Рабочая программа
кружка театрализованной деятельности
«Теремок»
(по развитию социально-коммуникативных
качеств воспитанников раннего возраста
через театральную деятельность)
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Особым событием в жизни малыша 1,5—3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но в том случае, если адаптация крохи к дошкольной организации прошла легко и естественно.
В раннем возрасте наблюдается интенсивное физическое и психическое
развитие ребенка, поэтому любые изменения привычной обстановки, новые условия, в которые попадает малыш, могут привести к чрезмерному напряжению жизненных сил, нарушить гармоничность и последовательность развития.
Поскольку у ребенка раннего возраста только начинает формироваться
эмоциональная сфера — чувства еще весьма неустойчивы, то изменение привычного распорядка часто сопровождается беспокойством, напряженностью, раздражительностью.
Отсутствие эмоциональных проявлений, замкнутость и заторможенность поведения тоже сигнализируют о наличии проблем в привыкании ребенка к детскому саду. Кроме того, на протекание процесса адаптации будут влиять особенности темперамента малыша. Переживания ребенка часто влияют на сон и аппетит — малыш плохо засыпает, отказывается от еды. Детей не привлекают игрушки, пропадает интерес к окружающему пространству, снижается речевая активность.
В этот период в общении с ребенком нельзя игнорировать его желания. Нужно стараться переключить внимание ребенка на новые игрушки, увлекательную деятельность, предложить в чем-то помочь педагогу. Таким образом, в процессе адаптации ребенка можно использовать такие приемы, как театральная игра на которую и настроена наша программа.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.
Наша программа нацелена на формирование коммуникативных качеств и социализации у дошкольников средствами театрализованной деятельности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная — в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Ранний возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно показать воспитанникам примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т. д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства. Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.
Данная программа составлена для воспитанников раннего возраста возраст.
Цель
Задачи
- Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
- Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.
-Реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность.
-Последовательно и поэтапно знакомить детей от 1.5 до 3 лет с театральным искусством, через эстетическое восприятие.
-Развивать у воспитанников интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;
-Учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;
- Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
-Развивать речь воспитанников с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
-Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях);
-По средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
-Знакомить воспитанников с приемами кукловождения настольных кукол.
- Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
-Развивать инициативу и самостоятельности воспитанников в играх с театральными куклами.
-Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т. д.);
Рабочая программа предназначена для воспитанников первой младшей группы раннего возраста и рассчитана на 36 недель.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.
Формы и режим кружковой работы:
Работа включает в себя творческую деятельность воспитанников, как совместную, так и самостоятельную:
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 4 раза в месяц по 8-10минут.
Основные принципы программы:
Содержание программы
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от воспитанника решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей воспитанника, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя воспитанник, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Воспитанники становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым в совместной деятельности:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива воспитанников
• ряженье
• инсценировка стихов, сказок;
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты - аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка-игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки;
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать воспитанникам знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник овладевает умениями и навыками
Восприятие театрального представления:
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить выразительно;
В игровой деятельности:
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения воспитанник узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
• про смысл театральной постановки.
