет
Автор-составитель:
Шаврина Любовь Федоровна,
педагог дополнительного образования
г. Оренбург 2021
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М).
Образовательные задачи:
- познакомить с буквой М,
- активизировать словарь;
- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в словах;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
- закреплять умение отвечать на вопросы, давать характеристику звука с использованием схем;
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука «М»
(шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», квадратики (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М».
Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, карточки для определения твёрдых и мягких звуков (синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», буквы М для штриховки.
Сюрпризный момент: набор геометрических фигур для сборки двух снеговиков (2 больших круга, 2 круга поменьше, 4 круга еще меньше, 10 кружков маленьких, 1 треугольник синий, 1 треугольник красный, 1 трапеция синяя, 1 трапеция красная)
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой.
- Вы готовы? Проходите и встаньте к своим стульчикам (Дети подходят к стульчикам.).
- Сядет тот, кто придумает слово со звуком [А] в начале слова.
Повторение изученного материала:
- С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
(А, О, У, И, Ы.)
- Они какие? (Гласные.)
- Почему мы их так называем? (Потому что их можно петь свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)
II. Работа с новым материалом
- Ребята, я для вас приготовила загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно.
1.Сидит девица в темнице,
А коса на улице! (Морковь.)
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина.)
- Ребята, слушайте следующую загадку.
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)
- А какой один и тот же звук слышится в начале слова?
- Мы сегодня будем знакомиться со звуком [М].
- Давайте сначала произнесём звук [М](Хором, индивидуально).
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- Что происходит с нашими зубами? (Они смыкаются.)
- Где находится язык? (За зубами.)
- А воздух выходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду.)
- Что ему мешает? (Губы.)
- Звук [М] какой? (Согласный, твёрдый.)
- Каким цветом мы его обозначаем? (Синим.)
- У нашего звука [М] есть братец звук [МЬ], произнесите звук [МЬ].
- Как мы его произносим? (Мягко.)
- Если мы его произносим мягко, значит это какой звук? (Согласный, мягкий.)
- Каким цветом мы его обозначаем? (Зелёным.)
- А теперь давайте посмотрим, кто из нас хорошо запомнил про твердый и мягкий согласный звук, и кто самый внимательный. Я вам предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни». Я буду называть слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [М], а если [МЬ] – то топнуть. (Мандарин, машина, медведь, книга, мел, молоко, мед, мелочь, лимон, матрешка, мина, тетрадь.)
Физкультминутка
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Мы читали и устали
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали - раз, два, три,
Ножками потопали – раз, два, три.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
Сели, встали, сели, встали
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнём.
Определение места звука [М] в слове.
-Ребята, посмотрите на свои картинки и определите место звуков [М], [МЬ] в словах. Если в слове есть звук [М], поставь точку на линии синим карандашом, если есть звук [МЬ] - зеленым соответственно местонахождению звука в слове: в начале, в середине, в конце.
(Картинки: малина, кукла, улитка, мел, медведь, кормушка, мыло, дом, аквариум, лимон, мышка)
Знакомство с буквой М.
- Дети, что мы можем сказать про звуки? (Да, мы их слышим и произносим.)
- А буквы? (А буквы мы видим и пишем.)
- Итак, наш звук [М] на письме обозначается буквой М (м). Вот она, посмотрите на букву внимательно и скажите, а на что похожа буква М?
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М. (Молодцы.)
Звуко – буквенный анализ слова
- Ребята, а сейчас давайте построим звуковые домики для слов.
- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак, мел)
- Под маком нарисован прямоугольник, мы знаем, что это домик для слов. Давайте заселим в домик слово МАК.
- Посчитайте, сколько звуков в слове МАК? (три)
- На сколько комнат будем делить дом? (На три)
- Какой звук первый? ([M] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом)
- Первую комнату покрасим каким цветом? (Синим)
- Почему? (В этой комнате будет жить согласный, твердый звук, мы его обозначаем синим квадратом)
-А какой второй звук? ([А] - гласный)
- А вторую комнату покрасим каким цветом? (Красным)
- Почему красным? (В этой комнате будет жить гласный, мы его обозначаем красным квадратом)
-А какой звук последний? ([К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом)
- Третью комнату покрасим каким цветом? (Синим)
- Почему? (В этой комнате будет жить согласный, твердый звук, мы его обозначаем синим квадратом)
- А сколько слогов в слове МАК? (Определяют хлопками – один).
- Молодцы справились с заданием.
Составление предложений со словом МАК
- Ребята, а сейчас давайте составим предложения со словом МАК из трёх слов. (Схема предложения на доске)
- Сколько слов в предложении? (Три)
- Какое первое?
- Какое второе?
- Какое третье?
- Молодцы ребята и с этим заданием справились.
- Ребята, давайте встанем в круг (дети встают в круг).
- Ребята, а еще я вам приготовила букву М, чтоб вы ее заштриховали и запомнили. Давайте заштрихуем букву М.
Сюрпризный момент
- Ой, ребята, посмотрите, здесь лежат снежные комочки. Давайте из них соберем снеговиков. Первая команда собирает Снеговика с синим носом и синим ведром, а вторая команда собирает Снеговика с красным носом и красным ведром. А теперь, кому понравилось занятие встаньте у снеговика с красным носом, а кому не понравилось занятие, встаньте у Снеговика, с синим носом.
Итог занятия
- Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой М (м).)
- Какой звук она обозначает? (Звук [М].)
- Какой это звук? (Согласный)
- А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)
- Правильно.
- А что вам больше понравилось?
- Что интересного запомнилось?
- Вы очень хорошо работали, молодцы!
- Ребята, а еще я вам приготовила букву М, чтоб вы ее заштриховали и запомнили. Давайте заштрихуем букву М.
Сюрпризный момент
- Ой, ребята, посмотрите, здесь лежат снежные комочки. Давайте из них соберем снеговиков. Первая команда собирает Снеговика с синим носом и синим ведром, а вторая команда собирает Снеговика с красным носом и красным ведром. А теперь, кому понравилось занятие встаньте у снеговика с красным носом, а кому не понравилось занятие, встаньте у Снеговика, с синим носом.