Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие гибкости мышления старших дошкольников через решение комбинаторных задач в изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей через решение комбинаторных задач.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие гибкости мышления старших дошкольников через решение комбинаторных задач в изобразительной деятельности

Гибкость мыслительной деятельности связана с умением ребенка отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделять новые свойства и отношения объектов. Способность ребенка применять эти средства в новых ситуациях. Задача, которую я поставила перед собой, заключалась в активизации творческого мышления детей посредством мыслительной деятельности с разных сторон в зависимости от особенности ситуации и выделять в одном и том же средстве новые возможности. За основу взяла метод комбинаторных игр, в котором сочетаются комбинаторные действия с языком изобразительного искусства. Эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения, ребенок «играет» по заданным правилам на основе собственных эстетических предпочтений, а в результате получается интересная и совершенно неожиданное изображение. Задания даются в виде игр с художественными материалами. Выполняя задание, дети получают представления о характере линий, пятен, штриховки; учатся работать с цветом: получать холодные – теплые, светлые – темные, глухие – звонкие; использовать контраст; изучают закономерности ритма пятен, линий, штриховки. Итак, обучение ребенка начинается не с обращения к реальной жизни.

Шаг первый – создание абстрактной композиции.

Шаг второй – узнавание образа.

Шаг третий – оформление окончательного варианта.

В каждом рисунке заложено сразу несколько изображений. Это создает условие для постижения в дальнейшем приема создания художественного образа, как соединения нескольких изображений в одном, обретающим в результате иной смысл. Угадывая в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, ребенок тем самым делает важное открытие; он открывает особые изобразительные возможности ритмически организованной формы, удивляется неожиданным для него эффектам. В ходе игры с изобразительными материалами ребенок начинает замечать совпадения этих форм с формами реального мира.

Открытие изобразительных и выразительных возможностей звонких красок происходит с помощью упражнений, которые задаются как игры с различными линиями. Ребенок придумывает им разный характер, чередуя светлые оттенки одного цвета, используя прием растяжки, заполняет пространство между линиями данными полученными цветами.

Организация образовательного процесса может быть построена следующим образом:

1)Упражнения на основе приема или художественного средства.

2)Игра «На что похоже?», открытие изобразительных возможностей ритмически организованной формы.

3)Обыгрывание упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания в процессе совместной эмоциональной рефлексии. Возможно сочинение сказки.

4)Выполнение композиций на основе впечатлений, упражнений.

5)Совместное рассматривание работ .Эмоционально – чувственное переживание созданного образа.

6)Выставка работ .Открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально – чувственном уровне.

Творческое использование метода комбинаторных игр дает положительные результаты. Например, работая с шаблонами. Когда маленький ребенок не может справиться с композицией листа, или он не может что – либо сразу нарисовать, на помощь приходят шаблоны из цветной бумаги. Наклеенная бумага – толчок включить творческую мысль для создания образа на основе шаблона.

Организация листа предполагает обыгрывание шаблона. Например, создание образа дереве – дома. Ребенку предлагается для работы шаблон овальной формы из цветной бумаги. Задание: представь, что это крона сказочного дерева, которого населяют разные животные. Создается проблемная ситуация: как превратить дерево в дом – это дераво, и в тоже время это дом. Дети решают вырезать окна. Окна получаются разного размера и формы. Шаблон наклеивается на чистый белый лист бумаги.

В окнах дети рисуют «жителей» этого необычного дома – дерева, дорисовывают ствол. Далее рисуют траву волнистыми, ломаными, дугообразными линиями, используя прием штриховки «без отрыва руки», заполняют теплыми или холодными, теплыми или темными цветами пучки травы. Таким образом, ребенок создает свою собственную композицию. Шаблоны могу быть самыми разными.

В методике Н.Е.Вераксы «Нарисуй необычное», ребенку предлагается нарисовать «Необычное дерево», «Необычного человека», «Необычную ложку». Суть методики заключается в том, что ребенка просят нарисовать не «нечто необычное», а необычный конкретный объект. Такая задача стимулирует активность ребенка не просто на творческий результат, получаемый в процессе преобразования исходных представлений детей об «обычных» предметах. Такая предметная определенность задания способствует гибкости мышления.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, тем лучше.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Примеры ответов:

Свет – яркий, ласковый, живой;

Солнце - …

Утро - …

Темнота – закрытый, ночной;

Пещера - …

Найти как можно больше признаков для непохожих предметов.