Перспективное планирование театрализованной деятельности детей раннего возраста
Месяц | Тема | Задачи | Материал и оборудование | Методы и приёмы |
Сентябрь 1неделя | «Мир игрушек» | Образовательные: познакомить воспитанников с сюжетными игрушками. Показать разнообразные действия с ними (мишка, зайчик - идёт, сидит, танцует поёт и т. д.) Развивающие: Развивать интерес к играм с сюжетными игрушками. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к игрушкам | Игрушки: мишка, белочка, лисичка, зайчик, мишка. | 1. Знакомство с игрушками (как можно играть с игрушками) 2. Игра-ситуация «К нам гости пришли» |
2 неделя | «Мир кукол» | Образовательные: познакомить воспитанников с куклами. Показать разнообразные действия с ними (кукла поёт, ходит, сидит, танцует) Развивающие: Развивать интерес к играм с куклами. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к куклам. | Игрушки: куклы Музыкальное сопровождение: «Пляска с куклами» обр. Ан. Александрова | 1. Знакомство с куклами (как можно играть с куклами) 2. Игра-ситуация «Знакомство с куклами» 3. Слушание, выполнение движений под музыку «Пляска с куклами» |
3неделя | Игра-имитация «Солнышко проснулось» | Образовательные: 1. Установить с воспитанниками эмоционально-положительный контакт. Развивающие: 2. Развивать интерес к совместной со взрослым деятельности. Воспитательные: 3.Формировать желание участвовать в общей импровизации | Иллюстрация с изображением солнышка. Музыкальное сопровождение: лёгкая ритмичная музыка. | 1. Чтение потешки «Солнышко-проснулось» 2. Воспроизведение отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) 3. Имитация основных эмоций человека (солнышко выглянуло –дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). |
4 неделя | Игра-имитация «Веселые матрешки» | Образовательные: 1. Вызвать удовольствие от действий в платочках. Развивающие: 2. Развивать интерес к совместной деятельности с другими детьми. Воспитательные: 3. Продолжать формировать у детей положительное эмоциональное состояние от игр. | Атрибуты: платочки для матрешек. | 1. Чтение потешки «Мы весёлые матрёшки» 2. Воспроизведение цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать) 3. Музыкально -римтические движения под музыку «Вот как пляшем» |
Октябрь 1 неделя | Игра -имитация «Трусливый зайка». | Образовательные: 1. Вызвать удовольствие от действий в шапочках Развивающие: 2. Развивать интерес к совместной деятельности с другими воспитанниками. Воспитательные: 3. Продолжать формировать у воспитанников положительное эмоциональное состояние от игр | Атрибуты: шапочки зайцев. Музыкальное сопровождение: музыка-шуршание; стук дятла; крик совы; кваканье лягушек. «Зайка»-русская народная мелодия, обр. Ан. Александрова | 1.Чтение потешки «Трусливый зайчик» 2. Воспроизведение цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик услышал кто-то шуршит, испугался и убежал) 3.Слушание: «Зайка» |
2 неделя | Игра-ситуация «Что растёт на грядке | Образовательные: 1. Формировать представление воспитанников об урожае овощей. Развивающие: 2. Развивать двигательную активность воспитанников. Воспитательные: 3. Формировать интерес к деятельности взрослых, ухаживающих за растениями на огороде. | 1. Игра «Приходи на огород» 2. Слушание песни «В огороде заинька» 3. Хороводная игра «Зайка шёл» | Музыкальное сопровождение: русская народная песня «В огороде заинька», ритмичная музыка. Атрибуты: шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др, зайчик (мягкая игрушка) |
3 неделя | Игра-затея «Блины пекут» | Образовательные: 1. Подготовить воспитанников к активному участию в совместных театрализованных играх. Развивающие: 2. Развивать общительность. Воспитательные: 3. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость детей. | Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка, «Ладушки»-русская народная мелодия. | 1. Игра-разминка «Везём колоски». 2. Игра-затея «Блины пекут» 3. Пение «Ладушки» |
