Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Создание психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья и безопасного поведения у детей с ОВЗ в ДОУ»

Данная программа направлена на профилактику травматизма и формирования культуры безопасного поведения детей с особыми образовательными потребностями в процессе взаимодействия родителей, педагогов ДОУ, социальных партнеров через физкультурно-оздоровительный, профилактический и образовательный модули. Задачи - развитие психофизических качеств детей, выявления и поддержание их инициативы, а также на повышение двигательной активности, как родителей, так и педагогов, т.е. совместную деятельность всех участников - повышение иммунитета всех участников образовательного процесса, гармонизацию детско-родительских отношений, а также создание благоприятного микроклимата в коллективе через привлечение социальных партнеров - формирование осознанного подхода к сохранению своего здоровья и безопасности, а также к здоровью и безопасности другого человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Уважаемые слушатели, позвольте представить вашему вниманию исследовательскую работу на тему «Создание психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья и безопасного поведения у детей с ОВЗ в ДОУ».

Специалисты разных сфер деятельности медицинские работники, педагоги, психологи указывают на то, что в настоящее время в России сохраняется тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным Министерства просвещения РФ, дошкольные образовательные организации посещает 517 343 ребенка с присвоенным статусом ОВЗ, из которых 155 280 человек – дети-инвалиды. По Новосибирской области наблюдается ежегодный прирост данных показателей, составляющий в среднем 930 детей с ОВЗ, из которых 526 человек дети-инвалиды.

Такая ситуация роста детей со статусом ОВЗ провоцирует Министерство образования РФ модернизировать инфраструктуру системы образования, предусматривающая создание условий, позволяющих получать качественное доступное образование подстраиваясь под потребности каждого ребенка.

На сегодняшний день в РФ разработан ряд нормативно-правовых документов регламентирующие организацию образовательного процесса детей с ОВЗ и с инвалидностью. В Новосибирской области с 2011 года реализуется региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», который с 2016 года отражен в требованиях «Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016 – 2020 годы», и продлен до 2027 года.

Данная Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием. [Концепция инклюзии]

Согласно информационной справке о состоянии системы образования, обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Новосибирской области на 1 сентября 2020 года увеличилось количество групп комбинированной и компенсирующей направленности на 9,6%. [Инфо справка]

В Новосибирской системе дошкольного инклюзивного образования работает 244 муниципальных образовательных организаций, в которых находится 265 групп компенсирующей направленности и 901 группа комбинированной направленности. [Магистр]

А это значит, что современная система образования направлена на реорганизацию условий под особые образовательные потребности детей с ОВЗ, и именно безопасность и здоровье таких детей является одним из приоритетных направлений, и одним из критериев эффективности деятельности ДОУ.

В рамках данной исследовательской работы, выполняемой на базе МКДОУ города Новосибирска «Детского сада № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников», было проведено анкетирование педагогического состава, анализ которого определил ряд факторов, ограничивающих совершенствование образовательной системы:

- недостаточное финансирование образовательных организаций;

- переполненность групп компенсирующей и комбинированной направленности;

- не готовность педагогов развивать свой педагогический потенциал, принимать/ работать с детьми с особыми образовательными потребностями;

- отсутствие ряда специалистов, рекомендованных по результатам ТПМПК (тьютор, дефектолог, психолог, инструктор по АФК/ЛФК)

- не заинтересованность/ не готовность родителей тратить больше времени на развитие своих детей, сотрудничать с ДО;

- и т.д.

Данные особенности образовательной системы дошкольной организации создают ряд проблем в плане здоровья и безопасности детей с особыми образовательными потребностями, и затрудняют формирование у них моделей безопасного поведения и их последующую социализацию.

Ранее нами было установлено, что самыми частыми зафиксированными случаями обращениями в медицинский кабинет ДОУ были ушибы и растяжения - 46,4%, головные боли и боли в животе – 38,4%, а также переломам и вывихам верхних конечностей – 1,8% и 3,6% соответственно. Более подробный анализ данных мной был представлен на предыдущей конференции.

Опрос родителей позволил нам выяснить, что, по их мнению, в группе достаточно много случаев заболеваемости детей 87,1%. Дети болеют с частотой от всех опрошенных, основной причиной выделяя постоянный контакт с болеющими детьми (66,7%). По мнению родителей, основной причиной является постоянный контакт с болеющими детьми.

Все эти данные мы учитывали при внедрении Парциальной образовательной программы «Здоровейка».

Программа «Здоровейка» – является вариативной частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Данная программа направлена на профилактику травматизма и формирования культуры безопасного поведения детей с особыми образовательными потребностями в процессе взаимодействия родителей, педагогов ДОУ, социальных партнёров через физкультурно-оздоровительный, профилактический и образовательный модули.

Физкультурно-оздоровительный модуль направлен на развитие психофизических качеств детей, выявления и поддержание их инициативы, а также на повышение двигательной активности, как родителей, так и педагогов, т.е. совместную деятельность всех участников.

