Учимся плавать в домашних условиях
Ваш ребенок начал заниматься плаванием – ему предстоит пройти все ступеньки в освоении мастерства этого удивительного вида спорта.
Плавание – это необходимый навык для человека в его жизни, оно благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действие в ней, а чувство страха. Именно поэтому первые шаги обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
В условиях занятий по плаванию в бассейне с детьми младшего возраста я, как руководитель физического воспитания, к сожалению, часто наблюдаю детей с негативным отношением к упражнениям на опускание лица в воду, погружение в воду с головой. Они упрямятся и упираются, не желают ничего слышать и видеть, даже перестают посещать занятия в бассейне. Это достаточно серьезная психологическая проблема и связана она с водобоязнью или страхом перед водой, ее обилием.
Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, затрудненность дыхания, панический страх перед глубиной. Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, и это стало для него шоком, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде, кого- то насильно внесли в воду, допустили перегрузку или банально недосмотрели за малышом. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде.
В успешном преодолении данной проблемы, наряду со специалистом, ребенку могут помочь родители, потому что у детей младшего возраста сильна связь с близкими людьми, которым они доверяются безоговорочно. И не обязательно для этого ждать лета, поездки к морю, а ускорить весь этот процесс можно в условиях домашней ванны. И первая заповедь здесь — никакого насилия. Идеально, если ребенок сам просится в воду и во время купания чувствует себя в ней вполне комфортно. Если же ребенок при виде воды проявляет отрицательные эмоции, то в подобных случаях подбадриваем ребёнка веселым ласковым голосом.
Важно при этом играть с ребенком в воде, использовать яркие плавающие резиновые игрушки водяных обитателей, рассказывать детям о них, подражать им голосом, движениями. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение быстро передвигаться в воде, смело погружаться в воду, задерживать дыхание, открывать глаза в воде. Если же вдруг случилась негативная ситуация, ребенок испугался и начал плакать, не нужно сразу выводить его из воды, постарайтесь успокоить малыша именно в воде, иначе закрепится связь воды и чувства страха.
Первый этап обучения плавания начинается с ознакомления ребенка с водой, её свойствами (плотностью, прозрачностью) и продолжается до того момента, как ребенок освоился с водой, сможет безбоязненно и уверенно самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейших действия, играть.
Приведу несколько упражнений на освоение с водной средой в условиях домашней ванны.
«Поймай воду». Набрать воду в сложенные ладони и удержать ее в них (кисть «лодочкой»). Пальцы рук должны быть сомкнуты.
«Сделаем дождик». Набрать руками воду и лить себе на голову, на плечи, брызгать самому себе в лицо.
«Полей себе на голову». Набрать воду в леечку (ведерко) и вылить ее себе на голову, на плечи. Важно не отворачиваться от воды, не закрывать лицо и глаза руками.
«Умываемся» («зайчата умываются», «котята умываются»…). Ребенок набирает в ладони воду и умывает лицо.
«Островок». Присесть в воде до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталась только голова.
«Надуй шарик». Сделать вдох, надуть щеки, задержать дыхание.
«Задержка дыхания». На счет «раз — два — три» задержать дыхание после обычного вдоха. Взрослый громко считает вслух. Можно сосчитать до 7 — 8 (длительная задержка дыхания).
Контроль: взрослый подносит горизонтально свой палец к верхней губе ребенка, и убеждается, правильно ли он выполняет упражнение, не выдыхает ли он носом в тот момент, когда надо задержать дыхание.
«Помешаем воду носом» («моем носики»). Задержать дыхание на вдохе и носом мешать воду в ванне.
«Спрячем личико в ладоши». Облегченный вариант опускания лица в ограниченное водное пространство. Ребенок опускает сложенные ладони в воду, подносит лицо к воде и опускает его в зачерпнутую воду.
«Опускаем глазки (лицо) в воду». Глаза закрыть и опустить все лицо в воду. А затем то же самое, только с открытыми глазами.
Для этого упражнения можно использовать и тазик с водой. Взрослый располагает свое лицо на одном уровне с ребенком, смотрит ему в глаза, поочередно (в тазик) или одновременно (в ванне) опуская лицо в воду. Если ребенок на короткое время опустил лицо в воду, надо взрослому его ободрить и убедить: «Ну вот, видишь, совсем не страшно было! Сам ведь сделал, молодец!».
Занятия плаванием поможет Вам вырастить здорового, целеустремленного, успешного и самостоятельного человека.