4 неделя | Настольный театр «Курочка ряба» | Образовательные: 1. Побуждать воспитанников эмоционально откликаться на содержание сказки. 2. Привлечь воспитанников включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение. Развивающие: 3.Развивать звуковую культуру речи: внятно произносить гласные звуки: а,о,у, и (а- а а, ко -ко, тук -тук, тук, пи-пи-пи) Воспитательные: 4. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость воспитанников | Атрибуты: персонажи сказки «Курочка Ряба» (или игрушки, куклы театра бибабо); декорации (домик с дверкой, печка, стол, лавка) | 1. Рассматривание игрушек. 2.Беседа с детьми: -Это кто? (дед) -А это кто? (бабка) -Как звали курочку? (Ряба) 3. Показ сказки. |
Ноябрь 1 неделя | Игра-ситуация «Коза рогатая» | Образовательные: 1. Учить детей использовать воображаемые действия и предметы. Развивающие: 2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Воспитательные: 3. Формировать желание играть со сверстниками | Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка, русская народная песня «Ах ты, берёза» Атрибуты: козочка, сорокаигрушки, кастрюля | 1. Игра с козочкой «Ласковая козочка, на головке- розочка» 2. Инсценировка русской народной потешки «Сорока-сорока» 3. Игра-инсценировка «Идёт коза рогатая» 4. Свободная пляска детей под народную музыку «Ах ты, берёза» |
2 неделя | Настольный театр «Петушок и курочка» | Образовательные: 1. Продолжать знакомить воспитанников с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах. 2. Формировать познавательную активность. 3. Привлечь воспитанников включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение Развивающие: 4.Развивать звуковую культуру речи: внятно произносить гласные слоги: «Ку-ка-ре-ку; «Кудах-тах-тах», «Ко-ко-ко» Воспитательные: 5. Воспитывать любовь к птицам. | Музыкальное сопровождение: «Петушок» муз. Т. Потапенко, слова Н. Найдёновой Атрибуты: ширма-раскладушка, игрушки театра бибабо (петушок, курочка) | 1. Показ сказки «Петушок и курочка» 2. Пение песни «Петушок». 3. Музыкальная игра «Вышла курочка гулять» |
3 неделя | Игра-ситуация «Стоит в поле теремок» | Образовательные: 1. Формировать умение следить за сюжетом сказки. Развивающие: 2. Развивать внимание. Воспитательные: 3. Приобщать детей к театральной деятельности, вовлекать детей в игру. | Атрибуты: русский народный костюм; убранство в русском народном стиле (лавочки, самовар, скатерть); фигурки настольного театра (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь) | 1. Показ настольного театра «Теремок» 2. Беседа по сказке. 3. Хоровод «Стоит в поле теремок» |
4 неделя | по стихам А. Барто «Игрушки» | 1. Продолжать учить воспитанников внятно произносить гласные звуки, имитировать движения персонажей театрализованного действия. Развивающие: 2. Развивать имитационные навыки, умение выполнять действия с игрушкой в соответствии с содержанием стихотворения. Воспитательные: 3. Вызывать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. | .Музыкальное сопровождение: «Мишка» муз. Е. Теличеевой, «Зайка»-русская народная мелодия, обр. Ан. Александрова Игрушки, изображающие персонажей стихотворений: зайчик, лошадка, козленок, бычок, котенок, грузовик, кораб | 1. Чтение цикла стихов А. Барто. 2. Имитация движений персонажей. 3. Действия детей с игрушками по содержанию стихотворений. |
Декабрь 1 неделя | Показ сказки «Теремок» | Образовательные: 1. Стимулировать эмоциональное восприятие воспитанниками сказки. 2. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать воспитанников, их инициативу. Развивающие: 3. Расширять словарь воспитанников. Воспитательные: 4. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость воспитанников. | Атрибуты: герои сказки | 1. Показ сказки«Теремок» 2. Беседа по сказке. 3. Хороводная игра «Медведь» |
2 неделя | Речевая игра-считалка «Мы сидели на печи» | Образовательные: 1. Прививать воспитанникам интерес к художественному слову. 2. Продолжать учить воспроизводить действия по тексту. Развивающие: 3. Развивать способности работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, память. Воспитательные: 4. Формировать интерес к театрализованной деятельности | Музыкальный репертуар: «Пляска с платочком», муз. Е. Теличеевой Атрибуты: Образные игрушки, соответствующие литературному тексту. | 1. Чтение считалки «Мы сидели на печи» 2. Воспроизведение действий по тексту. 3. Свободная пляска детей с платочком. |