Физкультурно-оздоровительный модуль включает:

- утреннюю гимнастику с элементы йоги, стрйтчинга, ритмопластикой;

- к каждой прогулке/занятиям мы подбираем новые игры, либо адаптируем их, с учётом образовательных потребностей детей, что позволит собрать собственную картотеку игр;

- праздники и развлечения мы стараемся разрабатывать так, чтобы были задействованы все участники образовательного процесса. Так на втором году реализации Программы, мы заключили сотрудничество с МБОУ СОШ № 7, которые позволяют нам проводить массовые спортивные мероприятия на своей территории, в рамках требований эпидемиологической ситуации.

Активное содействие в реализации Программы начали также оказывать МБУДО ДЮФЦ «ДЗЕРЖИНСКИЙ», благодаря которым, на базе ДОУ появились такие секции как аэробика и футбол,

Для педагогов был создан клуб «Здоровье», где проводится обмен опытом тренировок по разным направлениям (пилатэс, зумба, бодифлекс и т.п.); благодаря социальным партнерам организуем выездные мероприятия, например, «Выходной в аквапарке».

Для родителей традиционно устраиваем «День самоуправления», где предлагаем родителям, распределившись, провести один день из жизни педагога или, даже ощутить себя ребенком.

Профилактический модуль направлен на повышение иммунитета всех участников образовательного процесса, гармонизацию детско-родительских отношений, а также создание благоприятного микроклимата в коллективе через привлечение социальных партнёров.

Профилактический модуль включает:

- закаливающие мероприятия («Ручеек», солевое закаливание, полоскание горла), аромотерапию (чесночные медальоны). Благодаря социальным партнёрам мы смогли организовать для детей, педагогов и родителей стимулирующую терапию (кислородный коктейль, биовестин).

Совместно с педагогами и родителями мы организовали «Здоровую библиотеку», где каждый может разместить книгу, которая помогла в воспитании или развитии ребенка, а раз в три месяца мы устраиваем встречи клуба «Ладошка», где делимся своими впечатлениями, опытом, и задаем вопросы компетентным специалистам, которые проходят как в очной, так и в дистанционной формате, в зависимости от эпидемиологических условий.

Все действия и мероприятия образовательного модуля направлены в первую очередь на формирование осознанного подхода к сохранению своего здоровья и безопасности, а также к здоровью и безопасности другого человека.

Поэтому первоначальным шагом в данном направлении стало повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ, в вопросах оздоровления детей; приобретение педагогами практических навыков в методиках и технологиях оздоровления детей, с которыми мы также познакомили родителей воспитанников. Раз в квартал к нам приходят специалисты из разных социальных центров, которые говорят с педагогами и родителями о вредных привычках и об образе жизни, их влиянии, как на собственное здоровье, так и здоровье их детей и воспитанников.

Вторым шагом в данном направлении было создание условий для решения задач, направленных на детей в тесном сотрудничестве родителей и педагогов.

Педагогами были разработаны тематические интегрированные занятия для детей, направленные на ознакомление с правилами страховки и соблюдения техники безопасности при двигательной активности в летний и зимний период, на ознакомлением с простейшими правилами сохранения и укрепления здоровья, выполнения гигиенических процедур, соблюдения гигиены одежды и обуви; ознакомления детей со своим телом (строение скелета, значение мышц и т.п.). Данные занятия проводятся активным участием родителей и пассивным участием педагогов.

Были разработаны: дидактическое пособие «Мультняшки» - направленное на социально-коммуникативное развитие детей для упрощённого рассмотрения тех или иных ситуаций, от которых зависит их здоровье и безопасность; а также игровые пособия лэп-буки, направленные на формирование наглядного представления и закрепления знаний и навыков детей, полученных на тематических интегрированных занятиях.

Совместно с педагогами родители изготовили нетрадиционное спортивное оборудование, которое соответствует техники безопасности детей, направленное на оздоровление детского организма, на отработку основных навыков.

Реализуя данное направление в деятельности с детьми мы стараемся использовать современные технологии, так:

- совместно с родителями дети готовят мини-проекты, и защищают их перед своими одногруппниками и детьми младшего возраста.

- совместно с детьми педагоги создали фильм-сказку «День рождения Петушка», направленный на формирование навыков правильного здорового питания у детей, для которого дети сами изготавливали атрибуты, придумывали ход сказки; создали и отсняли творческий мастер-класс «Бифилинчик».

Наш педагогический коллектив отмечает положительное влияние реализации Программы на всех участников образовательного процесса:

- о чём свидетельствует уменьшение числа случаев травматизма;

- уменьшение случаев простудных заболеваний сократилось на 30%. посещаемость детей в группе составило 85%;

- увеличилось число педагогов, вступивших в творческую группу «Островок безопасности» с 10% до 44% соответственно, четверо из которых прошли повышение квалификации по данному направлению;

- 65% родителей отмечают положительные изменения в развитии своего ребенка, 55% принимают активное участие в образовательном процессе.

Таким образом, комплексная систематическая работа со всеми участниками образовательной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями способствует не только снижению травматизма и улучшения показателей здоровья, но и обеспечивает успешное развитие личности ребенка с ОВЗ, расширяя горизонты для их дальнейшей социализации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области