Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи»
Отдел развития и творчества «Парадокс»
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
«Зимующие птицы»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Чистореченька»
Возраст обучающихся: 5- 6 лет.
Подготовила:
Бикташева Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Оренбург, 2021г.
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о зимующих птицах, расширять и активизировать словарь детей по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных;
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Развивающие:
- Развивать связанную речь детей;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам; желание помогать им в зимних условиях.
Дидактический материал: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
Здравствуйте ребята. Я очень рада, что вы пришли на занятие, т.к. сегодня вы узнаете много нового и интересного.
Посмотрите все в окно
Зимой птицам нелегко
Мы окошко открываем
Птичек в гости приглашаем.
Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
2.Сообщение темы
— Ребята посмотрите, к нам в гости прилетели птицы. Давайте их назовем.
— Как можно назвать их одним словом. (Зимующие)
Правильно ребята это зимующие птицы. Эти птицы на зиму не улетают в теплые края, а остаются зимовать вместе с нами. И вот сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах.
3. Основная часть
Посмотрите ребята, к нам прилетела СОВА, которая тоже остается с нами зимовать, с интересными загадками и заданиями. Она просит вас помочь ей, а чтобы понять, что она хочет, вы должны правильно отвечать на вопросы и получать от нее тайные знаки (пазлы), а в конце занятия мы соберем все эти знаки, и поймем, что же хочет наша Совушка. Давайте поиграем в игру «Отгадай-ка!»
Чудный доктор есть на свете
Он деревья лечит, дети.
Где болит? Тук-тук
Раздается в лесу стук.(Дятел)
Днем спит, ночью летает
Прохожих в лесу пугает. (Сова)
Чик-чирик! К зёрнышкам, прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Ребята давайте проговорим чистоговорки о наших зимующих птицах:
ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока
ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона
ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны
ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы
БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей
ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока
БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей
РИ – РИ – РИ - прилетели снегири
РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много снегирей
ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели
ВА – ВА – ВА – глазастая сова
НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне
УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить
4. Рассматривание картинок с описанием птиц
Педагог: Ребята давайте рассмотрим внимательно наших птичек.
Дети рассматривают картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
Ребята, а теперь вы мне расскажите про птиц, которых вы видели.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (педагог показывает на картинку с изображением вороны - большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (педагог показывает на картинку с изображением воробья - маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– А эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел (педагог показывает на картинку с изображением дятла)
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(педагог показывает на картинку с изображением голубя - большой, сизый, воркующий.)
– Давайте еще раз скажем, какие это птицы?
– И почему их так называют?
5. Физминутка
Голуби летели,
На плечи мне сели.
Местами поменялись,
И снова в небо поднялись.
Голуби летели,
На пояс мне сели.
Местами поменялись,
И снова в небо поднялись.
Голуби летели,
На колени мне сели.
Местами поменялись,
И снова в небо поднялись.
Голуби изображаются летающими движениями раскрытых ладошек. Садятся ладошки-голуби на плечи, пояс и колени. Руки меняются местами.
Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. Игра «Улетают – не улетают» Когда дети слышат название перелетной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующие птицы, они обнимают себя руками и садятся (согреваются) | Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку четыре удара пальца по ладони. |
6. Игра на развитие слухового внимания «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
– Какой птички не стало?
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, воробей, сова, галка.
8. Составление предложений по картине
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Упражнение «Один - много»
- Молодцы ребята, вы придумали очень хорошие предложения по картине, а теперь поиграем в игру «Один-много». Я буду называть одну птицу, а вы скажете как будет много птиц.
Одна синица – (Дети отвечают) много…. синиц.
Один дятел – много…. дятлов.
Одна ворона – много…. ворон.
Один воробей – много….. воробьев.
Одина сова – много….. сов.
10. Упражнение «Посчитай-ка»
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
11. Работа в тетрадях
Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.
А теперь, ребята, давайте соберем тайные знаки от Совы и посмотрим, что она от нас хотела. Посмотрите, у нас получилась кормушка, сова просит нас помочь птицам в трудное для них время. Сова просит вас с родителями сделать дома кормушки для птиц и подкармливать их.
12. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что Вам больше всего понравилось?
В конце занятия Сова благодарит детей за правильно выполненные задания (раздает конфеты).