3 неделя | Игра-ситуация «Хлопья снежные кружат» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников слушать сказку. Развивающие: 2. Развивать чувство ритма, умение эмоционально проговаривать фразы, двигательную активность воспитанников. Воспитательные: 3. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость воспитанников. | Музыкальное сопровождение: Музыка вальса, музыка метели. Атрибуты: игрушки-герои сказки «Теремок» | 1. Игра-имровизация «Падают снежинки» 2. Интонационная разминка «Как воет метель» 3. Беседа по сказке «Теремок» |
4 неделя | Игра-ситуация «Звери встречают Новый год» | Образовательные: 1. Приобщать воспитанников к подготовке новогоднего праздника. Развивающие: 2. Развивать умение следить за сюжетом спектакля. Воспитательные: 3. Вызвать положительные эмоции. | Музыкальное сопровождение: «Ёлочка», муз. Е. Теличеевой Атрибуты: ёлка, куклы бибабо (медведь, волк, лиса, белка) | 1. Показ кукольного спектакля «Новый год в лесу» 2. Беседа по спектаклю. 3. Пение песни «Ёлочка» |
Январь 2 неделя | Показ настольного театра «Девочка чумазая» | Образовательные: 1. Привлекать воспитанников к активному участию в театрализованной игре. Развивающие: 2. Развивать связную речь, грамматический строй речи. Воспитательные: 3. Воспитывать желание быть чистыми, опрятными | Музыкальное сопровождение: «Пляска с куклами», нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой. Атрибуты: большая кукла из моющего материала, предметы для туалета, чистое белье, одежда. | 1. Показ настольного театра. 2. Беседа о спектаклю. 3. Свободная пляска с куклами. |
3неделя | Игра-ситуация «Калачи из печи» | Образовательные: 1. Продолжать знакомить воспитанников с русскими народными сказками. 2. Побуждать к игре с движением. Развивающие: 3. Развивать умение совместно с воспитателем рассказывать сюжет сказки. Воспитательные: 4. Воспитывать поэтическое восприятие. | Музыкальное сопровождение: Ритмичная музыка Атрибуты: Курочка (игрушка); убранство для русской избы (половики, печь, горшок, противень, калачи, баранки); русский народный костюм. | 1. Чтение потешки «Ай-качи-качи» 2. Импровизация по потешке «Ладушки-ладушки» 3. Совместный рассказ сказки «Курочка Ряба» 4. Разыгрывание песенки «Курочка-рябушечка» |
4 неделя | Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка Ряба» | Образовательные: 1. Привлечь воспитанников к драматизации сказки «Курочка Ряба» Развивающие: 2. Развивать звуковую культуру речи; умение пользоваться высотой и силой голоса. Воспитательные: 3. Вызвать интерес к сказке, к ряженью. | Музыкальное сопровождение: «Корочка и цыплятки», муз. Е. Теличеевой. Атрибуты: игрушечные курочка, яичко, дед (из театра бибабо); костюмы мышек (шапочка, хвостик-юбочка, рукавички, бабки (платочки, юбочки); пакет (для костюмов и игрушек) | 1. Сюрпризный момент (внесение пакета с игрушками и костюмами) 2. Беседа с детьми (кого изображает эта игрушка? Кем стала Оля? Чьи это рукавички) 3. Драматизация сказки. 4. Слушание «Курочка и цыплята» |
Февраль 1 неделя | Разыгрывание стихотворного текста «Уронила белка шишку» | Образовательные: 1. Закреплять умение воспитанников с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции Развивающие: 2. Развивать пантомимические навыки, инициативу. Воспитательные: 3. Побуждать воспитанников к активному участию в театрализованной игре, | Музыкальное сопровождение: «Вот как пляшем», белорус. Нар. Мелодия, обр. Р. Рустамова Атрибуты: Шапочки-маски белочек | 1. Беседа о белочке. 2. В гости к белочке. 3. Разыгрывание стихотворения. |
2 неделя | Игра-ситуация «Котик простудился» | Образовательные: 1. Вовлекать воспитанников в ролевое взаимодействие. Развивающие: 2. Развивать поэтический слух. Воспитательные: 3. Приобщать к драматизации на основе русского фольклора | Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка, «Кошка», муз. Ан. Александрова. Атрибуты: Котик (мягкая игрушка) | 1. Сюрпризный момент (внесение котика игрушечного) 2.Инсценирование русских народных потешек: «Уж ты, котик -коток», «Как у нашего кота», «Пошёл котик во лесок» 3. Слушание «Кошка» |
3 неделя | Показ русской народной сказки «Рукавичка | Образовательные: 1.Формировать произвольное внимание. Развивающие: 2. Активизировать интерес к театральному искусству. Воспитательные: 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. | Атрибуты: театр по выбору (на фланелеграфе, театр игрушек, театр плоских картинок | 1. Показ сказки. 2. Беседа по содержанию спектакля. Игра-драматизация фрагмента сказки |
