Институт образования – ключевой агент в формировании экологической культуры российской молодежи
Процесс формирования экологической культуры является многосторонним и на него оказывают влияние многочисленные факторы, складывающиеся из особенностей национальных и социокультурных ценностей общества, семейной, образовательной, информационной, правовой жизни общества. Институт образования выступает ключевым агентом социализации молодежи и формирования ее экологической культуры, что, ввиду надвигающейся экологической катастрофы, актуализирует проблему глубокой научной рефлексии социализационного потенциала данного института и его эффективности в процессе экологического воспитания современной российской молодежи.
Институт образования в современной России переживает глубокие изменения, связанные с реформированием всей системы образования в нашей стране, которое вызвало многочисленные кризисные явления в функционировании этого важнейшего для функционирования и развития общества института, и, прежде всего, речь идет о кризисе социализационной функции института образования.
Современная система образования в России, в том числе и в Ростовской области строится на когнитивной парадигме и воспитательная компонента в ней представлена как второстепенная. Институт образования перестал воспитывать, а отсюда и многочисленные проблемы, связанные с девиацией молодежи, снижением ее духовно-нравственного потенциала, уровня культуры, в том числе экологической.
Вместе с тем, отношение к природе выступает важнейшим показателем общей культуры человека, в которой способность тонко чувствовать природу и гармонично взаимодействовать с ней выступает далеко не последним фактором гармоничности самого человека.
Что же можно сказать об экологической культуре современной донской молодежи? Очевидно, она отражает общий уровень экологической культуры российского общества, а он крайне невысокий, что проявляется в критических показателях состояния экологии в России и варварском отношении к природе российских граждан, как молодых, так и взрослых.
Что может сделать институт образования для изменения этой негативной ситуации?
Ответ прост: очень много, поскольку знания о природе и о том, как необходимо к ней относиться, закладываются со школьной скамьи с последующим закреплением на уровне поведенческих практик, различных школьных мероприятий и более глубокой рефлексии взаимоотношений природы и общества в процессе профессионального образования.
Одним словом, основа экологической культуры как части общей культуры общества, отражающей способы взаимодействия человека с окружающей средой и отношение к ней, закладывается в процессе получения личностью образования, и, соответственно, актуализация экологической проблематики в современном российском обществе должна самым непосредственным образом отражаться на содержании образовательного процесса. Необходимо сформировать механизмы осознанного усвоения молодежью ценностей и норм экологической культуры общества как фундамента экологической культуры, и особая миссия в этом процессе отводится институту образования как той сфере, которая ответственна за «духовное строительство» молодежи, творение ее духовного мира и культурного облика.
Через образовательный канал эффективнее, чем через какой-либо иной можно передать ценность природы, необходимость бережного отношения к ней в рамках актуализации проблемы экологического кризиса и возможной цивилизационной катастрофы, которая неминуемо ждет все мировое сообщество при сохранении угрозы экологической катастрофы из-за явной дисгармонии в системе отношений «общество-природа» и огромного урона, который наносит человечество среде своего обитания, удаляясь от своих природных корней и от самой природы все дальше и дальше, замыкаясь в искусственно созданном человеком мире, дальнейшее техногенное развитие которого обуславливает беспощадную эксплуатацию природных ресурсов без адекватных для их восстановления мер.
В данных условиях рождается и социализируется молодежь Дона, изначально дистанцированная от природы как поколение цифровой и информационной эпохи, стремительно развивающейся под лозунгами технологической революции и торжества технологического прогресса. Молодежь утратила то знание о природе, законах ее функционирования, жизненных силах и энергии, так необходимой человеку для восстановления душевных и физических сил, которыми владели наши предки, черпавшие в природе вдохновение и силы для развития и творчества.
Подчинив природу своим потребностям, человек не заметил, как попал в ловушку технологического прогресса, угрожающего глобальной катастрофой всему человечеству, которое уже подумывает о «новом» доме во Вселенной, так как понимает, что при сохранении современных тенденций наша планета может прекратить свое существование гораздо раньше отведенного ей срока, и виной тому является деятельность человека - «венца природы».
Безусловно, без института образования решить эту проблему сложно, но следует иметь ввиду, что в одиночку с проблемой такого масштаба этому институту не справиться, и успешность реализации задачи, связанной с формированием экологической культуры молодежи по типу выстраивания диалоговых отношений с природой, во многом зависит от того, насколько системный характер будет носить экологическая политика государства и насколько активно в процесс экологической социализации будут вовлечены другие агенты социализации молодежи, такие, как институт семьи, спорта, культуры, религии и т.д.
Особенно для института образования важна поддержка со стороны института семьи, связь с которым априори существует и сохраняется на протяжении всей образовательной траектории обучающихся, но на данный момент эта связь утратила единую ценностно-нормативную базу, идеологическую основу, а потому социализационное пространство, представленное этими базовыми агентами социализации - семьей и образованием - стало носить хаотичный, не имеющий единой логики развития характер.
Таким образом, перед институтом образования в Ростовской области стоит сложная задача - формирования гуманного отношения молодежи к природе, но ее решение зависит от многочисленных факторов, среди которых важное место отводится формированию грамотной и эффективной экологической политики российского государства, направленной на формирование системы экологического воспитания подрастающего поколения, а также роли СМИ как мощного агента социализации молодежи в условиях формирующегося информационного общества.