Бревно – коробка; облако – дверь; кукла – снег.

На втором этапе велась работа по подготовке детей к решению комбинаторных задач. Одна из задач этого этапа – выработать у детей умение выделять различные признаки предметов и классифицировать предметы по этим признакам.

Организовать беседу с детьми, направленную на выделение признаков одного объекта, можно с помощью вопросов:

- Что вы можете рассказать о предмете? (Например, апельсин – круглый, яркий, оранжевый; арбуз – большой, круглый, зеленый, с полосками, с хвостиком).

- Что вы можете рассказать о размерах (формах) предметов? (Маленькая, большой, квадратный, круглый, треугольный…)

- В чем сходство и различие этих предметов?

Большое значение в работе с детьми имели игры. Например: «Поезд», «Угадай, что спрятано», «Сравни», «Съедобное – несъедобное» и др.

Игра «Поезд». Педагог объявляет игру в поезд, где картинки, на которых изображены предметы, будут вагончиками, а для скрепления каждого вагончика со следующим необходимо использовать общий признак (смысловую связку) и объяснить его. Например, «яблоко» соединяем с «вишней», так как это фрукты. Вишня созревает летом, когда цветут « ромашки». «Ромашки» стоят в букете в « вазе». В «вазу» и в «кастрюлю» наливают воду. В «кастрюле» варится «курица». «Курица» несет «яйцо». «Яйцо» любит есть маленький «мальчик».

Игра «Угадай, что спрятано». Педагог предлагает детям по словесному описанию определить, какую вещь или игрушку они будут сейчас искать. Например, педагог описывает предмет: «Узкая, длинная, с зубьями» (расческа); «Животное – зеленое, небольшое, прыгающее (лягушка) и т.д.

В процессе работы можно использовать задания на классификацию различных видов6

1.Подготовительные задания. К ним относятся: «Убери, (назови) лишний предмет», «Нарисуй предметы такого же цвета (формы, размера).»

2.Задания, в которых на основание классификации указывает педагог.

3.Задания, при выполнении которых дети сами выделяют основание классификации.

На этом этапе важно сформировать у ребенка ряд элементарных понятий и положений теории множеств. Такие слова как «некоторый», «каждый», «все», «отдельные» и другие, встречаются в большинстве формулировок комбинаторных задач. Без осознанного понимания математического смысла этих слов ребенок не сможет выработать правильные решения.

Организовала работу по усвоению этих понятий следующим образом. Детям предлагала внимательно послушать задачи и решить их:

- Все дети вашей группы пойдут завтра в театр. Пойдешь ли ты в театр?

- Все ли животные имеют волосяной покров?

- Все ли квадраты желтые?

- Часть ребят пойдет в кино, а часть в парк. Пойдешь ли ты в парк Аня?

- Назовите имя каждого мальчика в группе. Сколько среди них различных?

- Назовите имена некоторых девочек группы. Зовут ли хотя бы одну из девочек Машей?

- Отдельные животные зимой впадают в спячку. Можно ли в зимнем лесе встретить животное?

- Почему вы так считаете? Что означают слова (все), (некоторые), (отдельные), (часть)?; Что же больше (все) или (некоторые), (целое), или (часть)?

Подобный анализ задач необходим, так как он позволяет развивать умение анализировать объект с разных сторон, рассуждать самостоятельно. Дети могут составить свои задачи с этими словами.

Формирование комбинаторных способностей – важнейшее условие развития логического и творческого мышления.

Анализ рисунков методики (Нарисуй необычное) показал увеличение комплексных рисунков. Комплексные рисунки отличались большим разнообразием: (конфетное дерево), (летающий человек). (Необычное дерево) – (солнечное дерево): на ветках разноцветные фонарики вместо листьев, а на вершине солнышко. Диалектические рисунки: (девочка – ложка), (дерево – жук), (дерево – лестница), (человек – робот). Характерны подобные описания детьми своих рисунков, стремление изобразить несколько вариантов необычных объектов: (Это- ложка – цветок. Она настоящая ложка, ею можно есть, но она выросла и стала цветком с разноцветными лепесточками).

Таким образом, можно сделать вывод, что комбинаторные задачи имеют огромное значение на развитие гибкости мышления, что в процессе этой деятельности уровень гибкости детей старшего дошкольного возраста повышается. Система обучения, направленная на формирование мыслительных действий, позволило ускорить спонтанный процесс развития гибкости мышления.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области