4 неделя | Игра-драматизация фрагмента сказки «Теремок» | Образовательные: 1. Закреплять знания об окружающем. Развивающие: 2. Продолжать развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям. Воспитательные: 3.Воспитывать партнерские отношения в игре | Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка, «Медведь», «Зайка», муз. Е. Теличеевой. Атрибуты: шапочки-маски или элементы костюмов персонажей сказок | 1. Беседа по сказке. 2. Драматизация сказки. 3. Образные упражнения «Медведь», «Зайчик» |
Март 1 неделя | Игра с пальчиками с использованием пальчикового театра «Колобок» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников сочетать слова и движения Развивающие: 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: 3. Вызвать положительные эмоции | Музыкальный репертуар: «Вот как хорошо», муз. Т. Потапенко, сл. О. Высотской Атрибуты: пальчиковый театр по сказке «Колобок» | 1. Беседа по сказке. 2. Игра с использованием пальчикового театра детьми. 3. Пляска «Вот как хорошо» |
2 неделя | Драматизация сказки «Козлятки и волк» | Образовательные: 1. Закреплять знания об окружающем. Развивающие: 2. Продолжать развивать умение подражать повадкам животных, их движениям. Воспитательные: 3.Воспитывать партнерские отношения в игре | Музыкальный репертуар: «Идёт коза рогатая», обр. А. Гречанинова. Атрибуты: шапочки-маски или элементы костюмов персонажей сказок | 1. Беседа по сказке. 2. Драматизация сказки. 3. Пение «Идёт коза рогатая» |
3 неделя | Игра-драматизация «Поиграем» | Образовательные: 1. Побуждать воспитанников к активному участию в театрализованной игре. 2. Закреплять умение сочетать движение и речь. Развивающие: 3. Продолжать развивать умение эмоционально выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Воспитательные: 4. Вызвать положительные эмоции | Музыкальное сопровождение: «Догонялки», муз. Н. Александровой Атрибуты: игрушки для настольного театра: лошадка, машина, пароход, самолет, кукла, собачка | 1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Поиграем» 2. Драматизация детьми в соответствии с текстом. 3. Музыкально-ритмические движения «Догонялки» |
4 неделя | Игра-ситуация «Капают капели» | Образовательные: 1. Знакомить воспитанников с приметами весны. 2. Учить соотносить природные явления и музыкальные образы. Развивающие: 3. Продолжать развивать умение выражать образ в двигательной импровизации. Воспитательные: 4.Вызвать интерес к сказке | Музыкальное сопровождение: музыка капели, чириканье воробья, ритмичная музыка. Атрибуты: набор картинок для театра на фланелеграфе (сосулька на крыше; большая сосулька, висящая на крыше сбоку; двор (Тузик гоняется за кошкой; люди идут на работу; едут машины); радостно чирикающий воробей и солнце; сосулька плачет; воробей и ворона. | 1. Прослушивание музыки капели сопровождающиеся показом картинок. 2. Сказка на магнитах «О чём плачут сосульки». 3.Этюды: «Воробышки летают»; «Воробышки пьют воду», «Воробышки радуются весне» |
Апрель 1 неделя | Игра-драматизация «Под грибом» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников проговаривать заданную фразу с определенной интонацией, сочетать речевые высказывания с движениями. Развивающие: 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: 3.Формировать коммуникативные навыки общения | Атрибуты: пальчиковый театр, соответствующие персонажам сказки. | 1. Беседа по сказке. 2. Игра с использованием пальчикового театра детьми. |
2 неделя | Игра-ситуация «Солнечные зайчики» | Образовательные: 1. Побуждать воспитанников к двигательной активности и самостоятельной импровизации. Развивающие: 2. Развивать воображение воспитанников. Воспитательные: 3. Вызвать положительные эмоции | Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка Атрибуты: зеркало, набор картинок для театра на фланелеграфе (солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик; серый зайчик радуется солнышку; серый зайчик видит солнечного зайчика; зайчики играют; серый зайчик растерянно ищет своего друга; сорока трещит; мама зайчиха объясняет, куда подевался солнечный зайчик) | 1. Игра с солнечными зайчиками. 2. Театр на магнитах «Сказка о солнечном зайчике». 3. Беседа по содержанию сказки. |
