Дошкольный возраст считается важнейшим (сенситивным), в котором надо развивать воображение, закладывать основы творчества.
Л. С. Выготский
Проект: Формирование интереса дошкольников к физической культуре через развитие творческого воображения на физкультурных занятиях.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, инструктор по ФК.
Автор проекта: Подругина Ольга Николаевна.
Проблема: К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором.
Американский доктор, Глен Доман, говорит: «физический интеллект является первой и основной формой человеческого интеллекта», «высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях». Следовательно, если ребёнок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он через всю жизнь пронесёт потребность в них и обретёт здоровье, означающее не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому на сегодняшний день для физического воспитания стоит главная задача: укрепление детского организма, привитие стойкого интереса к физкультурным занятиям.
Актуальность: Окружающий нас мир стремительно меняется. Меняются эпохи, технологии, общество. В основе любого прогресса, прежде всего, стоит человек, человек творческий и креативный. В современном обществе востребованными становятся люди, способные мыслить нестандартно, создавать что-то новое, необычное и находить оригинальные решения в любой ситуации. Поэтому, одно из направлений государственной политики в сфере образования стало воспитание в подрастающем поколении творческого начала. Необходимо также подчеркнуть, что творчество обеспечивает максимальное развитие индивидуальных возможностей каждого человека, развитие его личности и самореализацию в жизни. В основе любого творчества лежит психический процесс воображения. Многие педагоги, исследователи и психологи сошлись во мнении, что воображение – это ключевое новообразование именно дошкольного возраста.
Поэтому, развитие творческого воображения в разных видах деятельности - одна из основных задач системы дошкольного образования. Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Итак, с помощью такого психического процесса как воображение мы познаем мир, соответственно фантазии, игры, сказки и вымысел являются важной стороной жизни ребенка. За счет того, что ребенка мы заинтересовываем с помощью каких либо сказочных персонажей или иным способом включения воображения – усваивается большая часть программы.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям физической культурой, используя новые формы развития творческого воображения.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
Структура проекта.
1 этап – подготовительный.
Цель: анализ литературы, подготовка теоретической базы.
2 этап – основной.
Цель: внедрение различных форм работы для развития творческого воображения.
3 этап – аналитический.
Цель: анализ полученных результатов.
Формы, методы и приёмы работы.
Формы работы для развития творческого воображения:
Методы и приёмы:
Игровой метод - в процессе игровой деятельности организуемой на занятиях, в работе используются имитационные, образно-ролевые и подвижные игры.
Имитационная игра основана на подражательной деятельности как самой простой и понятной для детей данного возраста.
Образно-ролевая игра возникает у ребенка в самом начале етвертого года жизни. Детский психолог Е.Е.Кравцова назвала ее «источником воображения». «Примерка» образа на себя делает ребенка всемогущим: на занятиях он может не только ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но и гудеть, хрипеть и даже выпускать дым. Вхождение в образ начинаем с упрощенных форм (машины, птички) и передаем лишь самые характерные движения (бег, взмахи руками). Постепенно усложняем технику выполнения движений, подключаем эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижения).
Образно-ролевая игра позволяет разнообразить двигательную деятельность, оптимизировать физическую нагрузку
Подвижная игра. Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». К проведению любой игры подходить творчески. Её можно разнообразить, меняя характер героев, цель. и условия, в которых проводится игра, могут быть разными. Таким образом, для самой обычной подвижной игры, в зависимости от поставленных задач, можно придумать десятки интересных и эффективных вариантов.
Проблемный метод - внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение увлекательным. Малыши способны решать простейшие двигательные задачи:
- как спасти котенка, который забрался на высокое дерево (гимнастическую стенку) и боится спуститься?
- во время «путешествия на машинах» дорогу перегородило «бревно» - гимнастическая скамейка. Что делать?
Метод творческих заданий - глубокое усвоение материала возможно только при творческом подходе к выполнению упражнений.
Приемы творческих заданий:
Благодаря этим методам и приемам дети не замечают процесса обучения, они просто заняты интересной деятельностью, в которой создаются двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации двигательного потенциала
Подготовительный этап.
Планирование деятельности:
Основной этап.
Планирование деятельности:
Аналитический этап.
Планирование деятельности:
Конечный продукт:
Создать информационные папки, включающие в себя: конспекты вариативных занятий, игр, этюдов, творческих заданий, загадок, развлечений, сказок и т.д. Использовать их в работе с детьми, для формирование мотивов, интересов, потребностей ориентирующих на выполнение физических упражнений, в которых движения детьми осваиваются с позиции творчества, включающего двигательную импровизацию, двигательное воображение, двигательное экспериментирование.
Литература
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников / Э.Й.Адашкявичене. – М. Просвещение,1983г.
2.Волошина Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н.Волошина, Е.В.Гавришина, Н.М.Елецкая, Т.В.Курилова. – Волглград: Учитель 2013г.
3. ГавриловаВ.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. / В.В.Гаврилова. – Волгоград: Учитель 2014г.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст \ Л.Д. Глазырина. - М. Владос. 2001г.
5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. / В.Г.Гришин. – М. Просвещение.1982г.
6.Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура» / А.Г.Гогобидзе. Санкт- Петербург. Детство- Пресс. 2012г.
7. Дак Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников / Н.Ф.Дак, Е.В.Жердева. Ростов – н/ Дону: Феникс, 2005г.
8.Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. / Е.И.Подольская. –Волгоград: Учитель.2011г.
9. ФоминаН.А. Сказочный театр физической культуры. / Н.А.Фомина и др. – Волгоград: Учитель. 2004г.
10. Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ Танцевально-игровая гимнастика для детей. / Спб.: Детство-пресс. 2000г.
11. Шебеко В.Н.Вариативные физкультурные занятия в детском саду / Пособия для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2003г.