3 неделя | Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Цыплёнок» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников проговаривать заданную фразу с определенной интонацией, сочетать речевые высказывания с движениями. Развивающие: 2 Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: 3. Формировать коммуникативные навыки общения | Музыкальный репертуар: «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко. Атрибуты: маски-шапочки соответствующих персонажей сказок | 1. Беседа по сказке «Цыплёнок». 2. Драматизация сказки детьми. 3. Образные упражнения «Цыплята и курочка» |
4 неделя | Игра с пальчиками с использованием пальчикового театра «Колобок» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников сочетать слова и движения Развивающие: 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: 3. Вызвать положительные эмоции | Музыкальный репертуар: «Вот как хорошо», муз. Т. Потапенко, сл. О. Высотской Атрибуты: пальчиковый театр по сказке «Колобок» | 1. Беседа по сказке. 2. Игра с использованием пальчикового театра детьми. 3. Пляска «Вот как хорошо» |
Май 1 неделя | Магнитный театр сказка «Репка» | Образовательные: 1. Стимулировать эмоциональное восприятие воспитанниками сказки. 2. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать воспитанников, их инициативу. Развивающие: 3. Расширять словарь воспитанников. Воспитательные: 4. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость воспитанников. . | Атрибуты: театр на магнитах | 1. Показ сказки. |
2 неделя | Игра с пальчиками с использованием пальчикового театра «Колобок» | Образовательные: 1. Продолжать учить воспитанников сочетать слова и движения Развивающие: 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: 3. Вызвать положительные эмоции | Музыкальный репертуар: «Вот как хорошо», муз. Т. Потапенко, сл. О. Высотской Атрибуты: пальчиковый театр по сказке «Колобок» | . Беседа по сказке. 2. Игра с использованием пальчикового театра детьми. 3. Пляска «Вот как хорошо» |
3 неделя | Настольный театр «Три медведя» | Образовательные: 1. Стимулировать эмоциональное восприятие воспитанниками сказки. 2. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать воспитанников, их инициативу. Развивающие: 3. Расширять словарь воспитанников. Воспитательные: 4. Формировать эмоционально-положительную отзывчивость воспитанников. | Атрибуты: резиновый театр. | 1.Показ сказки 2.Бесда по сказке |
4 неделя | Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка Ряба» | Образовательные: 1. Привлечь воспитанников к драматизации сказки «Курочка Ряба» Развивающие: 2. Развивать звуковую культуру речи; умение пользоваться высотой и силой голоса. Воспитательные: 3. Вызвать интерес к сказке, к ряженью. | Музыкальное сопровождение: «Корочка и цыплятки», муз. Е. Теличеевой. Атрибуты: игрушечные курочка, яичко, дед (из театра бибабо); костюмы мышек (шапочка, хвостик-юбочка, рукавички, бабки (платочки, юбочки); пакет (для костюмов и игрушек) | 1. Сюрпризный момент (внесение пакета с игрушками и костюмами) 2. Беседа с детьми (кого изображает эта игрушка? Кем стала Оля? Чьи это рукавички) 3. Драматизация сказки. 4. Слушание «Курочка и цыплята» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
4.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.
5.Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.
6.Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.
7.Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.
8Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7
лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
9.
10.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера 2009.
11.Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.
22.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.
23.Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Здоровячок» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №12»)
Рабочая программа
кружка театрализованной деятельности
«Теремок»
(по развитию социально-коммуникативных
качеств воспитанников раннего возраста
через театральную деятельность)
Разработали: Тимохина О.В.
Загороднова Л.Ю.